Рождение Великого Гимна — 21

Чтобы Гимн «был другом и вдохновителем человека-гражданина...»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Г. А. Эль-Регистан, А. В. Александров, С. В. Михалков
Г. А. Эль-Регистан, А. В. Александров, С. В. Михалков

И снова воспоминание авторов Гимна. Вот что сказал о его музыке Александр Васильевич Александров: «В гимне Союза ССР, автором музыки которого я являюсь, мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического русского былинного распева. И позднее, работая над усовершенствованием Гимна Советского Союза, мне хотелось сделать так, чтобы он был другом и вдохновителем человека-гражданина, помогающим ему переносить испытания, вызывающим чувства радости и ликования за нашу великую социалистическую Родину».

Хотелось бы перейти от изложения фактов к осмыслению тех событий 75-летней давности. Очень часто мы даже не подозреваем, насколько интересна и захватывающа история нашей Родины. Когда лет пять назад заинтересовался темой создания Гимна СССР, мне самому было невдомек, к какому грандиозному событию предстоит прикоснуться.

И чем глубже погружался в тему, тем отчетливее и точнее формировалось ощущение грандиозности этого происходившего в годы Великой Отечественной даже не события, а скорее, явления, и даже некой его предопределенности, обусловленности исторической традицией нашей страны. Кто пробовал организовать хоть что-то достаточно большое, тот знает, насколько трудно увязать воедино множество достаточно рассредоточенных, рассеянных нитей и ниточек в один узел. А если это отягощается тяжелейшей военной ситуацией, то сам процесс усложняется многократно. И тем не менее, мы имеем исторический факт — грандиознейший музыкально-поэтический конкурс состоялся. Поражает, насколько четко исполнили свою работу государственные и партийные органы СССР, как в столице, так и по всей территории страны, насколько творчески и одновременно ответственно отнеслись к призыву поэтические, композиторские и исполнительские сообщества, насколько оперативно решались все вопросы. Советский Союз в те годы обладал мощнейшим творческим потенциалом, которого не имело тогда ни одно государство мира. Сам факт создания гимна СССР в годы войны — это значительная и яркая страница в летописи приближения великой Победы.

И как результат, страна получила Великий Гимн, который проверен временем и непростыми поворотами нашей истории, который, уверен, будет сплачивать наше Отечество, вдохновлять наш народ еще долгие, долгие годы.

Но у этого произведения были достойные соперники. Нужно признать, мы совсем не знаем эти песни. Что очень прискорбно, потому что среди них было немало достойных. На данный момент в коллекции автора около 30 аудиозаписей песен, возможных и «доказанных» участниц конкурса, среди которых большинство является аутентичными тому историческому периоду.

Несколько слов о песнях-участницах конкурса. Но почему не было более поздних заметных нотных публикаций, не говоря уж об организации аудиозаписи наиболее выдающихся произведений? Допускаю несколько причин.

Во-первых, оговорюсь сразу, что не верю в наличие прямого запрета на публикацию и даже на тиражирование, распространение. Подтверждением моих слов служит тот факт, что часть произведений, пусть и небольшая, была в те годы записана на грампластинки. Так в чем же причины нераспространения песен? Позволю себе предположить, некоторые из них. Прежде всего, это понимание советскими композиторами и поэтами значимости нового гимна для страны. Гимн мог быть только один. И вынесение на всеобщее даже не обсуждение, а ознакомление своего произведения как варианта гимна, неизбежно приводило бы к появлению несогласных с решением партии и правительства, невольно умаляло бы достоинства победителя.

К тому же все авторы понимали, что давать повод к досужим разговорам и перешептываниям за спиной просто нельзя: идет страшная война. Ведь большинство авторов постоянно бывало на фронтах, они понимали насколько важно единение народа в лихую пору. И эту людскую общность нельзя было раскалывать.

Кроме того, публиковать песню, проигравшую в честной и равной борьбе другой, полагаю, не позволяла авторская гордость.

Изображение: Л. Харитонов
Октет Ансамбля им. Александрова, 1959 г. Справа на лево: Л. Харитонов, Иван Карслиян, Львов, Николай Полозков, Сласной, Шилов (рук-ль октета, поэт),Вячеслав Мосин
Октет Ансамбля им. Александрова, 1959 г. Справа на лево: Л. Харитонов, Иван Карслиян, Львов, Николай Полозков, Сласной, Шилов (рук-ль октета, поэт), Вячеслав Мосин

О «судьбе» некоторых творений хотелось бы сказать отдельно. Начну с произведения, которому судьба все-таки уготовила честь стать государственным гимном. Речь идет о песне «Да здравствует наша держава», которая участвовала в конкурсе, а потом стала на постоянной основе входить в репертуар Краснознаменного ансамбля песни и пляски.

Музыка песни «Да здравствует наша держава» была написана замечательным советским композитором Борисом Александровичем Александровым, сыном А.В. Александрова, возглавившим после его смерти Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии. Автором текста, по моему предположению, является заслуженный артист РСФСР, баритон, руководитель вокального октета ансамбля Александрова, поэт-песенник Александр Вячеславович Шилов.


Мы славим тебя, Приднестровье - Государственный гимн ПМР (Б. Алекссандров - Б. Парменова, Н. Божко, В. Пищенко ,На русском языке )

Герб и флаг Приднестровской Молдавской республики
Герб и флаг Приднестровской Молдавской республики

В 1990 году музыка песни «Да здравствует наша держава» была утверждена в статусе мелодической основы Гимна Приднестровской Молдавской народной Республики. Тем самым, произведение, претендовавшее на звание Гимна СССР, стало гимном одной его обособившейся части, образованной в результате распада великой державы.

Не забыты оказались и варианты гимна на слова С. В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана, написанные Д. Д. Шостаковичем и С. С. Прокофьевым, то есть теми самыми композиторами, которые первыми получили текст от соавторов будущего Гимна СССР.


Новороссийские куранты (Дм. Дм. Шостакович)

Мемориал на Площади Героев в Новороссийске
Мемориал на Площади Героев в Новороссийске

В 1960 году для мемориала Великой Отечественной войны, находящегося на площади Героев в Новороссийске, Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем был написано произведение «Новороссийские куранты», в основе которого лежит музыка, написанная композитором качестве мелодической основы для текста Михалкова и Эль-Регистана.


Новороссийские куранты (Дмитрий Шостакович сл. Кира Алемасовав), исп. КАПП Советской Армии им. Александрова

Сегодня «Новороссийские куранты» являются гимном города-героя Новороссийска, правда, у них совсем другие слова.

И, наконец, рассказ о судьбе музыки Сергея Сергеевича Прокофьева, представленной на конкурс.