logo
  1. Война идей
  2. Переименования
Аналитика,
Нам говорят, что все нынешние беды происходят из-за попустительства в цареубийстве. Следовательно, неся на себе этот грех, народ попросту не может пребывать в мире. Мы все должны покаяться и просить прощения. И вот только тогда, когда мы его получим, последует исправление нашей жизни.

Молиться и каяться: монархисты знают, как исправить жизнь русского народа

Николай ВторойНиколай Второй
Скопина Ольга © ИА Красная Весна

По определенному стечению обстоятельств Мурманск попал в центр внимания сторонников монархических идей, стремящихся любыми способами осуществить десоветизацию и декоммунизацию в России. Очевидно, что следующим шагом после того, как они, прилагая всевозможные усилия, попытаются добиться своей цели максимально вычистить все советское не только из окружающей действительности в виде названий улиц и городов, памятников и символов, но и из самого сознания людей, будет осуществлено восстановление монархической государственной системы со всеми ее атрибутами, идеалами и построением общества, разделенного на сословия. Иначе ради чего все это стоило затевать?

Это явная попытка осуществить реванш за утрату власти в 1917 году. Если кто-то в этом сомневается, стоит вспомнить, как был разрушен Советский Союз и как после этого произошел откат к дикому капитализму. Оказалось, что историю можно повернуть вспять. Почему бы не продолжить этот процесс и не привести общество к некому осовремененному феодализму?

Но почему все же Мурманск? Ведь уже было немало примеров того, как поборники десоветизации включали административные и финансовые ресурсы в попытках переименовать различные улицы и города. Скорее всего, можно предположить, что тут дело в символизме.

Мурманск является последним населенным пунктом, заложенным при последнем российском императоре. Видимо, отсюда и было решено начать развивать успех, положенный благодаря скандальному проекту «Великие имена России» по присвоению российским аэропортам имен великих соотечественников. Он оказался удобным поводом втиснуть в рамки конкурса весьма противоречивую историческую фигуру, вызывающую серьезные сомнения по поводу ее величия. Ну, раз надо, так надо — и не тушкой, так чучелком Николай Второй оказался среди фаворитов финального голосования.

И вот, несмотря на разразившиеся горячие дискуссии вокруг голосования по кандидатуре Николая Второго и крайне сомнительный результат, из-за непрозрачного и явно шулерского механизма голосования, а также на многочисленные требования исключить аэропорт города-героя Мурманска из конкурса, бывший император все же был признан победителем организаторами проекта. Промонархическая публика возликовала, и тут же, не откладывая в долгий ящик, был организован десант на Кольскую землю, чтобы, так сказать, закрепить результат.

В конце января в Мурманской областной универсальной научной библиотеке состоялся круглый стол по теме «Российская империя в эпоху правления императора Николая II». В его работе приняли участие председатель общества «Двуглавый орел» Константин Малофеев, заместитель председателя общества «Двуглавый орел» генерал-лейтенант Леонид Решетников, председатель «Общества памяти Императорской гвардии» князь Александр Трубецкой, российский публицист и историк Петр Мультатули, публицист и блогер Егор Холмогоров, а также местные представители.

Вторым мероприятием стал торжественный вечер в концертном зале филармонии, посвященный бывшему императору, куда по разнарядке для массовости были направлены студенты городских учебных заведений и курсанты училищ.

Очевидно, что оба эти мероприятия должны были неким образом закрепить в сознании мурманчан факт победы Николая Второго в конкурсе по присвоению имен аэропортам.

Но если оба этих события хотя и были знаковыми, но вряд ли могли как-то серьезно повлиять на широкие слои городской общественности, то мультимедийная выставка, посвященная Николаю Второму, как раз должна была решить этот вопрос. К тому же для удобства граждан ее разместили в центре города на железнодорожном вокзале, в помещении бывшего ресторана (что, согласитесь, довольно символично). И, чтобы обеспечить массовость просмотра выставки, вход на нее сделали бесплатным.

По замыслу автора, мультимедийное шоу создано по образцу популярных выставок «Живые полотна», где посетители в необычном формате могли познакомиться с жизнью и творчеством известных художников. Здесь же, используя картины различных художников, в том числе и современных, была осуществлена попытка ознакомить посетителей с жизнью последнего российского царя. И если первые действительно вызывают интерес и поражают воображение — благодаря мастерству их создателей, то последняя, кроме странного впечатления от увиденного, вернее, от услышанного на ней, никаких других эмоций не вызывает.

