Дунаевскому — 120 лет! И это большое событие, этот юбилей большого художника заставляет еще раз обратиться к биографии и творческому наследию великого советского композитора.

Дунаевский — «Во мне осталась любовь к Жизни и Солнцу»

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Дунаевский
Дунаевский

На рубеже 30-х и 40-х годов ХХ века Исаак Осипович Дунаевский находился в самом расцвете своего таланта. Свое 40-летие он заслуженно встречал в зените славы!

За семь лет, с 1934 по 1940 год, Исаак Дунаевский превратился из почти никому неизвестного музыканта и композитора в творца, о котором узнали практически по всему миру. И это не преувеличение! «Веселые ребята» и «Цирк» победным маршем прошагали по миру, и в том немалая заслуга произведений Исаака Осиповича, а его «Песня о Родине» сразу стала «визитной карточкой» страны Советов на всех континентах мира. А что значили для народов СССР песни композитора, даже трудно переоценить.

Читайте также: Советский Моцарт. Кто нам 100 лет строить и жить помогает

Но Дунаевский занимался не только созданием новой музыки. Он одновременно возглавлял композиторскую организацию Ленинграда, руководил в городе на Неве музыкальным коллективом Дворца пионеров, сочетая это с руководством ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в Москве.


Колеса, бегите (И. Дунаевский, сл. М. Волженин) ДХ ЦДКЖ п.у. Дунаевского, 1940

Это не были «формальные» должности, это была реальная и постоянная работа. В 1938 году Исаак Осипович Дунаевский становится депутатом Верховного совета РСФСР.

Но наступил 1941 год. 22 июня. Над мечтой, которую лелеял Дунаевский, над страной, которую он любил и строил, нависла смертельная опасность. И в первые же дни Великой Отечественной войны композитор включается в героическую борьбу страны «с фашистскими ордами Гитлера! Нечего и говорить, что я целиком отдам ей все свои силы».

По заданию Главного Политуправления Красной Армии Исаак Осипович во главе ансамбля ЦДКЖ отправляется в длительную командировку. И пишет песни, так нужные бойцам, народу, всей стране песни. Одной из них стала вошедшая в один из первых документальных «боевых киносборников» песня «На врага! За Родину — вперед!», слова к которой написал всё тот же Василий Лебедев-Кумач.


На врага! За Родину — вперед! (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) хор ЛРК, 1941

Нужно сказать, что помимо новых в «строй песен-бойцов» встали уже «проверенные, испытанные и опытные». Актуальные, зовущие на бой тексты обрели «Каховка», «Марш веселых ребят», «Марш трактористов» и многие другие песни Дунаевского. Рядом с ними поднимала воинов Красной Армии на защиту страны «Песня о Родине».


Марш весёлых ребят – военный (И.Дунаевский – В. Лебедев-Кумач) Л. Орлова, 1941

Весной 1942 года Дунаевский пишет песню, которой суждена была долгая и интересная судьба. Во время одной из поездок с ансамблем ЦДКЖ по Сибири ему на глаза попадается декабрьский за 1941 год номер журнала «Новый мир», в котором было опубликовано короткое стихотворение командира саперного взвода, а ранее журналиста и поэта Марка Лисянского «Моя Москва» («Дорогая моя столица»).

И прямо на экземпляре журнала Исаак Осипович пишет ноты будущей песни. Но в стихах Лисянского было всего два куплета, нужно было дописать хотя бы еще один. Попытки разыскать Марка Самойловича успехом не увенчались, и текст дописал режиссер ансамбля ЦДКЖ Сергей Агранян.


Моя Москва (И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян) З. Рождественская, 1943

За прошедшие с той поры десятилетия текст песни претерпел немало изменений, однако именно эта песня сегодня является гимном столицы Российской Федерации — города-героя Москвы.


Гимн Москвы - Официальная версия (И. Дунаевский, сл. М. Лисянский, С. Агаранян)

Казалось бы, это официальное исполнение официального символа крупнейшего города страны, ее столицы, которое предполагает отсутствие каких-либо эмоций, но мелодия Дунаевского настолько внутренне живая, что все равно вызывает реакцию, заставляет сопереживать музыке.

«Конечно, мелодия может быть рассудочной, умной, корректной. Но я — за горячую, эмоциональную, насыщенную мелодию, мелодию говорящую. Я за почти физиологическое воздействие мелодии, вызывающее смех, улыбки, слезы, грусть, радость, горе, скорбь, надежду, мрак, просветление. Когда такое воздействие мелодии является всеобщим, значит, цель произведения полностью достигнута»,  — считал Исаак Осипович.

В годы войны Дунаевский писал не только боевые песни, но и лирические. Одной из них стал музыкальный рассказ о двух фронтовых подругах: связистке и медсестре, написанный композитором на стихи поэтессы Ольги Фадеевой.


Две подруги (И. Дунаевский, сл. О. Фадеева, 1944) З. Рождественская, 1949

Вообще, за годы Великой Отечественной войны Исаак Дунаевский создал около 100 песен. К огромному сожалению, сегодня можно услышать лишь очень немногие из них. К числу «топовых», знакомых многим, относится и песня, о которой сейчас пойдет речь.


