Рождение Великого Гимна — 17

«Мне приснилось — мы стали авторами Гимна...»

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Г. А. Эль-Регистан и С. В. Михалков. Утверждённый гимн СССР
Г. А. Эль-Регистан и С. В. Михалков. Утверждённый гимн СССР

В июле 1943 года Регистан и Михалков вернулись с фронта в Москву. И Сергей Владимирович случайно попал на «неофициальное собрание» (оно проходило в одном из московских коммерческих ресторанов) его собратьев по поэтическому цеху Советского Союза. В ходе разговора происходило жаркое обсуждение только что состоявшегося совещания представителей творческих сил страны по вопросу создания нового Гимна СССР, которое провели К. Е. Ворошилов и А. С. Щербаков. Речь здесь все о той же встрече, которая проходила 18 июля 1943 года.

Вечером того же дня о проведении конкурса по созданию государственного символа страны Михалков рассказал Габо (так называли Эль-Регистана близкие друзья). А дальше — еще раз обратимся к воспоминаниям Сергея Владимировича: «В ранний утренний час следующего дня звонок в дверь поднял меня с постели. На пороге стоял Габо.

—  Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами Гимна! — прямо с порога заявил он. — Я даже записал несколько слов, которые мне приснились!

Габо протянул мне гостиничный счет, на котором я прочитал: „Великая Русь“, „Дружба народов“, „Ленин“...».

Изображение: РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3399. Л. 101
Черновые наброски стихов гимна Г. Эль-Регистана на счете парикмахерской гостиницы «Москва» (лицевая сторона счета)
Черновые наброски стихов гимна Г. Эль-Регистана на счете парикмахерской гостиницы «Москва» (лицевая сторона счета)
Изображение: РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 1. Д. 3399. Л. 101 об.
Черновые наброски стихов гимна Г. Эль-Регистана на счете гостиницы «Москва» (обратная сторона счета)
Черновые наброски стихов гимна Г. Эль-Регистана на счете гостиницы «Москва» (обратная сторона счета)

Собственно, с этого и началась работа «дуэта» над текстом Гимна. И само начало их труда фактически предопределило конечный результат конкурса. Вот что рассказал Михалков в своих воспоминаниях: «Как пишутся гимны, никто из нас двоих не знал. Каково должно быть его содержание? Какую стихотворную форму лучше избрать? Первым делом надо заглянуть в энциклопедию. „Гимн — торжественная песнь... Гражданская молитва народа...“ Содержание? Надо взять за основу Конституцию СССР.

Стихотворный размер? Мы вспомнили часто звучавший по радио „Гимн партии большевиков“ со словами В. И. Лебедева-Кумача на музыку А. В. Александрова. Решили взять за основу стихотворного размера первый куплет этой торжественной песни. Мы принялись за работу. Я сочинял, Габо вносил предложения, редактировал формулировки».

Таким образом, изначально в июле 1943 года текст Михалковым и Эль-Регистаном писался под размер музыки Александрова, под мелодию будущего Гимна. Но это вовсе не значит, что соединение слов и музыки было предопределено, задумано авторами или организаторами конкурса (в чем их порой обвиняют). Доказательством этого служит следующий документ — записка С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана К. Е. Ворошилову о желательности привлечения к написанию музыки Гимна Советского Союза Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева

Нужно сказать, что желание Михалкова и Эль-Регистана обратиться именно к Шостаковичу и Прокофьеву с предложением о написании музыки к их тексту было, безусловно, оправданно, в чем можно убедиться, услышав некоторые произведения этих великих композиторов, в музыке которых слышится «гимническое начало».

Изображение: Автор Рафаил Мазелев
Д. Д. Шостакович — боец добровольной пожарной команды, 1941 г.
Д. Д. Шостакович — боец добровольной пожарной команды, 1941 г.


Заря Октября (Д. Д. Шостакович - В. Г. Харитонов), исп. Б. Шапенко и С. Хромченко


Наша песня (Шостакович - Симонов), исп. А. Королев, хор ВРК


Славься, наш могучий край (кантата С. С. Прокофьев, сл. А. Петренко), исп. Гос. хор Минкульта СССР

Изображение: Игорь Эммануилович Грабарь, 1941
Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой
Портрет композитора С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир»

Однако, вернемсся к записке С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана Ворошилову.

