Врангель и мещанство. О чем говорят на экскурсиях в Севастополе
Севастополь, несмотря на то, что был основан относительно недавно, имеет богатую героическую историю. Тем самым он привлекает туристов, которые интересуются славным прошлым своей страны.
Недавно на глаза попался ролик, в котором рассказывается об одном спектакле-экскурсии «Дневник одной почтенной дамы», который проводит театр «Мир прекрасен». Особенностью этих экскурсий является то, что на каждой локации туристов ждет актер, одетый в костюм той или иной исторической эпохи или загримированный под какую-нибудь историческую личность.
Вместо рассказа о героической и часто трагической истории города гости услышат о том, где можно было выпить чай и съесть французские пирожные. Почтенная дама расскажет о яхтах, танцах, рождественских елках и прочих фактах из жизни знати города конца XIX — начала ХХ веков. Надо сказать, что весь спектакль пропитан каким-то мещанским душком.
Из речи актера, который играет главу города 1901–1908 гг. Алексея Максимова, мы можем узнать, что градоначальник любил курить, но спиртное не пил. О его непростой судьбе упоминается мимоходом. Говорится, что некие завистники оклеветали достойного чиновника, и что он сам пользовался авторитетом у простых жителей.
На самом деле против Максимова активно работали черносотенцы, временный севастопольский генерал-губернатор, главный командир Черноморского флота и портов контр-адмирал Р. Н. Вирен и местная жандармерия. Они не могли простить градоначальнику его действий во время революции 1905–1906 гг.
Напомним, что Максимов не стал препятствовать в октябре 1905 года тому, что в местную думу вошли «народные депутаты», в том числе и будущий лидер восстания лейтенант П. П. Шмидт. Кроме того, «народные депутаты» получили право совещательного голоса.
Максимов также осудил преступный расстрел демонстрантов 17 октября и открыто выступал за то, чтобы тела убитых были выданы их родственникам.
Во время спектакля-экскурсии туристы знакомятся и со знаменитым русским тенором Леонидом Собиновым. Актер в образе оперного певца также в довольно шутливой манере рассказывает о своем детстве и работе в Большом театре. Про годы, проведенные после Гражданской войны в Севастополе, в проморолике не сказано ничего.
А ведь в 1920 году после бегства белой армии Собинов возглавил подотдел искусств в отделе народного образования Севастополя и сразу же включился в активную работу. 27 ноября он написал докладную записку в отдел народного образования с просьбой национализировать три театра для улучшения их работы:
«Прошу вашего ходатайства перед ревкомом о немедленной национализации тех театров и артистических сил, находящихся в городе, работа которых протекает в крайне ненормальных условиях. В первую очередь необходимо национализировать театры: 1) Морского собрания с его оперным и драматическим коллективом; 2) „Ренессанс“ с коллективом артистов и работников рампы; 3) Театр Общественного собрания с труппой украинских артистов под руководством товарища Глазуненко», — говорится в документе.
Помимо выполнения административных обязанностей Собинов параллельно выступал и на сцене, исполняя главные роли в различных оперных спектаклях.
«И вот опять я у дел. Заведую и музыкой, и драмой, и кино, и художествами, и литературой», — говорится в одном из писем Собинова.
За недолгое время пока Собинов возглавлял культуру в Севастополе, в городе заработали театры, пять кинотеатров, симфонический оркестр им. Луначарского, студии и секции для взрослых и детей и многое другое. Следует отметить, что такая богатая культурная жизнь проходила на фоне разрухи, вызванной последствиями Гражданской войны.
Отдельного внимания, безусловно, заслуживает еще один персонаж, которого гости города встречают на Графской пристани, откуда бежали остатки белой армии. Актер в образе черного барона Петра Врангеля с пафосом, периодически срываясь на истеричный крик, рассказывает о том, как он отстаивал последний оплот белой армии на юге России:
«Здравствуйте, господа! Я уверен, поймете меня правильно и без осуждения, но с пониманием отнесетесь к сложности момента. Последний кусочек старой России Крым белая армия удержать не смогла», — говорит актер в образе Врангеля.