Но не все так просто. Странное впечатление через некоторое время переходит в четкое осознание того, что все это ни больше ни меньше как пропагандистский проект. Причем он был задуман с одной основной целью — поселить в сознании людей комплекс вины за убийство семьи бывшего царя. И вина вменяется не кому бы то ни было, а всему русскому народу, т. е. всем нам — потомкам тех, кто жил в Российской империи и, по мнению автора, не уберег ни ее, ни бывшего царя.

Для укрепления и поддержания этого комплекса используется сразу несколько мифов, которыми любят манипулировать монархисты.

Итак, давайте обо всем по порядку.

Изначально выставка не несет в себе задачи познакомить посетителей с историческими фактами. Они в ней безжалостно выхолощены или даны поверхностно без необходимых подробностей, а, порой, и вовсе искажены. Весь расчет сделан на эмоции, а не на критические оценки. Причем этот расчет опирается именно на восприятие художественных произведений, демонстрируемых на экранах и на музыкальное сопровождение, которое помогает получить необходимый настрой. Благодаря этому достигается необходимый эффект — неискушенный зритель может легко поддаться влиянию этого действа. Чего, собственно, и хочет добиться автор мультимедийного шоу.

Миф о «хорошем» государе подкрепляется рядом других: об успешном правлении в течение 23 лет, о якобы небывалом развитии экономики, непобедимости армии, о том, что в годы правления Николая Второго «практически» не было голодных лет и эпидемий.

Удивляет заявление, что «промышленность, наука и техника развивались невиданными ни до, ни после него, темпами». Утверждается, что Россия по темпам развития опережала все ведущие страны Европы и приближалась к Америке. Все это легко опровергается существующими данными, как о реальном положении дел в царской России, так и об экономических достижениях в ходе индустриализации в ранний советский период. Но, как известно, чем циничнее ложь, тем больше уверенность, что в нее поверят.

В желании обелить царя мифотворец заходит так далеко, что аж дух захватывает. Оказывается прозвище «кровавый» досталось Николаю Второму вовсе не от народа, а от тех, кто готовили революцию 1917 года и посему сами виновны в «реках крови».

Лихо! Легким движением руки как не бывало ни трагедии на Ходынке, которую автор очень мягко обошел в своем повествовании, ни ленских расстрелов, ни «Кровавого воскресенья» и революции 1905 года, которая, по версии все того же автора, помешала победоносной русской армии одолеть Японию, несмотря на все возрастающую мощь как российского государства, так и самой армии и флота. Как бы не было вообще ничего этого. Просто революции взяли и сами собой случились. Вернее, на деньги Запада их организовали, опять же, в соответствии с заезженными мифами, масоны, революционеры и «пятая колонна». Кто в данном случае подразумевается под этим понятием, не уточняется.

Далее, немного отмытого от крови царя продолжают оправдывать в том, что при всех имеющихся возможностях, Россия проиграла войну Японии лишь потому, что внутри действовала «пятая колонна». Ни превосходство сил противника, ни экономическое отставание (его ведь как бы не было), ни стратегические и дипломатические просчеты царских правителей и военачальников не учитываются как факты, да оно и ни к чему. Ведь это шоу не из разряда исторических.

Представление построено довольно интересным образом с точки зрения подачи материала, который должны усвоить зрители. Оно перемежается нескольким включениями. Так, посреди повествования о Русско-японской войне вставлено упоминание о праздновании столетия победы в Отечественной войне 1812 года. Где говорится, что через пять лет после празднования этой даты «русский народ откажется от наследия 1812 года, как и от всей истории русского христианского мира».

А далее эффект усиливается! Ни много, ни мало сказано, что «помазанник божий покинет не только русскую историю, но и нашу генетическую память». Понимаете, о чем идет речь? Оказывается мы поврежденный народ, причем на генетическом уровне! Первый якорь заброшен для того, чтобы подтянуть в душу зрителя ощущение вины.

После завершения короткого рассказа о Русско-японской войне вклинивается бравурный клич о том, как хорошо, что имя Николая Второго победило в конкурсе «Великие имена России». Собственно, ради чего, в том числе, и была завезена выставка в Мурманск.

И тут же идет очередной удар по зрительской психике. Демонстрируется картина современного художника П. В. Рыженко «Прощание с конвоем», первая часть триптиха «Царская голгофа». На картине изображен суровый зимний день. Казаки Императорского конвоя выстроились в шеренги. Николай Второй молча стоит перед ними, после своего отречения от Престола в марте 1917 года. Согласно историческим свидетельствам, прощание происходило не на улице, а в здании казарм и в Ставке. Но не для того писалась картина. По словам вдовы художника, она символична, и «такие подробности не так важны».

