В преддверии нормандской встречи: вернет ли Донбасс себе Украину?
4 декабря Совет нацбезопасности Украины при участии президента Зеленского утвердил пять сценариев возвращения Донбасса. А 9 декабря «нормандская четверка» соберется в Париже, чтобы актуализировать всего один возможный сценарий — Минские соглашения. Зеленский создает видимость, что у него есть свобода маневра, но факты указывают, что еще до конца года его могут изрядно прижать к стене.
Читайте также: Совет нацбезопасности Украины утвердил пять сценариев возвращения Донбасса
Начать следует с того, что от феноменального рейтинга новой украинской власти, похоже, скоро не останется и следа. Согласно данным Киевского международного института идеологии, в начале сентября рейтинг Зеленского составлял 72%, а к концу ноября упал до 52%. Число недоверяющих президенту граждан выросло за ноябрь с 7% до 19%. Причины — антигосударственный закон о продаже земли, скандалы с партией «Слуга народа», рост цен на газ и сомнительные успехи в деле остановки войны. Народ Украины начинает подозревать, что предвыборные обещания не будут выполнены, и если встреча «нормандской четверки» не даст ощутимых результатов, у Зеленского останется не так много способов переломить ситуацию.
Одновременно с этим на низком старте находится оппозиция Зеленскому в лице договорившихся между собой Юлии Тимошенко и Петра Порошенко, а также Святослава Вакарчука. Новый Майдан — уже не гипотеза, а запланированная на 8 декабря акция. Формально лидеры новой улицы заявляют о неких «красных линиях», за которые не должен выходить Зеленский в переговорах по Донбассу. Но в действительности любой диалог с Россией данные персоны готовы представить как капитуляцию. И повод для протестов.
Читайте также: Порошенко, Тимошенко и Вакарчук призвали народ выйти на «майдан»
Так, 3 декабря Порошенко назвал капитуляцией возможность прямой закупки Украиной российского природного газа. А перед этим, 28 ноября, депутаты его партии «Европейская солидарность» направили в СБУ заявление против министра экономики Алексея Оржеля, предлагая трактовать слова последнего о прямых поставках газа из РФ как госизмену и посягательство на территориальную целостность.
Читайте также: В Думе объяснили причины отказа Украины от российского газа
Сама идея прямых закупок звучит разумно. С одной стороны, Украина получит газ дешевле, чему обрадуется и население, и промышленность. С другой стороны, политическое руководство Украины и «Нафтогаз» представят такой контракт как уступку России и взамен потребуют долгосрочный договор на транзит газа в Европу. А без этого договора запуск «Северного потока — 2» грозит лишить бюджет Украины 3 млрд долларов поступлений в год.
С третьей стороны, интересанты транзитного договора на топливо — в том числе и Франция с Германией, то есть члены той самой «нормандской четверки», которая должна решать судьбу Донбасса. Владимир Зеленский уже успел заявить 2 декабря, что ему важно «чтобы вопрос газа был независимым» и никак не был связан с Донбассом. Но в это же время пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указал на возможность газовых переговоров между Путиным и Зеленским 9 декабря в Париже.
Читайте также: В Париже Путин и Зеленский могут затронуть вопросы газа — Песков
Зеленского подводят к выбору: либо разогнать новый Майдан и отказаться от русофобской политики, либо на фоне экономических проблем лишиться рейтинга и уйти в отставку. Третий путь — опереться на США — сегодня выглядит довольно призрачным.
Начать следует с того, что 26 ноября «Нафтогаз» пригрозил России, что в случае незаключения нового транзитного соглашения Украина будет изымать транзитный газ в свои хранилища. На это «Газпром» 28 ноября заявил о готовности с 1 января 2020 года вовсе перекрыть вентиль для Украины. Угрозы оставить Европу без российского газа больше не действуют.
Читайте также: «А нас-то за что?» Нафтогаз не ожидал от Газпрома остановки транзита газа
2 декабря Зеленский заявил в интервью Spiegel, что «Северный поток — 2» сильно ослабил позиции Украины на переговорах по транзиту газа. В тот же день в интервью The Time Зеленский сообщил: «Я не знаю, что еще тут можно сказать о «Северном потоке — 2». Мы не можем повлиять на решения европейцев. Нет его у нас, и всё тут. Нет у меня рычага давления», добавив, что может рассчитывать только «на сильную ту поддержку, которую я вижу со стороны США». «Это единственное, что может остановить его [«Северный поток — 2“]. И всё тут», — заключил Зеленский.
