1. Культурная война
Марина Мыринова / ИА Красная Весна /
Летчик-испытатель, член Союза журналистов СССР и России, киносценарист, лауреат международных премий Мстислав Листов рассказал о жизни и творчестве писателя-фантаста, геолога и палеонтолога, доктора биологических наук, профессора, Ивана Ефремова

«Если бы Ивана Ефремова не запрещали, многих бед в нашей стране могло бы не произойти». Интервью

Изображение: из личного архива Мстислава Листова
Иван Ефремов во время раскопок в пустыне Гоби
Иван Ефремов во время раскопок в пустыне Гоби

Мстислав Листов является основателем и руководителем Центра ноосферных знаний и культуры им. Ивана Ефремова в Москве (с 1991 по 2001), биографом писателя, автором первых радиокомпозиций о творчестве Ефремова, трех кинопроизведений, в том числе художественно-публицистического кинофильма «Откровение Ивана Ефремова» (1990).

Также Мстислав Листов — президент Фонда «Мир Сент-Экзюпери» в России, инициатор основания Библиотеки — Культурного центра им. Антуана де Сент-Экзюпери в Москве. Почетный член Ассоциации пилотов «Нормандия — Неман», член Союза ветеранов Сирии. Автор сценариев фильмов об истории русской авиации: «Летать завещали России» (1983), «Время летать», «Рыцари неба» и других.

ИА Красная Весна: Пожалуйста, расскажите немного про себя и про свой жизненный путь, который привел вас к Ивану Ефремову.

Мстислав Листов: Иван Антонович Ефремов — один из самых ярких представителей русского космизма, его имя в табеле о рангах мировой научной фантастики стоит следом за именами Жюля Верна и Герберта Уэллса.

Историей русской авиации меня увлекла легендарная летчица Валентина Гризодубова. А творчеством Ивана Ефремова, а позже русским космизмом в целом стал увлекаться в 60-х годах, затем более углубленно в созданном мной с друзьями Центре ноосферных знаний им. Ефремова, затем в Фонде им. Антуана Сент-Экзюпери. По существу, мы оказались единственной в стране организацией, объединившей творчество этих двух писателей.

ИА Красная Весна: Где Вы родились, где учились? Почему Вы оказались в поле Ивана Ефремова, почему он для Вас был столь важен?

Мстислав Листов: Я поступил в Высшее военное авиационное училище летчиков в 1967 году, в значительной мере благодаря знакомству с романом «Лезвие бритвы», а с 1968 года Ефремов стал одним из моих любимых писателей. Роман «Туманность Андромеды», ворвавшись в мир читателей весной 1957 года, меня, как и многих советских читателей, заворожил, став прелюдией к запуску Юрия Гагарина в Космос. Затем через 5 лет вышел роман «Лезвие бритвы», который и сейчас является суперактуальным. И однажды я рискнул приехать к Ефремову домой. Приехал к нему без приглашения.

Тогда я служил и летал в Литве, приехал в отпуск в Москву, нашел адрес И. А. Ефремова в справочном бюро и пришел к нему. Но, увы, не получился у меня тот разговор с Ефремовым, он оказался болен и посоветовал ему написать. По возвращении из отпуска я написал Ивану Антоновичу лаконичное письмо со своими вопросами и попросил некоторых советов. Он мне неожиданно быстро ответил, буквально через две недели. Ответил на мои вопросы и посоветовал посмотреть два фильма — «Индийские йоги — кто они» и «Семь шагов за горизонт» — о людях с необычными способностями.

Потом в жизни так случилось, что с одним из героев фильма я познакомился и даже подружился. Это знаменитый гипнолог Райков, который, кстати, был известен по фильму «Агония». Он к тому же сам был художником и музыкантом. Я его даже привел к ефремовскому «Часу быка»…

И когда Иван Ефремов мне ответил, я решил, что пока не готов встречаться, что нужно поумнеть. Думал: получу офицерские погоны, у меня за спиной будет три реактивных самолета — тогда и полечу к нему. Но к тому моменту, когда всё это состоялось, пришла скорбная весть, что Ефремов ушел из жизни.