Возникает закономерный вопрос, как можно сейчас, когда против России страны Запада ведут гибридную войну на территории Украины, прославлять человека, который в свое время открыто торговал Родиной. Самое удивительное, что это происходит в Севастополе, городе, который президент России в свое время назвал патриотической столицей нашей страны.
Напомним, что Врангель прибыл в Крым на борту британского дредноута «Император Индии» для того, чтобы возглавить борьбу против своих соотечественников. Тогда, как и сейчас, западные державы охотно воевали против России руками других русских, так же делая ставку на сепаратистские силы.
Кроме того, в отличие от большевиков, Врангель признал прежние долги России перед Францией, о чем он сам писал в своих мемуарах: «Мы должны заявить, что признаем все долговые обязательства предшествующих русских правительств в доле, соответствующей занимаемой нами территории».
Более того, позже Врангель выразил готовность исполнять долговые обязательства независимо от того, какую территорию его администрация будет контролировать: «…признание долговых обязательств надлежит выразить применительно ко всему русскому государственному долгу без оговорок о доле, соответствующей занимаемому нами пространству, ибо, как я подчеркнул Мильерану, мы считаем себя носителями национальной идеи, представителями российской государственности».
Также Врангель приветствовал нападение Польши на Россию и предлагал объединить действия белой и польских армий под руководством французского командования. Он даже отправил в Варшаву своего представителя генерала Махрова для координации совместных боевых действий против Красной Армии.
«Крупные успехи поляков в борьбе с красной армией дают впервые за всё время борьбы возможность, путем согласованных действий польской и русской армий под высшим руководством французского командования, нанести советской власти решительный удар и обеспечить миру всеобщее успокоение и социальный мир. Заключение одного только мира поляков с большевиками оставит общий вопрос не решенным и большевистскую опасность не устраненной.
По сему Главнокомандующий ставит перед французским правительством и командованием вопрос о создании общего связного фронта вместе с поляками против большевиков, при руководящем участии французского командования. В таком случае наши стратегические планы подлежали бы изменению и центр тяжести переместился бы на Украину. Предпринимать эту перемену стратегического плана без одобрения и поддержки французского правительства и командования Главнокомандующий не считает возможным. <…> При активных действиях поляков на правом украинском фланге и концентрации наших действий на левом — возможно образование общего связного фронта с целью полного уничтожения советской власти и успокоения Европы на основе общего мира», — говорится в послании Врангеля французам.
Судя по всему, руководство театра «Мир прекрасен» считает нормальным сотрудничество с иностранными державами во время войны. Ведь неизбежно возникают параллели с современной Украиной, где те же западные страны, как и во время Гражданской войны, снабжают оружием одну из сторон конфликта и предпочитают воевать с Россией руками братского народа, параллельно грабя подшефную территорию. Нужны ли нашему обществу подобные спектакли в нынешних непростых условиях — вопрос риторический.
Напомним, что в Ростове-на-Дону 7 ноября на территории 2-го Донского императора Николая II кадетского корпуса был установлен бюст Петру Врангелю. Уже 30 ноября памятник был демонтирован после возмущения общественности и экспертного сообщества.
Может, наконец, и в Севастополе будет дана честная оценка черному барону и на экскурсиях по городу будут рассказывать больше о героическом и драматическом прошлом города, а не добиваться в провокационной форме сочувствия к прислужнику Антанты.
(теги пока скрыты для внешних читателей)
Сергей Александров 10:43 2.03.24
А что - Севастополь? Я не видел в 2016-м по всему Крыму постеров "Прости нас, государь"? Вы ещё найдите город в России, от Калининграда до Владивостока, где краеведение не "заточено" на "хруст французской булки"...