Приднестровье и российские миротворцы оказались на осадном положении. С одной стороны — угрозы напасть, с другой — требования перестать готовиться к нападению

Обернется ли обострение в Приднестровье новым конфликтом для России?

Утагава Куниёси. Воины, готовящиеся к сражению (фрагмент). 1830-е
Утагава Куниёси. Воины, готовящиеся к сражению (фрагмент). 1830-е

Ситуация в Приднестровье, зажатом между недружественными Молдавией и Украиной, уже давно достаточно напряженная, но в последние дни она резко обострилась. За два дня в республике произошло три теракта. Погибших нет, но, с учетом отношения с соседними странами, ситуация сразу накалилась.

Что предшествовало обострению

Значительное ухудшение обстановки в Приднестровье произошло в ходе спецоперации России по денацификации Украины. Киевский режим сразу закрыл приднестровскую границу, а мосты через приграничную реку Кучурган были взорваны. Там разместили силы ВСУ, а весь товаропоток между государствами прекратился. Многие торговые связи Приднестровья были нарушены, так как около 70% товаров заводилось со стороны Украины. Пришлось налаживать схемы доставки импорта через Молдавию.

В Молдавии на словах согласились пропускать больше грузов, но фактически грузы стали останавливать под бюрократическими предлогами. В середине апреля были заблокированы поставки лекарств. Потом на молдавской границе начали останавливать транспорт с сырьем и товарами первой необходимости. Ближе к Пасхе Кишинев не пропустил машины с куриным яйцом. Приднестровью устроили фактически блокаду.

Замкомандующего войсками Центрального военного округа Рустам Миннекаев заявил, что цель второго этапа спецоперации на Украине — освобождение юга страны, что позволит создать сухопутный выход к Приднестровью. Но пока не понятно, как скоро это получится осуществить.

Предвестником чего-то нехорошего стали сообщения в 20-х числах о том, что кто-то создает клоны ведомственных сайтов. Вместе с этим электронные площадки президента республики, правительства и ряда других ведомств начали атаковать хакеры, что привело к блокировке сайтов или сбоям в работе.

Взрыв ситуации

Первые взрывы произошли 25 апреля около 17:00. Неизвестные обстреляли здание министерства государственной безопасности в Тирасполе. Похоже, что стреляли из гранатометов. На месте очевидцы сфотографировали две брошенные «трубы». В тот вечер, ближе к полуночи возле столицы произошло два взрыва на территории аэропарка, рядом с военным аэродромом. Каких-либо повреждений они не нанесли, кроме разбитого стекла одной из машин. Предположительно две бомбы были сброшены дронами.

Утром 25 апреля в Приднестровье раздались новые взрывы. Неизвестные повредили две антенны на территории телерадиоцентра «Маяк», которая краем проходит по украинской границе. Они ретранслировали российское радио и могли «достать» до США. В тот же день появилась информация, что стрелявшие в здание МГБ в Тирасполе, скорее всего, были с Украины.

«Террористический акт осуществили три пока не установленных лица, которые вне пунктов пропуска — по полю — в 17:15 заехали с территории Украины в районе населенного пункта Нововладимировка в восьми километрах к северу от Тирасполя. Около 18:00 они тем же маршрутом выехали на территорию Украины», — сказал РИА Новости неназванный источник в приднестровском правительстве.

Последствия взрывов

Уже в ночь на 26 апреля советник министра обороны Украины Юрий Бутусов на своей странице в Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ) заявил, что нужно атаковать Приднестровье и находящихся там российских миротворцев. По его мнению, их легко будет взять в плен, а потом обменять на карателей, которые засели в подземельях Мариуполя. Советник также вспомнил, что на территории республики находится большой склад вооружения, созданный еще во времена СССР.

«Украине жизненно необходимо нанести удар по Приднестровью», — написал Бутусов.

Подобные высказывания начали писать другие деятели, поддерживающие киевский режим. Тут стоит отметить, что в Приднестровье находятся около 1,7 тыс. миротворцев. Их, как правило, набирают из местных жителей (там есть много граждан РФ).

В Молдавии тоже «порадовали». Действующий президент Майя Санду созвала Совет безопасности, после которого заявила, что теракты эти якобы устроили сами приднестровцы. Доказательства? Несколько недель назад там кто-то рассылал ложные сообщения о том, что в школах, больницах и других учреждениях заложили взрывные устройства. Вам такие доводы кажутся неубедительными? Других нет.

В такой обстановке в Приднестровье ввели «красный код» террористической угрозы, основную часть праздничной программы на 9 мая отменили. На въездах в города стали устанавливать укрепленные блокпосты. Все учебные заведения перевели на удаленный режим обучения, а экзамены в этом году отменили. Республика начала готовиться к осаде. Это вызвало возмущение в Молдавии. Там посчитали принятые меры безосновательными, а блокпосты — несанкционированными.

Дополнительную головную боль подбросили неизвестные, запустив сообщение, что в Приднестровье готовится референдум по вопросу взаимоотношения с Евросоюзом. В качестве «доказательства» в соцсетях начали распространять скриншот с «правительственного» сайта. Похоже, что сайты-клоны уже начали применять. В правительстве эту информацию опровергли, но это осложняется тем, что официальные сайты заблокированы, приходится обходиться только Telegram-каналами. Таким образом, кто-то пытается взорвать обстановку изнутри. Это косвенно подтверждает, что всё происходящее — не случайное стечение обстоятельств.

Реакция России и США

Реакция со стороны России и США была почти одинаковой: наблюдаем.

«Единственное, что я могу сказать, что мы очень внимательно наблюдаем за тем, как там развивается ситуация. Безусловно, те новости, которые оттуда поступают, вызывают обеспокоенность», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Мы пристально отслеживаем ситуацию, устанавливаем, что произошло. Мы поддерживаем призыв молдавского правительства к спокойствию», — заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс.

Таким образом, Приднестровье и российские миротворцы остаются на осадном положении. С одной стороны — угрозы напасть, с другой — требования перестать готовиться к нападению. Наступательного оружия у миротворцев нет. Они больше выступают в качестве символа российского присутствия.

Но в республике есть и вооруженные силы, в которых, кроме мотопехотных бригад, есть и артиллерийские, и противовоздушные части. Они не будут смотреть на то, как украинские каратели нападают на миротворцев. Не останутся безучастными и российские Вооруженные силы, а ракетам и самолетам сухопутные границы не нужны.

Тем не менее республика находится в блокаде. Уже начался дефицит лекарств. Скоро будут заканчиваться запасы продуктов, ситуация, похоже, только разворачивается. Конечно, все надежды там только на Россию. И тут потребуется нетривиальное решение для помощи братскому Приднестровью.