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Надгробный памятник Ивану Ефремову
Надгробный памятник Ивану Ефремову

Я тотчас написал письмо вдове, Таисии Иосифовне, и приехал по ее приглашению к ней весной 1973 года. Сидя со мной за столом в кабинете, она с горечью сказала, что «Иван Антонович теперь не в моде»… Я был совершенно обескуражен. И она рассказала мне об обыске, который был произведен через месяц после его смерти в 1972 году. 13 человек 12 часов производили обыск. О том, как проходил этот обыск, что искали, что забрали, показано и рассказано в фильме «Откровение Ивана Ефремова», который был создан нами в 1990 году.

Имя Ефремова после его ухода исчезло из печати, из всех СМИ. Ходили слухи, что из библиотек изымают изданные произведения, а имя Ефремова запрещено было упоминать даже в кроссвордах.

А ведь в Москве, столичном городе, слухи моментально распространяются. Я сам лично услышал в магазине, где спросил «А есть ли Ефремов?», как люди обсуждали, что он английский шпион, мол, его подменили во время экспедиции в Монголии. Об этом были статьи в журнале «Столица», других изданиях.

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Кабинет писателя Ивана Ефремова. Письменный стол, за которым написаны романы
Кабинет писателя Ивана Ефремова. Письменный стол, за которым написаны романы «Таис Афинская» и «Час быка»

Гораздо позднее была опубликована статья следователя, который вел обыск в квартире Ефремовых. Я пригласил В. В. Каталикова к нам в Культурный центр Сент-Экзюпери. И он выступал на вечере, посвященном И. А. Ефремову. Владимир Васильевич в тот период был молодым следователем, впоследствии полковник КГБ. Он изложил свою точку зрения, рассказал о том, как всё произошло… Это происходило в 1972 году в октябре (через месяц после смерти Ивана Ефремова). Все обвинения в итоге оказались несостоятельными, их сняли через два с половиной года. Мы добились признания того факта, что Ефремов ни в чем перед Родиной не виноват. И его вдова Т. И. Ефремова, которой он посвятил романы «Час Быка» и «Таис Афинская», в 1975 году попросила меня отвезти рукопись «Таис Афинской» в издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Мы с ней даже отметили это событие рюмочкой коньяка… Однако «Час быка» оставался под запретом до 1988 года. Два с половиной года мы боролись за Ефремова.

ИА Красная Весна: «Мы» — это кто? Кто именно боролся? Расскажите, пожалуйста.

Мстислав Листов: Узнав при первой встрече в 1973 году о негласном (!) запрете на произведения Ефремова, я попросил: «Таисия Иосифовна, можно ли посмотреть письма соболезнования?» Она предложила мне сесть за письменный стол Ефремова, принесла несколько связок с письмами и телеграммами, и я начал читать. Выбрал по обратным адресам известных людей, которых знал лично или слышал о них. Это знаменитые авиаконструктор Антонов О. К. и психолог Платонов К. К., который был консультантом и прототипом главного героя романа «Лезвие бритвы». Я с ним потом подружился. Это Андрей Кокошин, который был в то время заведующим Отделом внутренней политики Института США и Канады, а потом членом-корреспондентом Академии Наук СССР, впоследствии он стал заместителем министра обороны РФ, далее — депутатом Госдумы РФ. В числе таких людей адмирал Боголепов В. П. — крупнейший специалист по системному анализу в области военно-морского флота. И еще несколько человек. Я обратился к ним с незатейливым письмом, на одну страницу. В нем говорилось, что мы, молодые почитатели Ефремова, узнали, что наш любимый писатель запрещен, и хотим призвать, чтобы они высказали свое мнение в компетентные органы — ЦК КПСС, ВЛКСМ, Союз писателей ССР, Главлит и так далее.

Я написал тогда 13 писем, о чем сказал новым друзьям, с которыми познакомился в доме И. А. Ефремова, и мои товарищи стали писать своим друзьям, ну и так далее. Нас всего было человек 8–10 в возрасте 27–40 лет. Я в те годы летал в Литве, еще были три человека из Москвы, один из Ростова-на-Дону, был врач из Кингисеппа Ленинградской области. И еще один наш товарищ из Курска.

