И все это ради чего? Полное отторжение всего русского исторического, культурного и духовного опыта ради подмены искусственным, заимствованным у Запада понятием «нация», внятного определения которого не могут дать сами националисты. Удалось расслышать только, что «нация — это кровь и почва».

Анатомия русского национализма — 1. Аспекты расправы с русским прошлым

Изображение: Авилов
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1944
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1944

В интервью «Взгляд тамбовского националиста на прошлое и будущее русского народа» мой собеседник на всем протяжении и по завершении выражал недовольство ходом беседы, постановкой вопросов, как ему казалось, непоследовательностью и уклонением от темы.

Главным вопросом для себя он считает будущее национализма в России, а не прошлое народа вообще. Однако именно на прошлом зациклены националистические движения во всех своих мероприятиях. Причем чрезвычайно эмоционально зациклены, с накаленно-страстным желанием окончательной расправы с этим прошлым. Мероприятий же либо литературных трудов, посвященных светлому националистическому будущему русского народа, за всю историю не наблюдалось.

Что ж, предлагаю помочь нашим националистам в размышлениях о том, какое будущее сулит нам их идеология при таком отношении к прошлому своего народа. Для этого выделим и рассмотрим национальный, религиозный, культурный и исторический аспекты русского национализма.

1. Засвидетельствуем неприятие многонациональности и наднациональности русской культуры, мессианской сущности русской духовной традиции.

В обещания, что все национальности в случае прихода к власти националистов получат равные права, равный доступ к образованию, к социальным лифтам и т. д., верится с трудом. Ибо перед нами примеры Украины, Польши, Латвии и других стран Восточной Европы, где к власти пришли националисты. Аналогично в странах СНГ, Таджикистане, Чечне. После распада СССР в этих странах процветало дремучее мракобесие: разграбление советского наследия, ущемление прав «неугодных меньшинств», культурная и научная деградация, деиндустриализация, обнищание, прославление националистов-палачей, холопство перед Западом.

Утверждения, что русский национализм совсем не такой, как у этих всех мелких шовинистов, не подтверждаются ничем, в том числе и вышеуказанным интервью. Практически нет разницы между бандеровцами и русскими националистами ни в способах мышления, ни на практике.

Можно быть уверенным, что, изгнав из страны всех евреев, всех таджиков, армян и т. д., они возьмутся и за чистокровных, но «несвидомых» русских, нежелающих подчиняться националистическому правительству.

2. Засвидетельствуем отвержение православия и других исконных наднациональных религий народа. Одобряется в лучшем случае неоязычество, прославляющее «чистоту крови» и тому подобное. Христианству (равно как и исламу, и буддизму), в конечном итоге, не будет места в националистическом государстве, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1-е Коринфянам15:50).

Они называют христианство — «религией рабов и слюнтяев». Соответственно, язычество — религия свободолюбивых воителей? Как же получилось, что христиане-рабы насилием насадили (как утверждают все ненавистники христианства) свою веру среди язычников-воителей? Почему же предки не защитили своих богов? Достойны ли почтения такие предки? Достойны ли проклятия предки-христиане, одержавшие победу?

Сторонники язычества и близкого ему национализма просто никогда не задаются такими вопросами.

3. Отвержение русской классической культуры, так как все наши классики вовсе не были националистами: Толстой, Тютчев, Лермонтов, Достоевский, Хомяков, Соловьев… Циолковский, Вернадский и многие другие — все они «космополиты», а значит, вредны для нации.

Стоит ожидать костров из книг.

Для тех, кто не понимает о чем речь, напомним, что немецкие националисты устраивали символические акты сжигания литературных произведений неугодных мыслителей. Впоследствии они приступили к сжиганию людей.

При этом можно быть уверенным, что так называемые национал-патриоты толком ничего не читали из классики, не знают ни русской философской мысли, ни литературы Золотого, Серебряного века, ни отечественной музыки, ни изобразительного искусства, ни театра, ни святоотеческого предания, НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ и знать не хотят, так как это «вредный космополитизм».

Поэтому же, когда они иронизируют и ухмыляются по поводу высказываний о том, что «советская власть сохранила и преумножила русскую культуру», хочется спросить, что националисты вообще знают о русской культуре-то, помимо того, что вся она «космополитична» и «НЕнационалистична»?

Придется националистам создавать новые образцы культуры, соответствующие националистической мифологии, на замену всему «космополитическому». А от иностранной культуры мы будем, скорее всего, и вовсе изолированы в конечном итоге.

Будущим поколениям уже не услышать в школьных стенах слова Шейлока из произведения «Венецианский купец» Шекспира:

«Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть — разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать — разве мы не смеемся? Если нас отравить — разве мы не умираем?»

4.Зафиксируем отрицание правильности вообще всей истории русского народа. То есть не было за все время нашего существования правильного общественного устройства, отвечавшего интересам русской нации (которой, кстати, никогда и не существовало). И особо неправильна Советская эпоха (хотя чем она хуже царской России, объяснения не дается).

А раз вся история — неправильная, то и преподавать ее в школе нельзя, ведь будущие поколения нужно воспитывать на положительных примерах, а не отрицательных. Значит, придется в образовательных целях выдумывать историческую мифологию. Кстати, историческое мифотворчество — неотъемлемая черта националистических государств.

И все это ради чего? Полное отторжение всего русского исторического, культурного и духовного опыта ради подмены искусственным, заимствованным у Запада понятием «нация», внятного определения которого не могут дать сами националисты. Удалось расслышать только, что «нация — это кровь и почва». Что-то это напоминает…