А 3 декабря министр иностранных дел Украины в интервью британскому Sky News заявил о намерении привлечь НАТО к решению военного конфликта в Донбассе. Вскоре о такой возможности заявил и сам Зеленский в интервью польскому Gazeta Wyborcza.
Читайте также: Глава МИД Украины: Киев хочет устроить в Донбассе «Ruxit» с помощью НАТО
Возможность прямого вмешательства НАТО в дела Донбасса прокомментировали многие эксперты, в том числе российский сенатор Алексей Пушков: «США не помогут Украине вернуть Крым — нет ни сил, ни желания. И НАТО не поможет вернуть Донбасс — альянс даже пытаться не будет. Всё это — киевские фантазии», — заявил он в Twitter.
Из США оснований думать иначе не поступало. 28 ноября госсекретарь Майк Помпео выразил поддержку Украине по вопросу Донбасса и даже готовность продолжать давление на Россию, вот только в деталях дал понять, что США хочет видеть мирный процесс урегулирования. Помпео поддерживает Минские договоренности и приветствует мирные шаги Зеленского. «В частности, он занялся дипломатией, чтобы продвинуться в вопросе мирного урегулирования. Также он провел дальнейший отвод сил от линии соприкосновения», — похвалил Помпео украинского президента. Стоит ли говорить, что появление НАТО в Донбассе резко повернет процесс в обратную сторону — к усилению вооруженной конфронтации.
Кроме того, между США и Украиной нарастают собственные противоречия. В Конгрессе всерьез рассматривают переговоры Трампа с Зеленским как просьбу первого о помощи на предстоящих выборах. «Президент совершил влекущее импичмент нарушение», — заявил глава комитета по судебным вопросам палаты представителей Конгресса США демократ Джеррольд Надлер 5 декабря.
Читайте также: Глава комитета Конгресса США: Трамп своими действиями заслужил импичмент
Но пока история с импичментом развивается, назрел новый конфликт. На этот раз конфликт между МВФ и олигархом Игорем Коломойским по поводу Приватбанка. Национализированный при Петре Порошенко Приватбанк Коломойский считает своей собственностью и рассчитывает его вернуть. МВФ же категорически против и готов отказать Украине в кредитах, если Зеленский уступит олигарху. 27 ноября правление Нацбанка Украины заявило о систематических информационных атаках в свой адрес: «Мы считаем, что это давление на Национальный банк осуществляет олигарх и экс-владелец Приватбанка Игорь Коломойский, который задолжал государству $5,5 млрд, выведенных из Приватбанка до национализации».
Наконец, закон о продаже земли, интересантом которого является МВФ, уже стоил «Слуге народа» существенного падения рейтинга, а с недавних пор — вылился в организованные протесты жителей страны.
Читайте также: Жители Украины перекрывают трассы — слава земельной реформе!
Выходит, даже самая решительная поддержка США не позволит Зеленскому зарекомендовать себя эффективным главой государства и одновременно избежать обвинений нового Майдана в уступках России. Дружба с США обернется для Зеленского новыми и тоже очень острыми трудностями.
А тем временем Киевский международный институт приводит общественное мнение по поводу успехов в прекращении войны в Донбассе. Наиболее продуманными и реалистичными украинцы по-прежнему считают шаги, предлагаемые партией «Слуга народа» — их поддерживает 31% опрошенных. 17% поддерживают позицию «Оппозиционной платформы — За жизнь». У партии Порошенко всего 9%. У «Батьковщины» 5%, у «Голоса» 4%. Таким образом, народ констатирует, что никто в нынешней Раде не знает, что делать с Донбассом. Но дипломатическое, мирное направление имеет заметно большую поддержку, чем радикальные выкрики.
В целом же 51% граждан Украины считают, что действующая власть с урегулированием конфликта не справляется. Всего месяц назад таковых было 44%. Тенденция для Зеленского угрожающая, и переговоры 9 декабря могут оказаться чуть ли не последней возможностью о чем-то заявить от имени украинского большинства.
Необходимым решительным шагом может стать присоединение официального Киева к прорусскому Донбассу в борьбе с бандеровской националистической улицей. Националисты не способны вернуть себе и процента народной поддержки, а прорусское большинство далеко не так беспечно, как в 2014 году. Вот только рассматривает ли такой сценарий Зеленский в числе намеченных пяти — это, к сожалению, огромный вопрос.