Елена Куница / Газета «Суть времени» №347 /
Поездка в Красный Луч

Большое человеческое счастье

День Знаний в Красном Луче. 2019 г.
День Знаний в Красном Луче. 2019 г.
День Знаний в Красном Луче. 2019 г.

Бывают в нашей жизни дороги, которые не просто переносят нас из географического пункта А в географический пункт Б. Бывают такие дороги, которые меняют нас, а есть еще и такие, которые переносят нас из одной жизни в другую. Недавно мне посчастливилось проехать по одной из таких дорог.

31 августа мы впервые поехали в Луганскую Народную Республику, в город Красный Луч. Ребята из московской СВ, которые работают со школами в ЛНР не первый год, пригласили нас выступить на линейке, посвященной Дню знаний, и провести урок в одной из школ Красного Луча.

Эта поездка для меня стала особенной. Я даже не могла себе вообразить, как она на меня повлияет. Когда мы готовились к уроку, нам хотелось рассказать ребятам то, что когда-то было лично прочувствовано. И тему мы выбрали случайно и не случайно. Сначала мы думали рассказать о пионерах-героях или подготовить галерею из портретов героев луганской земли и рассказать о них. Но их так много, а мы их тоже мало знаем. И тут нам попалась песня «Слушайте, товарищи!», которую на одной из школ «Сути времени» пели Катя и Дмитрий. Эта песня еще несколько месяцев после школы звенела в ушах. И мы решили подготовить занятие о подпольщиках Краснодона.

Мы знали, что, скорее всего, ребятам не раз уже рассказывали о краснодонцах. Но нам тоже хотелось прикоснуться к памяти, как-то почтить героев. Мы подготовили к просмотру несколько потрясающих своей силой эпизодов из фильма «Молодая гвардия» и отрывки из одноименной книги А. А. Фадеева. Потом урок выстроился сам вокруг центральной темы.

Мы говорили о важности памяти, о том, что история и культура — это канал связи с нашими предками, что через него мы можем нащупать наше человеческое содержание, нашу собственную опору. Без связи с прошлым нельзя идти в будущее. Жизнь в своем «отдельном счастье» — неминуемое поражение во всех смыслах. Кажется, нам это удалось показать.

В первые часы нашего пребывания в Красном Луче меня поразила Станислава, молодая женщина, у которой мы остановились. Станислава — кинолог, человек с огромным сердцем. Она живет в доме, в котором когда-то родилась, на своей родной земле и никуда не убежала от войны и лишений. Она пригрела у себя многочисленных, ставших не нужными в трудное время, собак и кошек. У нее есть силы помогать и людям, и животным. При этом у Станиславы маленький ребенок, которому не исполнилось и двух лет, огромное множество житейских бытовых забот и муж на военной службе. Но ничто не мешает ей жить и работать. Когда видишь таких людей, становится стыдно за свои слабости, мне было стыдно за себя. А Станислава заботилась о нас, как о самых родных людях.

Нас очень тепло встретили на торжественной линейке, посвященной Дню знаний, в 11-й школе Красного Луча. Уже после всех мероприятий директор школы с болью говорил о том, как трудно живется в Красном Луче. Однако школа сохранила педагогический состав — весь до единого человека. Никто не уехал, ни один учитель не эмигрировал.

В прошлом эта школа была заводской. В ней все друг друга знают, не одно поколение. И тем не менее, как мне показалось, дети 11-й школы мало отличаются от краснодарских детей, только немного серьезнее и взрослее. Нам рассказывали, что во время острого конфликта многие семьи уезжали из города и возвратились уже позже. Поэтому дети, к счастью, не видели обстрелов.

На второй день нас ждала особая поездка. Мы направились в школу №14 в поселок шахты Новопавловская — пригород Красного Луча. В 2014 году там шли бои. Есть семьи, лишившиеся своих отцов. Дети 14-й школы в период боевых действий в спешном порядке вывозились из поселка на автобусе. Автобус попал под обстрел, перевернулся, и дети трое суток сидели в придорожной канаве, потому как их обстреливали с украинской стороны до тех пор, пока ополченцы не отодвинули стрелявших по детям выродков и не вызволили детей.

