Советский Моцарт. Кто нам 100 лет строить и жить помогает
Очень часто можно слышать сравнение Дунаевского с другими композиторами. Его часто называют кто «советским Моцартом», кто «королем марша» — по ассоциации с «королем вальса» Иоганном Штраусом. И это несомненно высокие звания… Но Исаак Осипович заслужил своим творчеством право быть самим собой, право на имя, несравнимое ни с кем. Хотя сам Дунаевский писал в своих письмах, что его «религия — это Чайковский».
Дунаевский — один из самых самобытных советских композиторов. Да, он не создал крупных серьезных классических произведений, его творчество принадлежало «легкой музыке», но сам Дмитрий Шостакович восхищался его увертюрой к кинофильму «Дети капитана Гранта», считая ее полноценным симфоническим произведением.
Увертюра к кинофильму _Дети капитана Гранта_, симф. орк. Ленрадио, дир. Дунаевский
Академическое наследие композитора очень внушительно: 2 кантаты, 80 хоров, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. Но всё же Исаак Осипович выбрал другой путь и навсегда вошел в историю как автор шедевров в песенном жанре, в оперетте и музыке к кинофильмам.
В 1953 году Дунаевский подсчитал: «За время, прошедшее от моих 24 лет, я написал: 11 оперетт; 25 фильмов, среди них громадные; 3 одноактных балета; уйму театральной музыки (пьесы, обозрения, водевили); уйму эстрадной музыки; уйму песен. Все это надо было сочинять, писать, оркестровать». Но сегодня — о песне!
Возраст 24 года Исаак Осипович считал некой «точкой отсчета», потому что эта точка оказалась переломной в его судьбе. Родился в 1900 году 18 (30) января в городке Лохвицы на Полтавщине. В 19 лет закончил Харьковскую консерваторию и стал служить в Харькове в «Драматическом театре Синельникова». Там он сначала работает скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем становится дирижером и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Все это время он пишет музыку ко всем новым спектаклям.
И, наконец, в 24 года по приглашению известного эстрадного артиста Бориса Хенкина, Дунаевский переезжает в Москву. С этого момента и начинает он «отсчет своей творческой карьеры». Работая музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж», он пишет свои первые оперетты: «И нашим и вашим», «Женихи», «Ножи», «Карьера премьера».
В 1929 году Исаак Осипович переезжает в Ленинград, где становится музыкальным руководителем мюзик-холла, в котором постоянно выступал Леонид Утесов. Именно там пересекаются их судьбы. Дунаевским были написаны для ансамбля Утесова рапсодии на популярные песни советских композиторов, на русские, украинские, еврейские темы, джаз-фантазия на темы собственных песен.
Когда Григорий Александров пригласил Утесова на главную роль в музыкальном фильме «Веселые ребята», то именно с подачи Леонида Осиповича создателем музыки для новой картины становится почти неизвестный Исаак Дунаевский. Так в 1934 году страна, да и весь мир узнали имя великого эстрадного, великого песенного композитора.
Марш весёлых ребят, песня-марш (К.ф. «Весёлые ребята») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Л. Утесов, 1935
Вслед за успехом песен и музыки к «Веселым ребятам», в 1935 году появляется еще один шедевр Дунаевского, который запел весь народ — в фильме «Три товарища» (Режиссер — Семен Тимошенко) прозвучала «Песня о Каховке».
Песня о Каховке (К.ф. «Три товарища») (И. Дунаевский, сл. М. Светлов) Н. Баталов, орк. ГАБТ п.у. И. Дунаевского, 1936
О работе над «Каховкой» Дунаевский позже написал, что создал мелодию буквально за несколько минут: «Помню, как я подошел к роялю, тут же сидел автор стихов М. Светлов. Не отходя от рояля, я тут же отыграл всю песню от начала и до конца».
А еще через год Дунаевский создает, совместно с поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом одну из самых великих советских песен: «Песню о Родине». Она была написана также для кинофильма. И вновь авторскому дуэту довелось работать с Григорием Александровым.
Песня о Родине (К.ф. «Цирк») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) В. Демьянов, хор и орк. п.у. И. Дунаевского, 1936
Причем, о том, насколько ответственно композитор, поэт и режиссер подошли к своей работе, говорит тот факт, что песня, прозвучавшая в кинофильме «Цирк», была ни много ни мало 36-м вариантом, написанным для картины. Нужно сказать, что одна из «отвергнутых» песен в том же 1936-м году также стала знаменитой, но об этом чуть позже.