Интересный момент, не правда ли? Автор мультимедийного шоу, для которого не так важны исторические факты, выбирает для своего представления картину художника, которому также не очень интересно, что было на самом деле. Тут важно впечатление, которое возникает у зрителя. Именно для этого все и затевается. И что же мы слышим, глядя на эту картину?

Цитирую почти дословно: «Мы отказывались не просто от защиты помазанника божьего, но и от защиты всей собственной веры, чести, генетического наследия и права достойно следовать во служении и подвигах великого монарха, который столько сделал для страны и вел наше отечество к победе в Первой мировой войне. Это прощание не просто верховного главнокомандующего со своим конвоем, а расставание самодержца, оставшимся верным присяге, с отрекшимся от него несчастным народом (здесь и далее выделено автором)».

Очередной якорь еще глубже впился в душу и сознание зрителя. Вот ведь как интересно получается! Оказывается, не Николай Второй несет ответственность за крах империи, не его ближайшее окружение, аристократия, царское правительство, элита — за все должен ответить народ! Он виноват, а не царь. Он отрекся от престола и России, а не Николай Второй.

Как видим, любимый устроителями государства российского тезис «народ не тот» своеобразным образом оказался вплетен в канву рассказа о бывшем императоре.

А дальше нам рассказывают, что до сих пор во всем виноваты большевики. Уже почти тридцать лет как нет СССР, а они виноваты в коррупции власти, наркомании, ужасающем количестве абортов, беспутстве и инфантилизме молодежи, развале семьи. Все это, по мнению автора шоу, происходит от «повального безбожия». И это в стране-то, где строительство храмов на порядок опережает строительство производственных мощностей?

Короче говоря, сделан низкий реверанс в сторону нынешней власти, дабы никого не обидеть, а то ведь и помещения могут не дать для выставки.

Вслед за очередным обвинением большевиков во всех грехах нынешней власти следует очередной миф о мнимом отречении царя. Ведь монархистам крайне необходимо хоть как-то отмыть Николая Второго от позорной участи безвольного и бездарного правителя, обрекшего на гибель Российскую империю.

И снова забрасывается очередной якорь. Теперь нам говорят о «нравственно слабеющей нации, чей дух был также болен, как оказалось, неизлечимой духовной гемофилией». Сильно, не правда ли? Добивать, так уж до конца.

Дальше, после рассказа о гибели семьи бывшего царя, нам напоминают, что в этот день 17 июля 1918 года «в подвале ипатьевского дома мы совершили историческое самоубийство».

Острие проникает до самого сердца зрителя! Нам говорят, что все мы, т. е. уже ныне живущие, все мы с вами, совершили тяжкий грех самоубийства. Ощущение вины должно возрасти до предела.

И что же нам предлагают?

Нам говорят, что все нынешние беды происходят из-за попустительства цареубийству. Следовательно, неся на себе этот грех, народ попросту не может пребывать в мире. Мы все должны покаяться и просить прощения. И вот только тогда, когда мы его получим, последует исправление нашей жизни.

Просто замечательно! Сначала нас хотят погрузить в состояние неизбывного чувства вины за свое историческое прошлое, а затем предлагают молиться и каяться. Интересно, из чьих рук мы все будем получать прощение? От новых хозяев жизни, новой аристократической элиты, которая соблаговолит снизойти до прощения своим холопам. А кто не захочет каяться, тех, видимо, будут пороть на конюшне?

Кто платит, тот и заказывает музыку. Сторонники реставрации монархии применяют любые доступные средства для достижения своей цели. Информационно-психологическая обработка умов граждан входит в список их задач. Мультимедийное шоу, это современный способ донесения в доступной форме определенных идеологических установок, направленных на формирование нужного для них образа мышления у народа.

Задача-минимум — повлиять на граждан Мурманска с тем, чтобы они согласились с присвоением имени Николая Второго аэропорту города-героя Мурманска.

Задача-максимум — привить российскому народу комплекс вины за убиенного царя, призвать их каяться и молиться об искуплении греха «исторического самоубийства». Поселить в их сознании миф о том, что лишь за этим последует «исправление жизни» и возрождение страны.

Автор выставки А. Крупин, о котором можно подробнее узнать здесь, изрядно постарался в своем стремлении выполнить заказ. Доверчивый зритель от такого «знакомства с историей» вполне может легко получить душевную травму. Ну, а что, как говорится, ничего личного — только бизнес. Важен результат.

Вот только интересно, сам автор уже покаялся за царя и получил ли прощение у своих хозяев?