Мы собрались в Москве и решили, что обратимся к людям, проинформируем, по крайней мере, об этом же нигде не говорилось. Этим мы и занялись. Обо всем времени не хватит рассказать. Мы стали проводить вечера Ефремова, прежде всего в Москве. Первый был на заводе «Динамо», второй — на заводе «ЗИЛ», в этом втором вечере участвовал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, начальник центра подготовки космонавтов Георгий Тимофеевич Береговой, с которым мы дружили до конца его жизни. Потом проходили вечера на Московском телеграфе, в Энергетическом институте. Мы выбирали такие места, как Политехнический музей (напротив КГБ), в котором присутствовали около 900 человек — деятелей культуры и искусства, науки и образования. И мы говорили о «Часе быка» — говорили тогда, когда роман был запрещен.

Позднее писатель-фантаст А. П. Казанцев рассказал мне, что в ЦК КПСС пришли мешки с письмами в защиту Ефремова. И в 1975 году вышло указание через Главлит выпустить отдельным изданием роман «Таис Афинская». Он выходил ранее в журнальном варианте, но теперь издали книгу. А вот роман «Час быка» был издан в 1971 году книгой, которую потом запретили, но ее успели раскупить. Два тиража раскупили. Никто его не выбрасывал, не сжигал, если и изымали из библиотек, то библиотекари приносили домой.

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Писатель Иван Ефремов за рабочим столом
Писатель Иван Ефремов за рабочим столом

И вот мы дожили до 1997 года, когда организовали и провели первый Международный научно-художественный симпозиум в честь 90-летия И. А. Ефремова «Иван Ефремов, ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвидения и прогнозы» в академгородке Пущино на Оке. Этот симпозиум с блеском у нас прошел в течение трех дней. На него приехали 245 человек из разных городов — от Хабаровска до Калининграда, из союзных республик со всей страны. Выступали люди разных профессий, депутаты Госдумы РФ, известные врачи, в том числе прототип главной героини романа «Лезвие бритвы». Мне в жизни повезло, что я встретился с тремя прототипами героев «Лезвия бритвы» и дружил с ними.

ИА Красная Весна: Давайте вернемся к «Часу быка». Вы ведь делали доклад по запрету романа и коллизии отозвания из печати. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Мстислав Листов: Доклад делала Надежда Владимировна Бойко, сотрудник научного архива Российской Академии наук, мы с ней и сейчас на связи. В 1997 году доклад был опубликован в сборнике материалов ефремовского симпозиума. Кроме того, была издана в Академии Наук издательством «Наука» книга «Переписка Ефремова с учеными», в которую доклад Бойко также включен. Сейчас вы эту книгу не найдете, это библиографическая редкость. В ней есть переписка Ивана Антоновича с его друзьями, это в основном ученые, писатели: А. П. Быстров, проф. Н. Н. Пузанов, академики Вернадский, Обручев, Несмеянов. И это все вошло в сборник его писем.

Потом был издан еще один толстенный том переписки Ефремова, ему ведь писало огромное число людей. Мне Таисия Иосифовна давала рекомендацию для работы в рукописном отделе ИРЛИ с главным научным сотрудником Пушкинского дома в Ленинграде Анатолием Федоровичем Бритиковым, известным литературным критиком, автором монографии «Русский, советский научно-фантастический роман», он приезжал несколько раз в Москву и забирал архив Ефремова. Для передачи частей архива их готовила жена Ефремова, а Бритиков уже отвозил в Пушкинский дом и там размещал. И я летом 1976 года проработал там неделю. Мне принесли две коробки с письмами Ефремова, я где-то тысячу просмотрел и 600 прочитал. С некоторых сделал ксерокопии, потом они мне очень пригодились в выступлениях в разных городах страны.

В то время я добился, чтобы установили памятную доску на доме в Вырице, под Ленинградом, где родился Иван Ефремов. К сожалению, этот дом впоследствии сгорел.

Тогда о жизни и творчестве Ефремова у меня еще не было ни фильмов, ни аудиозаписей, были только некоторые письма читателей. Мы потом сделали первую программу на радио «Иван Ефремов — книги и жизнь». Я специально пригласил народного артиста СССР Вячеслава Тихонова и Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Владимира Джанибекова (с которыми дружил), чтобы они были ведущими, и чтобы по всесоюзному радио прозвучало о «Часе Быка». И это прозвучало! Но в повторе передачи в эфире этот фрагмент вырезали, более того, был объявлен выговор редакции литературно-драматического вещания (главным редактором тогда был С. Н. Есин, мы с ним также дружили) за упоминание «Часа Быка».

