Рождение Великого Гимна — 22

«Гимн должен войти в кровь народа»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Великий Советский Союз
Великий Советский Союз

А теперь обещанный рассказ о варианте, написанном Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на текст Михалкова и Регистана. Дело в том, что в списке произведений композитора есть опус 98 (op.98), который называется «Эскизы к Гимну Советского Союза на слова С. Михалкова и Эль-Регистана и к Гимну РСФСР на слова С. П. Щипачева». Таким образом, музыка, написанная автором для Гимна СССР, стала претендовать на статус другого музыкального символа — гимна Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. «Гимн РСФСР» Прокофьева датирован 1946 годом.

Нельзя не сказать о стихах, которые стали литературной основой варианта гимна РСФСР на музыку Сергея Сергеевича. Они принадлежат перу замечательного советского поэта Степана Петровича Щипачева.


В грозах окрепла Россия родная. (С. С. Прокофьев - С. Щипачев), исп. Хор им. Свешникова

Интересно, что есть вариант песни на это стихотворение С. Щипачева, написанный в 1943 г. другим крупным советским композитором — Анатолием Григорьевичем Новиковым, который также принимал участие в конкурсе на звание Гимна Советского Союза. Вот такие переплетения «судеб» стихов, музыки и их авторов…

Несколько слов о проекте «Гимн РСФСР», которые имеют документальное подтверждение. Дело в том, что в 1944 году коллективом из 6 авторов были предложены два варианта текста для будущего гимна РСФСР, под названием «Русский гимн». О степени «убедительности» этого «предложения» можно судить, перечислив соавторов этих стихов: А. Н. Толстой, Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, С. Щипачев, А. Твардовский.

В гостях у Алексея Толстого: Н. Тихонов, С. Щипачёв, А. Толстой, А. Твардовский, М. Исаковский, А. Сурков.
В гостях у Алексея Толстого: Н. Тихонов, С. Щипачёв, А. Толстой, А. Твардовский, М. Исаковский, А. Сурков.
Сурков.А.Исаковский,М.Твардовский,А.Толстой,А.С. Щипачёв,Тихонов,Н.Толстого:АлексеяугостяхВ

Русский гимн

Гори вовек неугасимо
Звезда свободы над Кремлем
Живи великая Россия –
Оплот народов и племен.

Славься могучая,
Славься свободная
Сила народная
Гордость народная
Русская наша земля…

К счастью, эти творческие начинания, как 1944, так и 1946 года, не получили поддержки. Боюсь, что иное решение верховной власти могло бы способствовать появлению «перестроечных» явлений уже в те тяжелейшие для СССР годы.

Во второй половине 1950-х, начале 1960-х годов Н. С. Хрущев инициировал вопрос о создании нового гимна страны. История этого мероприятия заслуживает отдельного исследования и рассказа. В данной публикации ограничусь лишь краткими сведениями. Хрущевым была организована попытка проведения конкурса, в котором принимали участие ведущие творческие силы страны: Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Александр Твардовский, Михаил Исаковский и многие другие композиторы и поэты.

В феврале 1964 года, заведующий идеологическим отделом ЦК КПСС Леонид Ильичев отчитался Хрущеву: «В настоящее время представлены три варианта текста Гимна. Два из них написаны коллективно поэтами Н. Грибачевым, П. Бровкой, М. Исаковским и С. Смирновым. Один написан на музыку Г. Свиридова, другой на музыку Г. и П. Майбороды. Для припева использован текст А. Твардовского. Третий написан А. Твардовским на музыку Г. Свиридова.

Изображение: Автор Василий Аркашев
Поэт Александр Твардовский на пепелище родного дома, 1943 г.
Поэт Александр Твардовский на пепелище родного дома, 1943 г.
1943 г.дома,родногопепелищенаТвардовскийАлександрПоэт

Идеологический отдел ЦК КПСС считает заслуживающим внимания текст, созданный группой поэтов на музыку Г. и П. Майбороды. Представляется также целесообразным поручить С. Михалкову представить новый поэтический текст на музыку действующего Гимна». Но, как известно, в октябре 1964 года Н. С. Хрущев был отправлен на пенсию, а поэтому вопрос о введении нового гимна само собой отпал, а позже появился новый текст Михалкова. Но одну из песен, участвовавших в этом конкурсе (одно из произведений-фаворитов), считаю правильным привести.


Земли родной бескрайни дали (Г. В. Свиридов - А. Т. Твардовский)

В завершении публикации о некоторых уроках, которые нужно вынести из предыстории Гимна СССР и истории его создания. Первый мне хотелось бы адресовать всем нам, гражданам страны. Нужно знать историю своей страны, историю символов своей родины. И в этом решающую роль должны сыграть специалисты: историки и культурологи. От их труда, от их профессионализма и порядочности, во-многом, зависит просвещение людей. Речь идет о честном изложении истории, а не выдуманных псевдоисторических мифах, которые столь часто выходят из-под пера разной степени и окраса политической ангажированности специалистов, увенчанных непонятно откуда взявшимися учеными степенями. Особо нужно поработать культурологам, музыкантам и вокалистам. Нужно стряхнуть архивную пыль со всего пласта гимнических произведений. Нам нужна отечественная гимнология.

Осмысление истории Гимна СССР необходимо и тем, кто сегодня стремится создать гимн региона: властям и авторам. Не буду пытаться кого-то учить. Просто познакомьтесь с тем, что было создано до вас, и что двигало ваших предшественников.

Да и верховной власти страны полезно обдумать историю одного из государственных символов. Вообще, флуктуации отечественной гимнической истории синхронны политико-мировоззренческим предпочтениям верховной власти и высшей элиты страны. Национально-ориентированный «Петровский марш» («Знают турки нас и шведы») понемногу вытесняется полонезом «Гром победы, раздавайся», масонским «Коль славен…» и монархическим «интернационалом» «Молитвы русских». Настает черед вполне русского «Боже, царя храни» Львова, который через слабое царствование последнего Романова обрушается «Марсельезой» и «Интернационалом». Страшная война рождает глубоко национальный гимн «Союз нерушимый…». Дальнейшие политически мотивированные манипуляции с текстом произведения Александрова и десятилетней заменой его бессловесной «Патриотической песней», завершаются появлением нынешнего текста Великого Гимна…

Наложите эти метаморфозы на историю государства. Вглядитесь в день сегодняшний, ответьте себе, каким вам видится будущее… Вспомните, как опекал авторов текста Гимна СССР Сталин, как, чуть ли не на каждое слово обращал внимание. Только тогда результат достойно увенчает труды.

Напомню слова Щербакова, сказанные им поэтам и композиторам, участвовавшим в работе над гимном: «Гимн должен войти в кровь народа». Мне кажется, это у Великого Гимна получилось.

Мавзолей В. И. Ленина на фоне Спасской башни
Мавзолей В. И. Ленина на фоне Спасской башни
башниСпасскойфоненаВ. И. ЛенинаМавзолей

Было бы правильным, чтобы в завершении цикла прозвучал сегодняшний гимн Родины — Гимн Российской Федерации.


Гимн Российской Федерации (А. В. Александров, сл. С. В. Михалков, с 2000), исп. Хоровая капелла Московского Кремля

Он сочетает в себе музыку Гимна СССР, написанную Александром Васильевичем Александровым, и слова Сергея Владимировича Михалкова, одного из авторов текста символа Отечества, рожденного 75 лет назад в годы Великой Отечественной войны.