28.09.1943

«Многоуважаемый Климент Ефремович!
В одной из бесед с нами Вы сказали, что Гимн Советского Союза должен быть лучше всех существовавших и существующих гимнов других народов.
Нам кажется, что только два композитора нашей страны — Дм[итрий] Дм[итриевич] Шостакович и С. С. Прокофьев могли бы написать такой гимн. Самый факт авторства одного из этих двух мастеров, признанных величайшими композиторами современности, придал бы Гимну нашей Родины тот характер, о котором Вы говорили.
…В частности, зная работоспособность Дм[итрия] Дм[итриевича] Шостаковича, мы уверены, что он сможет создать музыку к гимну в самый короткий срок.
С. Михалков, Г. Эль-Регистан».

(Резолюция: «Шостакович и Прокофьев действительно большие, признанные композиторы наших дней, однако, гимн будут писать все композиторы СССР (а, может быть, и не композиторы примут участие), и кто из них даст лучшую музыку гимна, тот и будет автором этого исторического сочинения. К. В[орошилов]»).

В своих воспоминаниях, записанных в 2005 году, Михалков подтверждает этот факт, заявляя, что изначально они с Габо видели в качестве авторов музыки именно Шостаковича и Прокофьева: «Сочиненный текст (первоначальный вариант Эль-Регистана и Михалкова — МД) послали по почте Дм. Дм. Шостаковичу. Вернувшись из очередной поездки на фронт, мы узнали, что великий композитор написал музыку на наши слова и что все варианты текстов и музыки, представленные на рассмотрение высокой комиссии по главе с К. Ворошиловым…».

К слову, этот вариант Гимна стал одним из фаворитов конкурса.


Вариант гимн СССР (Шостакович - Михалков, Эль-Регистан), исп. хоровая капелла Ярославия

В сентябре свое музыкальное прочтение текста сделает и Сергей Сергеевич Прокофьев. И этот вариант также «не затеряется», как многие из мелодий других композиторов.


Вариант гимн СССР (Прокофьев - Михалков, Эль-Регистан), исп. хоровая капелла Ярославия

Вся случайная цепь обстоятельств, приведшая как к участию в конкурсе Михалкова и Эль-Регистана, так и выбора ими в качестве «образца» музыки А. В. Александрова, полностью опровергают гипотезу о предопределенности «решения власть имущих» относительно будущего гимна.

После того как комиссия Ворошилова и Щербакова выбрала текст творческого дуэта фронтовых корреспондентов Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана в качестве слов будущего Гимна СССР, авторам пришлось еще немало поработать над его «шлифовкой», рассказ о чем последует чуть позже. А сейчас мне хотелось бы обобщить те сведения, что были приведены на протяжении всех публикаций цикла.

Они касаются «юбилеев» 2018 года, так или иначе связанных с гимном. Итак, в 2018 году исполнилось, или исполняется:

235 лет Василию Андреевичу Жуковскому — автору слов гимнов Российской империи «Молитва русских» и «Боже, царя храни!»;
195 лет Петру Лавровичу Лаврову — автору русского текста Гимна Временного правительства «Рабочая Марсельеза»;
185 лет гимну Российской империи «Боже, царя храни!» (А. Ф. Львова — В. А. Жуковского);
185 лет гимну Российской Федерации «Патриотическая песня» (М. И. Глинки);
170 лет Пьеру Дегейтеру — автору музыки гимна РСФСР (СССР) «Интернационал»;
135 лет Александру Васильевичу Александрову — автору музыки Гимна СССР;
130 лет назад написан французский вариант «Интернационала» (П. Дегейтер — Э. Потье);
105 лет Сергею Владимировичу Михалкову — соавтору слов Гимна СССР;
100 лет назад гимном РСФСР стал «Интернационал» (П. Дегейтер — Э. Потье, пер. А. Коца);
90 лет назад был создан Ансамбль песни и пляски Красной армии — первый исполнитель Гимна СССР;
80 лет назад написана музыка гимна СССР (А. В. Александров);
75 лет назад был создан Гимн СССР.

К этому можно добавить, что 275 лет назад было опубликовано произведение «Боже, храни королеву (короля)» (Г. Кэри) — будущий гимн Великобритании, а 225 лет назад «Марсельеза» (К. Ж. Руже де Лиль) стала гимном Франции. Ну и еще одна гипотеза: возможно, что ровно 300 лет назад был написан «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка (Петровский марш)», первый неофициальный светский гимн России.