Как остановить падение интеллекта школьников?
10 августа 2024 года в деловой электронной газете «Бизнес Online» вышло интервью с заголовком «„Много стало тупых“: психолог Людмила Ясюкова о современной школе, которая не учит читать и думать».
Людмила Ясюкова — это кандидат психологических наук и заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. Мониторингом развития способностей школьников она занимается уже более 30 лет с конца 80-х годов. Выводы, которые сделала специалист, неутешительны: происходит сильное снижение интеллекта основной массы детей, которые заканчивают школу, к которому добавляется падение уровня образованности, культуры. Ясюкова утверждает, что чем моложе поколение школьных выпускников, тем хуже обстоят дела с их интеллектуальными способностями.
Особое внимание стоит обратить на то, что речь идет не о какой-то проблеме в школьном образовании, а о негативной тенденции, которая берет начало с момента обрушения СССР и которая не только не преодолена за тридцать постсоветских лет, но и усиливается с каждым годом. Это фактически означает, что интеллектуальный потенциал страны с каждым годом снижается.
Если ситуация действительно такова, как ее описывает специалист, возникает вопрос: через сколько лет нынешние выпускники российских школ и вузов уже не смогут поддерживать даже на нынешнем, далеко не благополучном уровне российскую промышленность, науку, медицину? Особенно остро эти вопросы встают после начала СВО: смогут ли новые поколения защищать Родину в условиях, когда против России работает коллективный Запад? Совместима ли интеллектуальная и культурная деградация с жизнью страны, и если нет, то как мы собираемся ее преодолевать?
Об идущей интеллектуальной деградации в России говорить не любят, очень уж она мешает благостной картинке, что всё у нас в шоколаде. Тем не менее о том, что деградация происходит, свидетельствуют не только слова Ясюковой, но и авторитетные заявления людей, непосредственно связанных с российским образованием и наукой. В 2020 году ректор МГУ Виктор Садовничий на круглом столе «Традиции и качество образования» заявил о том, что уровень подготовки выпускников школ резко упал как по математике, химии, физике, так и по гуманитарным наукам. Похожее заявление сделал в 2021 году президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в ходе всероссийского форума «Молодежь и наука». Он сказал: «Качество студента на выходе из университетов, скажем так, не улучшается, падает. Мы были свидетелями этого процесса и в 1990-е, и в 2000-е годы и связывали это с очевидной причиной беспорядка, который был в стране. Но тем не менее задача заключается в том, как нам качество студента повысить. Но когда университетам высказывается такая претензия, <…> то университеты кивают на школы: „А из школы кто приходит?“ Такие что, извините, надо таблицу умножения учить».
О деградации российского образования все заинтересованные люди прекрасно осведомлены. Ее периодически обсуждают, предлагают различные идеи о том, что с этим делать, однако, как говорится, воз и ныне там. В прошлом основатель Советского Союза Владимир Ильич Ленин говорил: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Сегодня, перефразируя Ленина, справедливо было бы сказать: или Россия победит деградацию, или деградация победит Россию. Весь вопрос в том, как нам вывести «вшей» и кто это будет делать.
Современное российское образование «оседлали» цифровизаторы, они сегодня активно занимаются реформированием школы. Могут ли предложенные ими цифровые образовательные ресурсы и индивидуальные образовательные траектории для школьников стать спасательным кругом для российского образования? Разумеется, нет! В прошлых статьях мы указывали, что опыт западных стран, идущих по пути цифровизации образования, оказался негативным: практика показала, что чем выше уровень цифровизации школ, тем хуже реальные знания учеников. Чем больше ученики подсаживаются на гаджеты, тем сильнее падает их образовательный уровень. Следовательно, цифровизация школьного образования будет усугублять деградацию российского образования и культуры. Так в чем выход, и что могут делать родители, чтобы сдержать негативные процессы?
