О возможности невозможного…
В очередном выступлении известного политолога С. Е. Кургиняна «Или невозможное возможно — или смерть» затрагивается очень важная проблема. Она адресует к способности как отдельного человека, так и человеческого общества в целом строить свою жизнь, ориентируясь не только и не столько на конкретный прагматичный результат, а на перспективное будущее, связанное в первую очередь с многоуровневым развитием (и человека, и общества).
А что влияет на способность человека жить именно так — иметь перед глазами желанную картину будущего и реализовать в настоящем те идеи и замыслы, которые кажутся современникам «утопиями»?
Немаловажное место здесь занимает умение мечтать и воплощать в жизнь свои «идеальные конструкции». (При условии, что человек не пребывает в бесплодных фантазиях относительно реальности (а видит эту реальность)).
Конечно, важную роль здесь играет то, в каком обществе живет и развивается (взрослеет) человек.
К сожалению, то потребительское культурно-деградирующее общество, которое на протяжении почти 30 лет строится не только в России, но и практически во всем мире, способствует появлению большого пласта такой молодежи, которая не понимает смысла окружающей их общественно-политической жизни и не умеет по-настоящему мечтать. А то, что они называют «мечтой», не выходит за рамки таких тем, как нахождение престижного места учебы, получение высокооплачиваемой должности на работе, желание побольше заработать (при меньших трудовых затратах) и получше отдохнуть…
Я вспоминаю для сравнения жизнь в советском обществе в 70-е — начале 80-х, общую социально-культурную обстановку того времени, когда в развитии нашей страны были восходящие тенденции во многих областях.
Например, в Московский авиационный институт (МАИ), где я учился, поступало большое число студентов, которые не только с благоговением относились к активно развивающейся тогда космической отрасли, но и с упоением читали труды Циолковского и различные книги советских конструкторов космической техники.
Немало среди студентов было и тех, кто зачитывался научной фантастикой, повествующей о том, что будет с человечеством в будущем, как оно будет развиваться дальше, как будет осваивать ближний и дальний космос через 50, 100, 200 лет… С какими проблемами и угрозами может в будущем встретиться человек, строящий социально-справедливое общество и ориентирующийся на гуманистические ценности…
Вся окружающая советскую молодежь действительность, имеющая отношение к развитию науки и техники (и говорящая о грядущих перспективах в этих областях), в каком-то смысле была небольшим (но значимым) участком той «почвы», на котором вырастали люди, умеющие мечтать. И что, пожалуй, более важно, желающие ради осуществления своей мечты много работать — идти в ведущие вузы страны (с непростыми экзаменами и большим конкурсом), овладевать сложными техническими специальностями, развивать дальше авиационную и космическую технику…
И, повторюсь, окружающая советскую молодежь реальность этому очень способствовала…
Каждый месяц (если не чаще) происходили важные события, о которых сообщала советская и мировая пресса… И эти события относились к пилотируемым полетам вокруг Земли, в том числе и с международными экипажами, которые проводили многочисленные научные эксперименты; к запускам орбитальной околоземной космической станции и специализированных спутников; освоению с помощью космических аппаратов и зондов планет Солнечной системы…
Именно в такой общественной атмосфере, в таком обществе, где еще уделялось внимание и воспитанию человека на основе базовых моральных ценностей, и развитию системы образования… Где у молодого и более старшего поколения была твердая уверенность в завтрашнем дне… В таком обществе могли в достаточно большом количестве воспитываться люди, умеющие мечтать, заглядывать за горизонт современности и прагматики, и знающие, что можно построить свою жизнь так, что ты (при каких-то обстоятельствах — при определенной поддержке общества) сможешь реализовать свои мечты…
К сожалению, вся действительность в постсоветской России, мягко говоря, сильно ограничила такие возможности у современной молодежи, зараженной в большой степени практицизмом, прагматизмом и «культом потребительства»…
И этот «вирус» посильнее ковида…
Еще хотелось бы обратить внимание на такой важный момент…
Способность заглянуть в будущее с тем, чтобы взять оттуда идеи (или «семена невозможного») для их реализации (то есть — «посадки») в современности (для выращивания жизнеспособного будущего)… Именно такая способность позволяет глубже видеть суть происходящего (в современности) и принимать правильные стратегические решения в настоящем…
Всегда интересны воспоминания о том или ином политическом деятеле, авторами которых являются не только сторонники этого великого человека, но и его значимые оппоненты…
Вот, к примеру, какая интересная характеристика дана одним из ярких лидеров революционного движения в России Львом Троцким Владимиру Ильичу Ленину после нескольких лет совместной работы в составе Советского правительства…
Приведем довольно развернутую цитату из работы Л. Д. Троцкого («О Ленине. Материалы для биографа», М., 1925), где говорится о том, как работал и принимал решения основатель Советского государства, вникая в проблему и выделяя суть вопроса.