ИА Красная Весна: Как вы считаете, что послужило причиной перехода от почитания Ефремова к полному запрету? И какое содержание произведения заставило его запретить?

Мстислав Листов: Как пишет в «Лезвии бритвы» сам Иван Антонович, еще Лев Толстой обвинял русскую интеллигенцию в неистребимом желании писать доносы, и это, как говорится, априори понятно. Кое-кто их и написал, есть некоторые догадки, но озвучивать имена, не имея в руках фактов, будет неправильно. В чем можно было обвинить И. А. Ефремова? Он же бессребреником был. У него двухкомнатная квартира, не было никаких ковров, ничего, одни книги — 4000 книг, вот и всё.

Идеологическую подоплеку нашли именно в «Часе быка»: дескать, Ефремов покушается на основы власти. Кто читал «Час быка», понимает, что это роман-антиутопия, как он сам его назвал, в котором автор отразил то, что он рассматривал как сочетание гангстерирующего капитализма и муравьиного лжесоциализма, который он тогда увидел в Китае, где в 1958 году был для подготовки палеонтологической экспедиции. Подготовка шла серьезная, однако экспедиция не состоялась. Но он тогда уже видел ростки так называемой «культурной революции». И он эти типажи, увиденные эпизоды, обстоятельства и события, которые на его глазах происходили (потом, он же внимательно изучал этот вопрос), перенес в роман, придав ему уклон, близкий китайскому менталитету. Там все персонажи (Совет Четырех, великий и мудрый правитель планеты Торманс, Чойе Чагас, его заместители Ген Ши, Ка Луф и другие) олицетворяли олигархическую верховную власть на планете… Драматическая ситуация развивается вокруг встречи землян, которые прилетают на планету Торманс в созвездии Рыси на звездолете из нашей Солнечной системы и встречаются с правителями этой планеты… Они видят глубокое инферно на этой «планете мучений». Видят, что крышка инферно на планете захлопнулась, и люди не могут из него выбраться. То есть это не восходящая спираль эволюции, а безвыходные круги инферно. И в этом научно-фантастическом сюжете, он, конечно, выражает свои мысли ученого о социальных процессах, происходящих в нашем обществе. Ну кому надо это объяснять? Ефремов же не мог про инопланетян писать, которых не встречал…

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Публикация Мстислава Листова, посвященная Ивану Ефремову в издании
Публикация Мстислава Листова, посвященная Ивану Ефремову в издании «Техника молодежи»

У нас ли это происходит, или в капиталистический Америке, или в тогдашнем Китае… Он описал это всё по-ефремовски, со своими резюме, естественно, с историческим анализом. Это всё не понравилось кому-то в высшей партноменклатуре. Нашли якобы подкоп под партийно-политическую систему.

Однажды в «Молодой гвардии», где у меня были знакомые в отделе фантастики, я обратился к Юрию Медведеву, заведующему отделом, и он говорит: «Я дам сейчас тебе две тетрадки на 2 часа. Ты через два часа мне их принесешь». Дал две тетрадки — одна 48 листов, другая потолще. Открываешь — на странице написано «Мера или вера: по поводу „Часа Быка“ Ивана Ефремова». На одной странице записи красными чернилами, на другой синими. Красными то, что пишет Ефремов, выдержки из «Часа быка». Синими чернилами — размышления автора письма (доноса) по этому поводу. Вторая тетрадь, я помню, открывалась такими словами: «Роман Ефремова „Час быка“ — это смесь антикоммунизма с эротикой». Дальше комментировать не надо. И я вот это читал зимой, стоя под фонарным столбом, снег шел, свет сверху был. Кто подписал эти тетради? Начальник учреждения (лагеря) по политико-воспитательной работе, по-моему, так называлось. Откуда-то из-под Перми, из Кунгура.