Людмила Ясюкова говорит, что развитие ребенка зависит от того, по каким учебным программам он учится. Она утверждает, что деградацию можно остановить, если начальная школа вернется к советским школьным программам образца 60-х годов прошлого века. Специалист дает совет родителям: научите ребенка читать еще до школы, помогите ему осмысливать прочитанное и формулировать собственные мысли. «Начальная школа читать не учит. Если родители не озаботились и не научили ребенка читать до школы, то он читать не умеет», — поясняет психолог. Ясюкова указывает, что, согласно собранной ею статистике, только 30% учащихся 11-х классов сегодня обладают полноценным навыком чтения, остальные читать не умеют. «Они не читают именно потому, что не понимают, что читают <…> А когда ничего не читают, то там уровень культуры, конечно, никакой и знания об окружающем мире никакие», — пояснила специалист.
О том, что проблемы с чтением у российских школьников действительно серьезные, свидетельствуют результаты исследования компании Mediascope, представленные в 2023 году на Московской международной книжной ярмарке. Специалисты компании провели свыше 5,6 тыс. интервью с детьми в возрасте от 4 до 17 лет в различных городах России. Исследователи выяснили, что 27% дошкольников и школьников книги не читают. Оставшиеся 73% — это те, кто заявил, что хотя бы иногда берет в руки книги для чтения. Из них 13% — это те, кто за последние полгода не прочитал ни одной книги, 38% — это те, кто прочитал от одной до трех книг, 20% — это те, кто прочел от четырех до шести книг.
Даже эти средние цифры не показывают всей степени неблагополучия выпускников российских школ. Статистика показывает, что чем старше становится ребенок, тем меньше проводит времени за книгой: «в аудитории 9–11 лет читают 81%, 12–13 лет — 72%, 14–15 лет — 69%, 16–17 лет — 64%». Более трети старшеклассников книг не читают!
Лишь около 20% школьников регулярно занимаются чтением, но даже они делают это гораздо реже, чем их сверстники из советской школы. В 2017 году руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимир Собкин отметил, что если 30 лет назад старшеклассники читали 3–4 книги в месяц, то сегодня — в лучшем случае одну. «Важно не только количество книг, но и то, как ребенок читает. У подростков преобладает поверхностное, ориентированное на сюжет чтение», — сказал он на круглом столе, организованном журфаком МГУ им. М. В. Ломоносова.
Чтение само по себе не панацея. Если юноша с увлечением читает лишь фэнтези и детективы, а девушка — приключенческие романы, то вовсе не обязательно из таких читателей получатся культурные и образованные люди. Вопрос о том, что читают молодые люди, чрезвычайно важен, но для начала надо хотя бы увлечь их чтением книг. Очевидным образом, без привычки к чтению России не удастся поднять ни уровень образования, ни уровень культуры, ни интеллектуальный уровень выпускников школы.
Вспомним пример из истории: в 1917 году взявшие власть большевики столкнулись с необходимостью объяснить людям суть предлагаемых ими коммунистических идей. Это нужно было делать быстро и массово, но сложность заключалась в том, что огромная часть населения была безграмотна. Чем дальше от столицы, тем меньше грамотных. Более того, в царской России жили народы и народности, у многих из которых не было собственного алфавита. Нужно было как можно быстрее массово повысить грамотность людей, и большевики засучив рукава взялись решать эту задачу: от создания передвижных библиотек в Красной Армии до строительства изб-читален на селе.
В резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года, говорится: «Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства».
Большевики прекрасно видели проблему, и они понимали, что вопрос выживания страны и их собственная жизнь зависит от того, сумеют ли они у «темных» людей в деревне выработать ясное миросозерцание, сумеют ли дать им культуру и образование, смогут ли направить их на великие стройки. Понимая это, они сумели осуществить то, что впоследствии было названо «русским чудом».
Но понимают ли нынешние российские управленцы, что за последние 30 лет Россия сделала нечто обратное? Деградация образования и культуры привела к тому, что мы увеличили потенциал собственной «темности», который в условиях СВО легко может привести страну на грань катастрофы. Негативную тенденцию нужно переламывать, и это нельзя сделать, не перестроив всю систему социализации от детского сада и школы до трудоустройства выпускников школ и вузов. Но начать надо с того, чтобы увидеть имеющиеся проблемы и начать с ними работать.
Николай Назаренко 11:43 9.09.24
Мне думается, что один из аспектов показанного неблагополучия — это умышленный общественный самоотказ от образования и воспитания, поскольку работать на хозяина или быть коммерсантом без душевной боли можно лишь в условиях нерегистрации этой боли, когда разум и сердце пусты, «обросли шерстью»