Цитата: «Всякий знает, кто что-нибудь знает о Ленине, что одна из сильнейших его сторон состояла в умении отделить каждый раз существо от формы…
Каждое заседание Совнаркома первого периода представляло картину величайшей законодательной импровизации… Незачем говорить, что руководство всей этой работой принадлежало Ленину. Он неутомимо председательствовал по пять и по шесть часов подряд в Совнаркоме… переходя с вопроса на вопрос, руководя прениями, строго отпуская ораторам время… Очень часто самое существо вопроса было неведомо и членам Совнаркома, и председателю до начала прений…
И тем не менее председатель прощупывал необходимое русло… глядел очень зорко и внимательно… На узенькой полоске бумаги — мельчайшими буквами (экономия!) — заносилась запись ораторов… быстро набрасывал на бумаге резолютивные выводы… посылал участникам собрания коротенькие записочки, требуя тех или других справок…
В известный момент Ленин оглашал свои резолютивные пункты, выраженные всегда с намеренной резкостью и педагогической угловатостью… Ленинские «пункты» и ложились в основу декрета.
Для руководства этой работой помимо других необходимых качеств требовалось огромное творческое воображение… Представить себе людей, вещи и явления такими, каковы они в действительности, даже и тогда, когда ты их никогда не видел… Сила Ленина была в огромной мере силой реалистического воображения.
Целеустремленность Ленина всегда была конкретной, иначе, впрочем, она бы не была настоящей целеустремленностью. Ленин, кажется, в первый раз в «Искре» высказал ту мысль, что в сложной цепи политического действия нужно уметь выделить центральное для данного момента звено, чтобы, ухватившись за него, дать направление всей цепи…
В наиболее критические моменты, когда дело шло об ответственном или рискованном тактическом повороте, Ленин как бы отметал все остальное, второстепенное или терпящее отлагательство… Ту задачу, какую он считал неотложной, он ставил во всей конкретности, подходя к ней со всех сторон, продумывая детали, иногда совершенно третьестепенные, ища повода для новых и новых толчков и импульсов… Но все это было подчинено тому «звену», которое он считал решающим для данного момента… Его способности к величайшей внутренней мобилизации всех сил, а именно эта способность сделала его величайшим революционером в истории…
Надо к педагогической настойчивости присоединить еще одно: могучий идеализм Ленина, его напряженную волю, которая на резком повороте двух эпох сжимала этапы и сокращала сроки. Он верил в то, что говорил… Глубокое и неукротимое убеждение в могущественных возможностях человеческого развития, заплатить за которое можно и должно любой ценой жертв и страданий, составляло всегда главную пружину ленинского духа».
Таким образом может жить и действовать только великий человек, умеющий мечтать, с полной отдачей и много работать и жертвовать ради осуществления мечты и будущего, которое он видит, понимает и в которое верит.
И приведем еще одну развернутую цитату…
Это отрывки из книги известного английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Россия во мгле». Напомним, что во время своего второго визита в Россию Герберт Уэллс (6 октября 1920 года) встретился с В. И. Лениным и позже описал свою беседу в вышеупомянутой книге.
Цитата (по книге «Кремлевский мечтатель. — В кн.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В пяти т. Т.5. — М.: Политиздат, 1985»): «Основной целью моей поездки из Петрограда в Москву была встреча с Лениным. Мне было интересно повидаться с ним, и я должен сказать, что был предубежден против него. На самом деле я встретился с личностью, совершенно непохожей на то, что я себе представлял…
Я ожидал встретить марксистского начетчика, с которым мне придется вступить в схватку, но ничего подобного не произошло… У Ленина приятное смугловатое лицо с быстро меняющимся выражением, живая улыбка… Говорил быстро, с увлечением, совершенно откровенно и прямо, без всякой позы, как разговаривают настоящие ученые…
Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, что от него зависит, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?..
Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего провидения…
Встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново».
Здесь, в первую очередь, интересно то, что способность В. И. Ленина «увидеть Россию будущего», «преображенный мир будущего», а также, по выражению Л. Троцкого, «сила реалистического воображения» вождя пролетарской революции оказались намного сильнее фантазий известного английского писателя-фантаста.
И многие мечты В. И. Ленина оказались впоследствии реальностью.
К сожалению, пока не все.