Это пример того, какие письма шли (возможно, их инспирировали). И на основании таких писем формировали мнение о Ефремове. В итоге, и это в докладе Бойко есть, всё решали Суслов и Андропов. Мы не знали этого и по сути боролись с невидимками… Мы писали письма, я сам ходил в ЦК ВЛКСМ, в Союз писателей. На нас смотрели большими глазами и удивлялись: «Чего это вы? Сейчас выйдет собрание сочинений Ефремова». Мне так было сказано в Идеологическом отделе ЦК ВЛКСМ. А через две недели мне присылают письмо на бланке: мол, на ваше письмо отвечаем, что планировалось издание собрания сочинений Ивана Ефремова в пяти томах. Но, к сожалению, собрание сочинений не может быть издано «из-за отсутствия лимитов на бумагу». У меня до сих пор сохранился портфель с этими письмами-ответами из всяких инстанций мне и моим товарищам.

И когда мы всё-таки добились справедливости, вернули имя Ивана Ефремова в литературу и науку, вот тогда во время симпозиума и был прочитан доклад Бойко, она нашла соответствующие документы, где конкретно было указано, когда состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое вел Суслов. По неподтвержденным данным, якобы у Андропова на столе лежал ордер на арест Ефремова. Но документов по этому поводу нет. Может быть, это слух. Суслов и Андропов — с ними мы вступили в противоборство, как потом узнали.

Изображение: из личного архива Мстислава Листова
Рекламный буклет, посвященный фильму об Иване Ефремове
Рекламный буклет, посвященный фильму об Иване Ефремове

Министру культуры, члену ЦК КПСС П. Н. Демичеву на Политбюро было поручено вызвать И. А. Ефремова и провести с ним беседу, где указать на «некоторые неправильные выводы», которые он делает в своем социально-философском романе. Встреча состоялась в 1971 году, когда Демичев вызвал Ефремова, это было за полтора года до его смерти, зимой. Как мне рассказывала жена Ефремова Таисия Иосифовна, ее в здание ЦК не пустили, она два часа ходила по улице. Правда, охрана позвала ее зайти погреться, но она отказалась. Через два часа Иван Антонович вышел и потом рассказал жене о том, что, когда они прощались, П. Н. Демичев сказал: «Как хорошо, Иван Антонович, что вы оказались таким, каким я вас представлял…» Они нашли общий язык. Демичев оказался знающим человеком, очень начитанным. И попросил прислать ему распечатку «Таис Афинской», что Ефремов и сделал, хотя книга еще не вышла. Это, конечно, имело значение, что Демичев с ним поговорил официально. Он должен был об этом отчитаться, естественно, на Политбюро Суслову. Он это сделал. А дальше… Мы знаем, что «Час быка» был под запретом до 1988 года. Если считать с момента издания отдельной книгой в 1971 году, то прошло 18 лет, получается. После 1975 года о Ефремове, наконец, вспомнили и заговорили…

В 1978 году с летчиком-космонавтом СССР Севастьяновым В.И. мы сделали телепередачу в телепрограмме «Человек. Земля. Вселенная». Это был 20-минутный фильм, в нем участвовал Цыбин Павел Владимирович, заместитель С. П. Королёва по пилотируемой космонавтике, лауреат Ленинской премии, очень интересный человек, он очень любил Ефремова. Участвовали также летчик-космонавт СССР Владимир Джанибеков, Чудинов П. К. — ученик Ефремова, доктор биологических наук и еще кое-кто. И вот эта передача была резонансной, потому что о Ефремове говорили ученые, покорители космоса, это дорогого стоит.

Потом уже в 1990 году на телевидении вышел полнометражный художественно-публицистический фильм по моему сценарию «Откровение Ивана Ефремова» Госкино СССР, в котором было рассказано и показано о Ефремове-ученом и писателе, показан эпизод обыска в квартире и впервые были экранизированы страницы романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка» и «Таис Афинская»…В фильме зрители впервые увидели уникальные кадры с самим Иваном Ефремовым, снятые во время его экспедиции в пустыне Гоби 1946–1949 гг.

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Обложка проспекта к фильму Мстислава Листова
Обложка проспекта к фильму Мстислава Листова «Откровение Ивана Ефремова»

Позднее, когда мы проводили симпозиум, приезжал снимать петербургский «5 канал», и вскоре был создан фильм «Посол будущего», около 40 минут, где рассказали о нашем симпозиуме, взяли первые интервью у его участников. Еще в фильме был уникальный эпизод — урок знаменитого ленинградского педагога Евгения Ильина, одного из наших советских учителей-новаторов. Их было шесть — Амонашвили, Щетинин, Шаталов, Волков, Ильин и Лысенкова. И первые Останкинские вечера начинались встречей с Е. Н. Ильиным. Блистательный педагог-словесник, мы с ним выступали вместе в Москве, Ленинграде, Запорожье, выступали в Киеве и Полтаве после Чернобыля… Это нам расширило дорогу на пути популяризации Ивана Ефремова.