Ехал я из Берлина (И. Дунаевский, сл. Л. Ошанин) Л. Лядова и Н. Пантелеева, 1946

Нужно сказать, что первым исполнителем этой песни стал ансамбль песни и пляски ЦДКЖ, но запись не сохранилась. Песня формально является послевоенной, но как вспоминает автор слов — замечательный поэт Лев Ошанин, первые строчки текста родились, когда еще Красная Армия была только на подступах к Берлину. Но чтобы соблюсти «историческую правду», Лев Иванович хранил их в тайне. А когда был подписан акт о капитуляции Германии сразу же пришел к Дунаевскому.

«Прочитав их, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, „с ходу“, и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать», — вспоминал Ошанин. Но Дунаевский посчитал, что песне нужен припев, которого у Льва Ивановича не было. Продолжив импровизировать, Исаак Осипович проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать. Припев написали тут же.

А завершить рассказ о военном периоде в творчестве Исаака Дунаевского хочется песней из кинофильма «Новый дом», снятого режиссером Владимиром Корш-Саблиным на киностудии «Беларусьфильм» и вышедшего в прокат в 1947 году. В этом фильме несколько интересных песен, написанных Исааком Дунаевским. «Чудо-городок» на стихи Семена Алымова стала одной из них. Она напрямую адресуется к военной поре, но воспевает «новый дом», новую жизнь.


Чудо-городок (К.ф. Новый дом) (И. Дунаевский, сл. С. Алымов) В. Бунчиков, хор ВРК, 1947

Таким образом, после войны Исаак Осипович вновь начинает работать в кинематографе. Наиболее интересные и запомнившиеся работы этого периода также связаны с именами корифеев советского кино: Григорием Александровым и Иваном Пырьевым. Рассказывать о песнях из «Весны» Александрова и шедеврах из «Кубанских казаков» Пырьева не нужно, достаточно напомнить некоторые из них.

1947 — «Весна» (Режиссер Григорий Александров)


Весенний марш (К.ф. Весна) (И. Дунаевский, сл. С. Михалков, 1947) Хор ВР СССР

1949 — «Кубанские казаки» (Режиссер Иван Пырьев)


Урожайная (К.ф. «Кубанские казаки») (И. Дунаевский, сл. М. Исаковский)


Каким ты был (К.ф. «Кубанские казаки») (И. Дунаевский, сл. М. Исаковский) М. Максакова, хор и орк. п.у. Дунаевского, 1949

В послевоенный период в песнях Дунаевского все большее место занимают лирические песни, энтузиазм и мажорные марши 1930-х понемногу сменяются напевными мелодиями 1950-х. Исаак Осипович работает над опереттами «Вольный ветер», «Сын клоуна», «Белая акация», он часто говорил, что «жизнь рождает искусство, а искусство двигает жизнь вперед, чтобы снова зарождаться от жизни».

Читайте также: 120 лет назад появился на свет камертон советской эпохи

«Без колебаний можно утверждать, что советская массовая песня является наследницей и преемницей лучших песенных традиций русского народа, — писал в 1952 году Дунаевский. — Если в своих маршевых формах она переосмыслила и развила традиции революционной песни применительно к образам современности, то в лирических формах она унаследовала широкую и задушевную распевность, мелодичность народной песни, классического романса и городской бытовой песни. Характерны, типичны, для русской музыки глубокая человечность, правдивость жизненных идей и образов, проникнутых верой в победу доброго над злым. Эти свойства присущи и советской песне».

Созданные в этот период многие замечательные лирические песни достойны стать темами отдельного рассказа, сегодня же напомним некоторые из них.


Дорожная песня (И. Дунаевский, слова С. Васильев) М. Матвеев, анс. п.у. Дунаевского, 1949


Летите, голуби (Д.ф. «Мы за мир») (И. Дунаевский, сл. М. Матусовский, 1950) Хор ЛГУ, 1957


Школьный вальс (И. Дунаевский, сл. М. Матусовский) В. Бунчиков, 1951


Скворцы прилетели (И. Дунаевский, сл. М. Матусовский, 1953) Хор Локтева

Светлые, открытые миру песни, светлый, открытый миру человек. Великий человек! Настоящий гражданин! «И хотя годы старят человека, но говорят, что мои глаза горят по-прежнему молодым блеском. Во мне в полной мере осталась любовь моя к Жизни и Солнцу, и к тем людям, которые хотя бы капельку берут от Солнца и Света», — писал Дунаевский в 1954 году.

В том же 1954 году режиссером Верой Строевой был снят сатирический фильм «Веселые звезды». Для этого кинофильма Исаак Осипович пишет песню «Звезды милой родины», которую исполнит в картине Клавдия Шульженко.


Звёзды милой Родины (К.ф. Весенние звезды) (И. Дунаевский, сл. М. Матусовский, 1954) К. Шульженко

25 июля 1955 года Исаака Осиповича Дунаевского не стало. Не выдержало сердце.

Исаак Осипович оставил нам богатейшее наследство. Историю нужно изучать по важнейшим событиям и биографиям, по документам и цифрам статистики, нужно и важно. Но почувствовать эпоху можно только через искусство, через художественые полотна, через литературные произведения. И через музыку, через песню. Она дает возможность непосредственно ощутить биенье сердец прошлых лет.

Дунаевского нужно слушать, чтобы понять: откуда мы и кто мы...