На уроке в этой школе стояла просто неописуемая атмосфера. Дети слушали знакомую им тему (школа носит имя Ульяны Громовой, в каждом классе есть отряд имени одного из подпольщиков-молодогвардейцев), просто затаив дыхание. Подпевали песням и даже читали стихотворения собственного сочинения, посвященные молодогвардейцам. Я почувствовала, что у нас получилось что-то особенное. Детям 14-й школы не нужно было прокладывать дорогу к предкам, эта дорога хорошо проложена. Школьники понимали и принимали то, о чем мы говорили. Реакция ребят на наш рассказ была поразительна.

По дороге домой мы много говорили о школах, о жизни в состоянии войны, о том, как далеки друг от друга люди на войне и люди, еще ее не изведавшие, там, у нас дома — всего лишь в паре сотен километров. Хочу привести впечатления товарища, с которым мы впервые вышли из якобы мирной жизни и увидели ее с другой стороны не на словах, не в статьях, не в лекциях, а в реальности.

Кирилл был под большим впечатлением от того, как дети 14-й школы откликнулись на наш эмоциональный посыл. По его словам, во время урока, когда он стал свидетелем того, как дети слушали и насколько близка им была тема, он не знал «куда отвести глаза, чтобы комок в горле не так сильно душил».

После Кирилл делился своими впечатлениями такими словами:

«Нам даже представить трудно, насколько это стесненная жизнь. Они живут на окраине Красного Луча и не могут далеко отъехать. Для них проблема доехать не то что в Краснодар, а в соседний город на какое-нибудь спортивное мероприятие. Вот и получается, что они никому не нужны, и сами не могут никуда выбраться. Я понимаю, что мне не удастся их понять, я в подвалах не отсиживался и под обстрелом не был. Очень больно осознавать, что не можешь избавить их от всего этого, от войны, от изолированности, от нужды, что не можешь их даже понять по-настоящему. Единственное, что я могу, это принести им несколько дней другой жизни, несколько дней отдыха от той тяжелой украинской атмосферы. Плюс какие-то подарки детям и для школы. Я хочу, чтобы дети из этой школы попали в Краснодар в театр или на море, или в поход в горы. Пусть у них не будет чувства покинутости. Надо разобраться со всем необходимым для такой поездки и организовать ее! Обязательно. Иначе — какие мы люди?»

Так вот мы и ехали домой, думая о том, что ведь не прогулку совершили. Что эти несколько дней стали для нас бесценными. Мы понимали, что нельзя «вернуться назад в точку А» и жить как прежде. То, что происходило в наших душах, требовало развития и продолжения. Нужно отправляться в пункты В, Г, Д и так далее. Нельзя никому сопереживать только охами и вздохами, сопереживать нужно поступками. Сейчас, когда я вспоминаю детей, директора 14-й школы и учителя истории, мне уже невозможно прятаться за своими проблемками, лишь бы оправдать свое бездействие. Я думаю о том, какими хорошими и сильными могут быть люди и как много мы можем друг другу по-настоящему дать. И мне хочется не остаться пылью, а наконец начать жить и быть полезной. Я благодарна ребятам из московской СВ за приглашение, за эту возможность лучше понять, ради чего мы все собрались и откуда брать силы.

Сейчас мы готовимся к новой встрече со школами Красного Луча уже в октябре. Идет организация межшкольных спортивных соревнований. А дальше будут другие встречи, мы в этом уверены и уже их готовим. По большому счету мы хотим, чтобы путь, в который мы отправились 31 августа 2019 г., никогда не заканчивался. Мы хотим, чтобы он принес много встреч и событий, много дружбы и любви. Мы хотим видеть наших краснодарских детей и детей из Красного Луча вместе — проложить им дорогу дружбы и настоящих человеческих отношений. Вот эти желания сейчас и для нас, для взрослых, стали источником силы и вдохновения. Все проблемы нашей мелкой обыденной жизни ушли на второй, третий, десятый план, а это — большое человеческое счастье! Приглашаю всех поучаствовать в проекте, внести свой вклад в его развитие и получить обратную связь в виде своей порции счастья, его хватит на всех.