С 1986 года мы «пробивали» свой фильм с помощью нашей легендарной летчицы и общественного деятеля В. С. Гризодубовой, которая очень ценила творчество И. А. Ефремова и добилась, чтобы мы поехали в киноэкспедицию в Болгарию, пустыню Гоби в Монголию, в горы Памира, на Курильские острова, а также снимали эпизод в Центре управления космическими полетами. Только к 90-му году фильм был готов. И начинался он с эпизода на борту космической станции, где в невесомости плавал «Час Быка» под рассказ космонавтов А. Сереброва и В. Викторенко… Это был лучший памятник Ивану Ефремову! Этот фильм смотрел и Сергей Кургинян со своими друзьями, он меня пригласил 30 лет назад сюда, в здание ЭТЦ на Садовой-Кудринской. Фильм я показывал по приглашению губернатора в Ханты-Мансийском округе, Сургуте, Нижневартовске, Когалыме, на Урале и Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Болгарии, Монголии, во Франции, США.

Был у меня всегда с собой штурманский портфель, где хранились ефремовские фото и документы. Правда еще до этого у меня было 8 радиоинсценировок по Ефремову. Когда я уже пришел на радио и телевидение, стали делать серию передач «Иван Ефремов: книги и жизнь». Туда мы приглашали интересных людей, и в живом диалоге каждый рассказывал про Ефремова, отстаивал свою точку зрения. О творчестве и личности Ивана Ефремова заговорили… Три ефремовских симпозиума в академгородке Пущино также вошли в историю.

Как говорил Вольтер, ничто не случайно. Однажды я побывал на концерте в Музее Скрябина на Арбате. Всё его музыкальное творчество пронизано цветоощущениями. Выступала певица, народная артистка. Я потом подошел и представился, и сказал, что Иван Ефремов в своей «Туманности Андромеды» описал на образе скрябинской цветомузыки музыку будущего, как она будет сопровождаться световыми эффектами. И мы подружились с Еленой Петровной. Я рассказал про наш фильм о Ефремове. Она попросила фильм посмотреть, сказав, что Ивана Ефремова очень любит ее отец. Это оказалась дочь Петра Ниловича Демичева — народная артистка РСФСР Елена Петровна Школьникова.

Дело в том, что это еще не всё. Когда в «Советской России» вышла моя полосная статья о Ефремове, то буквально в этот же день я был в приемной А. А. Громыко в Кремле, в Верховном совете, по поручению знаменитого летчика, Героя Советского Союза, генерал-полковника Г. Ф. Байдукова, передал наше письмо, касающееся В. С. Гризодубовой. И когда я оттуда возвращался, то у поста КГБ перед лифтом на 4-м этаже неожиданно встретился с П. Н. Демичевым. Мы же тогда в лицо знали всех членов Политбюро. Когда мы зашли в лифт, я лихорадочно стал думать, что больше такой встречи не будет никогда. Это единственный раз… И я его прямо в лифте спросил: «Петр Нилович, я знаю, что вы встречались с Иваном Антоновичем Ефремовым и остались о нем очень хорошего мнения». Он на меня с удивлением посмотрел, а охранник, который за ним стоял, напрягся сразу. Демичев удивился и говорит: «Да, действительно, я встречался с Иваном Антоновичем». Начался диалог, мы вышли из лифта (тогда лифты были не скоростные) и пошли, разговаривая, к черному ЗИЛу, стоящему напротив Верховного Совета… Последнее, что Петр Нилович сказал: «Лучшего писателя-фантаста у нас нет».

Помощник министра Сазонтов как-то по телефону рассказал, что Петр Нилович едет в отпуск так: берет один чемодан с зарубежными новинками книг, а второй с нашими. И что за отпуск он все их хотя бы просматривает. Я не знаю, у нас сейчас министры культуры в отпуске читают книги? Но и это тоже не всё. Однажды я позвонил Наталье Петровне в Барвиху, мы с ней перезванивались периодически, но трубку взяла не она, а мужчина. Это был Демичев. Я напомнил ему о нашей встрече в Кремле. Мы поговорили, он похвалил фильм и напоследок сказал, а я запомнил на всю жизнь: «Если бы Ефремова не запрещали, а изучали, многих бед в нашей стране могло бы не произойти».