«Широка страна моя родная…» фактически с момента своего появления стала негласным, неофициальным гимном советской страны. Более того, во многих странах мира она также воспринималась как музыкальный символ СССР. Да и сегодня, если спросить представителей нашего нового поколения, с какой песней ассоциируется у них образ советской державы, то многие назовут именно шедевр Дунаевского и Лебедева-Кумача.
Дунаевский вспоминал о том, как родилась «Песня о Родине»: «Когда появилась мелодия, все ее запели сразу, мы орали, кричали, радовались удачной находке. Лебедев-Кумач тут же нашел первую строчку, которую ему подсказала музыка. Строчка начиналась так: „Хороша страна моя родная“. А я ему сказал, что широта музыкального дыхания требует не „хороша“, а „широка“. На том и порешили. Мы были молодыми и горячими. Мне было 34, Александрову — 31, Кумачу — 36. Чудесное время, чудесные годы…»
В 1936 году в Советском Союзе была принята новая Конституция, которую сегодня знают как «Сталинская». И Лебедев-Кумач, с согласия Дунаевского, дополнил слова «Песни о Родине» еще одним куплетом.
Песня о Родине (К.ф. «Цирк») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) М. Рейзен, хор и орк. ГАБТ п.у. И. Дунаевского, 1937
В том же 1936 году на экраны Советского Союза выходит еще несколько фильмов, музыку к которым создает Дунаевский. Среди них — картина режиссера Владимира Вайнштока по произведению Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Одним из ее заглавных музыкальных произведений стала «Песня Роберта», названая так по имени главного героя.
Песня Роберта (К.ф. «Дети капитана Гранта») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) К. Крашенинникова и В. Сатеева, 1937
Эта песня, впоследствии ставшая знаменитой, как раз и есть один из тех вариантов, от которых отказались Дунаевский, Лебедев-Кумач и Александров во время работы над кинофильмом «Цирк». А ведь «Песня Роберта», больше известная под другим названием — «Песня о веселом ветре», является безусловной творческой удачей и композитора, и поэта. Более того, Дунаевский, вспоминая о ней, позже так отзовется о стихах Лебедева-Кумача: «„Кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет!“ Эти великолепные слова давно стали афоризмом».
А вот еще несколько знаменитых песен, прозвучавших в кинофильмах, вышедших на экраны в 1936 году.
1936 — «Вратарь» (Режиссер — Семен Тимошенко)
Спортивный марш (К.ф. «Вратарь») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Г. Абрамов, анс. п.у. Дунаевского, 1938
1936 — «Девушка спешит на свидание» (Режиссеры — Михаил Вернер, Сергей Сиделёв)
Ключи от счастья (К.ф. «Девушка спешит на свидание») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Е. Флакс и хор ЛРК п.у. И. Дунаевского, 1937
1936 — «Концерт Бетховена» (режиссеры — Владимир Шмидтгоф, Михаил Гавронский)
Эх, хорошо (К.ф. «Концерт Бетховена») (И. Дунаевский, сл. В. Шмидтгоф) Орк. ГАБТ и ДХ Метрополитена п.у. И. Дунаевского, 1937
Удивительные песни. Интересные, яркие, запоминающиеся и… проникновенные. «Мелодия для меня — живое дышащее существо», — писал Дунаевский. Когда звучит его песня, то невольно начинаешь ощущать, что она с тобой разговаривает, и ты воспринимаешь этот разговор, ты отвечаешь ей, отзываешься своей душой, своим сердцем.
Нужно сказать, что Дунаевский в 30-е годы ХХ века писал не только музыку для фильмов. Он живо реагировал на то, что происходит в стране и в мире.
Песня о девушке (И. Дунаевский, сл. И. Розовский) Е. Кругликова, хор ВРК и орк. ГАБТ п.у. Дунаевского, 1937
Гражданская война в Испании. Сколько людей в Советском Союзе готовы были с оружием в руках помочь республиканцам. Оружием Дунаевского была музыка, так что не удивительно появление этой песни.
