В политической культуре Пакистан сложилась традиция сбора актива в регионах для похода на столицу, сидячих забастовок и бессрочных акций протеста

Марш свободы Имрана Хана продолжил традицию походов на столицу Пакистана

Камото Токи. Призыв к забастовке. 1929
Камото Токи. Призыв к забастовке. 1929
Камото Токи. Призыв к забастовке. 1929

Политический кризис в Пакистане перешел в активную фазу после того, как оппозиция во главе со свергнутым премьер-министром Имран Ханом и его партией «Движение за справедливость» (PTI) решилась снова сделать ставку на массовые уличные протесты.

28 октября из Лахора центра провинции Пенджаб стартовал «Марш истинной свободы», который по плану должен вобрать в себя сторонников Хана со всей страны и привести их в столицу Исламабад.

На время шествие прервалось после покушения на лидера оппозиции, но вновь возобновилось 10 ноября. По плану протестующие доберутся до столицы к концу ноября.

Традиция маршей протеста

Однако это далеко не первая масштабная акция протеста за историю Пакистана. В политической культуре страны уже сложилась традиция сбора актива с регионов для похода на столицу, сидячих забастовок и бессрочных акций протеста.

Приведем их историю для лучшего понимания масштаба актуальных событий.

Самые известные марши возглавляли покойные лидеры страны Беназир Бхутто и Наваз Шариф, когда они были в оппозиции. После них эстафету принял Имран Хан и партия «Движение за справедливость» (PTI), которые в 2014 году установили рекорд по длительности протестов.

1980

Первая крупная демонстрация в столице состоялась 4 и 5 июля 1980 года, когда шиитская община прошла маршем по столице в знак протеста против введения в действие постановления президента Зиаула Хака о взимании налогов исламского права (закята и ушры) в пользу государства.

Протестующие, возглавляемые лидером шиитов муфтием Джафаром Хусейном, осадили федеральный секретариат, фактически парализовав работу бюрократии. Именно тогда правительство уступило требованиям протестующих и объявило их освобожденными от уплаты исламского налога (закята).

1989

Следующая крупная акция протеста началась 17 августа 1989 года, во время первого срока премьер-министра от «Пакистанской народной партии» (PPP) Беназир Бхутто. Тогда оппозиционные партии во главе с Навазом Шарифом двинулись походом на столицу, чтобы отметить первую годовщину смерти военного диктатора Зии-уль-Хака в мечети Фейсал.

Восприняв это как вызов, правительство Бхутто изначально решило закрыть Исламабад, как это пытается сделать сегодняшняя правящая партия. Однако министр внутренних дел Айтзаз Ахсан в конце концов разрешил пропустить шествие оппозиции.

В итоге они мирно разошлись, засвидетельствовав свое уважение памяти Хака и произнеся политические речи.

1992

Несколько лет спустя, 16 ноября 1992 года, Беназир Бхутто, будучи лидером оппозиции в Национальной ассамблее, объявила марш протеста после заявления о фальсификации всеобщих выборов 1990 года. Это движение вынудило президента Гулама Исхака Хана распустить первое правительство Наваза Шарифа. Однако позже оно было восстановлено по решению Верховного суда 26 мая 1993 года.

1993

В следующем году, 16 июля 1993 года, Беназир Бхутто снова двинулась на столицу, которая на этот раз была полностью закрыта. Ситуация разрядилась после того, как командующий армией генерал Вахид Какар вынудил президента Гулама Исхака Хана и премьер-министра Наваза Шарифа уйти в отставку.

2007

Поход на Исламабад в 2007 году стал попыткой борьбы против диктатуры главкома армии Первеза Мушаррафа. Перед этим он попытался взять под свой контроль Верховный суд, которому предстояло вскоре решать вопрос о легитимности избрания его президентом.

Поводом для начала протестов стало увольнение главы Верховного суда Ифтихара Мухаммада Чоудхри. После отстранения Чоудхри моментально стал национальным героем и смог добиться восстановления в должности решением большинства судей Верховного суда.

В ответ на это Мушарраф объявил чрезвычайное положение и отправил главного судью в отставку во второй раз.

Это спровоцировало массовые протесты, которые возглавили лидеры юристов. Их кульминацией стал марш на столицу во главе с лидером партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (PML-N) Навазом Шарифом. Протест прекратили после того, как премьер-министр Юсуф Раза Гилани поздно ночью объявил о восстановлении в должности бывшего главного судьи и всех других судей высшей судебной системы.

2014

В 2014 году партия «Движение за справедливость» (PTI) потребовала отставки премьер-министра Наваза Шарифа и пересмотра всеобщих выборов 2013 года. После марша протеста партийный актив и их сторонники устроили сидячую забастовку в Исламабаде, которая длились более 120 дней.

Акция началась на Кашмирском шоссе 15 августа и уже к 19 августа протестующие вошли в красную зону (правительственный квартал столицы).

После 126 дней непрекращающихся протестов Имран Хан отменил бессрочную акцию перед зданием парламента после теракта в Пешаваре, в результате которого погибло более 140 школьников.

Нынешний премьер-министр Шехбаз Шариф рассказал журналистам, что он вспоминает эти 120 дней, как самый большой кошмар в своей жизни.

2017

В 2017 году тысячи активистов радикальной исламской партии «Техрик-и-Лаббайк Пакистан» (TLP) более чем на 20 дней парализовали Исламабад и бывшую столицу страны Равалпинди. Протестуя против изменения закона о выборах, они заблокировали транспортную развязку Файзабад, которая связывала новую и старую столицу.