Изображение: Фотография из личного архива Мстислава Листова
Иван Ефремов, 1920-е годы
Иван Ефремов, 1920-е годы

Продолжение следует…

Комментарии
ico

Вадим Воробьёв 00:39 28.12.24

Иван Ефремов - одна из самых удивительных личностей Советской эпохи. При том, что он учёный, мыслитель и эрудит, к нему не может быть претензий, но он принадлежит к кругу удивительных личностей, таких как Вольф Мессинг и Ванга (Она не наша, но жила в Советскую эпоху).

Привожу ниже отрывок из своей статьи 2018 года об Иване Ефремове.

 https://volshebnyskazki.ucoz.ru/blog/chas_armageddona_neverojatnye_istoricheskie_predskazanija_sovetskogo_uchjonogo_i_pisatelja_ivana_efremova/2018-03-20-53

Один из самых невероятных и загадочных прогнозов есть в последнем романе писателя «Таис Афинская». Роман посвящён эпохе Александра Македонского и, непосредственно, Таис, исторической личности, которая была знакома с Александром. Отрывок из восьмой главы, содержащий это предсказание, по сути, не связан с повествованием романа. Тем удивительнее, почему автор поместил эти строки в роман. «Птолемей рассказал Таис о древнем пророчестве еврейских мудрецов. Именно здесь, на равнине Армагеддона, произойдёт последняя решающая битва между силами зла и воинством добра. Пророки не назвали сроков битвы. Позднее Таис узнала, что философы Индии предсказали время решающего сражения Света и Тьмы, но не назвали места. [В следующем предложении Ефремов говорит с чего началась длящаяся эпоха Калиюга, конец которой - ключевой в предсказании философов Индии] Считалось, что великое сражение, затеянное полубожественными властителями в утеху тщеславию и властолюбию, погубило цвет их народов и открыло новую историческую эпоху накопления злобы и деспотизма – Калиюгу. После окончания Калиюги и должна была произойти ужасающая битва. Соединив в единое оба пророчества, Таис определила, что битва у Армагеддона произойдёт только через двадцать три с половиной века после года её рождения, и удивилась, как могли люди интересоваться тем, что может случиться в невероятно далёком грядущем». Калиюга, по индийским представлениям, это та эпоха, которая уже давно длится на Земле. Началась она после гибели предшествующей цивилизации, о чём говорится в индийской мифологии. А теперь самое интересное. По роману Таис (354 г. до н. э.) на два года моложе Александра (356 г. до н. э.). Таким образом, 1996 год – ровно 23 с половиной века с того момента. Часто говорят, что преждевременная гибель Советского Союза продлила жизнь западного мира лет на двадцать, двадцать пять. Когда сам автор говорит о 23 с половиной веках, то ясно, что значимая единица в данном случае 50 лет. Всё остальное погрешность, плюс, минус. [То есть, погрешность - это +25, 30, даже 40 лет] И наконец, развалины древнего города Армагеддона находятся на севере современного Израиля недалеко от границы с Сирией. И здесь тоже не следует понимать буквально, до километра. Район мира указан достаточно точно. Кажется, Иван Ефремов хотел поделиться своим знанием, своим прогнозом – а иначе как о прогнозе, зная Ефремова, говорить нельзя – со всеми людьми. И сделал это в такой, достаточно завуалированной форме.

И вот что удивительно. Приведённый отрывок из Восьмой главы "Таис Афинской" говорит о нашем времени, буквально о нашем - погрешность - 28 лет. И у нас тут в разгаре Третья мировая, не в самом разгаре, но уже вовсю. А Ближний Восток и, непосредственно, Палестина в широком смысле - один из самых горячих регионов мира и, несомненно, часть театра или один из театров этой Третьей мировой.

Позиция редакции ИА Красная Весна может не совпадать с позицией авторов комментариев. Редакция запрещает использование в комментариях мата, оскорблений и грубости. Недопустимостимы экстремистские высказывыания, а также иные сообщения, нарушающие закон Российской Федерации.
Обсудить в комментариях