Точно также в творчестве Исаака Дунаевского отзывались и события, происходившие в СССР, в частности — конфликты на озере Хасан и на Халхин–Голе.
До свидания, девушки (И. Дунаевский, сл. Л. Левин) В. Романовский, дж.-орк. п.у. Дунаевского, 1938
Ну и, конечно, спортивные песни. Исаак Осипович был страстным болельщиком. Особенно он увлекался футболом. Им написано несколько песен о спорте и физкультуре. Безусловно, самой знаменитой стал «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь». Но до сих пор на стадионах нашей страны можно услышать мелодию еще одного произведения Дунаевского — песни «Физкультурная», написанной на стихи А. Чуркина. В ней также, как и в «Спортивном марше», звучит призыв быть готовым к защите своей страны.
Физкультурная (И. Дунаевский, сл. А. Чуркин) Быкова, 1939
Вообще, ситуация в СССР и вокруг него в 30-е годы повлияла на творчество Дунаевского. Она напрямую подсказывала ему темы песен. Но происходил и обратный эффект — творчество композитора оказывало огромное влияние на страну, на людей в ней живущих. Более того, песни Дунаевского находили отклик в сердцах людей и воспитывали их, готовили к трудовым, да и боевым подвигам.
Читайте также: У Дунаевского почти ни в одной песне не было промаха мимо звукового кода эпохи.
Очень ярким примером таких произведений служат еще два шедевра композитора, написанные совместно с Василием Лебедевым-Кумачом и вошедшие в кинофильм еще одного великого советского кинорежиссера — Ивана Пырьева. Речь идет о двух маршах: «Марше женских бригад» и «Марше трактористов», прозвучавших в фильме «Богатая невеста», снятом в 1937 году.
Идем, веселые подруги, марш жен. бриг. (К.ф. «Богатая невеста») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Хор и орк. ГАБТ п.у. Дунаевского, 1937
Ой, вы кони стальные (К.ф. «Богатая невеста») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Г. Абрамов, Л. Ашкенази, Н. Горелов, хор ГАБТ п.у. Дунаевского, 1937
В конце 1930-х годов Дунаевский вновь пишет музыку и песни к фильмам великого советского кинорежиссера Григория Александрова. Вместе с Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом он создал несколько самых разных по стилю и музыке произведений для фильма «Волга–Волга», вышедшем на экраны страны в 1938 году. Наиболее известной песней из этой кинокартины стала «Молодежная».
Молодёжная (К.ф. «Волга-Волга») (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) Вок. анс. и орк. ГОТОБ п.у. Дунаевского, 1937
Еще один песенный шедевр Исаака Осиповича появляется в 1940 году. В кинофильме «Светлый путь» Григория Александрова, созданном за год до начала Великой Отечественной войны, прозвучал «Марш энтузиастов», слова к которому были написаны Анатолием Д’Актилем.
Марш энтузиастов (К.ф. «Светлый путь») (Исаак Осипович Дунаевский, сл. А. Д'Актиль) Л. Орлова, хор и орк. ВРК п.у. Дунаевского, 1940
«Песня — особенно в свете ее огромного значения в нашей стране, — писал в 1938 году Дунаевский, — есть кристально чистый музыкальный жанр, отражающий все наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудесное завтра. Большое в малом! Значит, песня — прежде всего художественное произведение, где на протяжении нескольких тактов автор обязан дать сгусток чувств, образов и настроений. Песня — произведение, где воля и направленность творческих устремлений авторов не должны и не могут ослабевать на всем протяжении ее — от первого до последнего нотного и словесного знака. Песня, наконец, должна быть пронизана огромной покоряющей творческой искренностью. От сердца — к миллионам сердец (а не только к миллионам ушей) — таков лозунг песни…»
Сегодня, в день 120-летнего юбилея Исаака Осиповича Дунаевского, великого композитора, автора многих песен–шедевров, каждый звук, каждое слово в которых слиты в единое целое, которые захватывают человека, вселяют веру в свои силы, веру в других людей, во все лучшее, — в такой день очень важно дотронуться до сокровищницы, которую он нам оставил в наследство. Но это только начало разговора. Впереди еще встреча с произведениями, созданными в военные и послевоенные годы.
Читайте также: Дунаевский — «Во мне осталась любовь к Жизни и Солнцу»