Сидячая забастовка завершился после того, как правительство уступило требованиям протестующих. Перед этим шесть человек были убиты, а сотни получили ранения во время неудачной попытки властей их разогнать.

2019

В 27 октября 2019 года из столицы провинции Синд Карачи вышел марш протеста оппозиции, который организовало «Общество исламских богословов-Фазл» (JUI-F). Через несколько дней они дошли до Исламабада и устроили сидячую забастовку в одном из районов города, требуя отставки правительства Имран Хана.

После 13 дней протестов глава JUI -F Маулана Фазлур Рехман отменил сидячую забастовку после отказа правительства подчиниться ультиматуму оппозиции и ухода основных оппозиционных партий PML-N и PPP.

2020-21

15 ноября религиозные радикалы из «Техрик-и-Лаббайк Пакистан» (TLP) начали марш от «Национального парка Лиакат» в Равалпинди до дорожной развязки Файзабад в Исламабаде, требуя разрыва дипломатических отношений с Парижем и бойкота французских товаров. Парк Лиакат на целый день превратился в поле битвы полиции и активистов TLP. В ход пошли палки и слезоточивый газ, несмотря на это около 3000 протестующих смогли пробиться до развязки Файзабад, где они устроили сидячую забастовку.

16 ноября TLP объявила, что правительство приняло все ее четыре требования, и активисты партии разошлись по домам.

Однако в первую неделю 2021 года TLP пригрозила возобновить протест, если правительство не выполнит свое обещание об изгнании посла Франции.

Ожесточенные столкновения TLP и полиции снова вспыхнули в октябре 2021 года, когда партия попыталась возобновить марш на Исламабад, чтобы заставить правительство принять ее требования. 31 октября власти заявили, что двухнедельное противостояние закончилось, и они достигли «соглашения» с TLP, но отказались разглашать его детали.

2022

В феврале этого года председатель «Пакистанской народной партии» (PPP) Билавал Бхутто-Зардари возглавил марш протеста на Исламабад под названием «Народный марш».

Выступая в городах по ходу движения, Билавал обрушился с критикой на тогдашнее правительство партии «Движение за справедливость» (PTI) и его главу Имрана Хана, возложив на них ответственность за все беды страны.

В конечном итоге десятидневный марш вышел не очень многочисленным и завершился 8 марта у здания парламента на центральной площади столицы Ди Чоук.

Марш свободы

Следующим примером стал майский «Марш свободы» свергнутого премьер-министра Имрана Хана. После вынесения ему вотума недоверия Национальной ассамблеей, к которому привела потеря большинства голосов в парламенте в ходе раскола коалиции партии PTI, Имран Хан сходу отказался признать власть нового правительства и сделал ставку на протесты. За месяц он провел серию крупных митингов по всей стране, и в конце мая объявил поход на столицу. Бывший премьер-министр грозил привести с собой в столицу два миллиона человек.

Однако протест был фактически подавлен властями. За день до начала протеста начался массовый арест активистов. В местах сбора шествия в разных городах сторонников Имрана Хана уже ждали отряды полиции. В ходе попыток разгона демонстрантов в ход шли резиновые пули и слезоточивый газ. Несмотря на это довольно большая колонна протестующих смогла добраться до центра столицы.

При этом оказалось, что идти на столкновения с полицией готово не так много людей, как на мирные митинги.

После этого глава PTI изменил подход к политической борьбе и на четыре месяца снял уличные протесты с повестки партии.

Ставка на регионы в игре за власть в стране

История этих акций показывает, что нынешний повторный поход коалиции Имран Хана на столицу вписывается в сложившуюся в стране традицию использования протестного актива регионов для давления на центральную власть.

Предпосылкой к этому является и государственное устройство Пакистана, которое было сформировано под большим влиянием британского права. В итоге региональные правительства имеют высокую степень автономии от центрально власти. Провинцией фактически управляет главный министр, выбираемый местной ассамблеей, а не губернатор, назначаемый из Исламабада. В этих условиях борьба за контроль над регионами приобретает особое значение.

Весной в активе PTI оставалась только наименьшая из четырёх провинций Пакистана Хайбер-Пахтунхва, в которой живет примерно 17% населения страны. Однако за лето расклад сил кардинально изменился. Партия Имрана Хана сумела достичь контроля над Пенджабом — крупнейшим регионом, в котором сосредоточено 53% жителей страны. Многие годы эта провинция была оплотом партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (PML-N), ставшей ядром нынешнего правящего альянса. Теперь под опекой Имран Хана оказалось около 70% населения страны.

Естественно, одним из первых шагов новых властей Пенджаба стало расследование участия полиции в разгоне майского марша протеста PTI. В результате этого сейчас полиция Пенджаба не слишком мешала протестующим даже тогда, когда дело дошло до эскалации протеста, перекрытия дорог и беспорядков у дома губернатора провинции.

Это вызвало возмущение центральной власти, она угрожала разобраться с оппозиционными провинциями, если не подавят протесты.

«Марш истинной свободы» прервался из-за покушения на Имран Хана, который был ранен в ноги выстрелами из толпы. Однако вскоре лидер оппозиции призвал продолжить поход на столицу. Шествие возобновилось с места покушения 10 ноября и по плану должно добраться до цели за двенадцать дней. Впереди их ждет Исламабад.