К статье Павла Расинского «Подкоп под классно-урочную систему» в № 259
Алексей Ершов / Газета «Суть времени» №273 /

Найдется ли в «Яндексе» картина мира?

Машина Сиднея Пресси для тестирования, выпуска 1930 года
Машина Сиднея Пресси для тестирования, выпуска 1930 года
Машина Сиднея Пресси для тестирования, выпуска 1930 года

В статье «Подкоп под классно-урочную систему» Павел Расинский приводит цитату из статьи «Конец уроков. Что придет на смену классно-урочной системе?» преподавателя-организатора ОБЖ из г. Вологда Евгения Вирячева, где утверждается, что учитель-де потерял монополию на информацию и потому классно-урочную систему пора списывать в утиль. Пришел вологодский учитель к такому выводу на основании того, что во время урока один из учеников при помощи интернета опроверг слова учителя о природе образования смерча.

Что же, в настоящее время, действительно, при помощи интернета можно найти ответы на множество вопросов. Но только что с того? Во-первых, качество ответов в интернете весьма и весьма проблематичное. Во-вторых, тот факт, что какой-то лоботряс может на своем смартфоне вбить определенный запрос и озвучить результат, не означает, что он что-либо усвоил. Весьма вероятно, что грамотей забыл озвученное, как только вышел в коридор. В-третьих, а когда учитель обладал монополией на информацию? Тот факт, что не было смартфонов и поисковых систем, не означает, будто отсутствовали библиотеки со справочниками, энциклопедиями и другими источниками информации. И точно так же, пусть и немного трудозатратнее, можно было в любой момент проверить слова учителя. А значит, тезис о монополии учителя на информацию и ее потере весьма странен.

Вообще неясно, что же так поразило преподавателя? Нет, если гражданин Вирячев сводит всю функцию учителя к трансляции каких-то фактов, то логика становится понятной. Мол, какая разница, кто будет транслировать: преподаватель или интернет (электронная система обучения). Но можно ли свести функцию преподавателя лишь к трансляции определенных фактов? Очевидно, что нельзя. Особенную пикантность ситуации придает то, что высказывается преподаватель ОБЖ. Ведь, насколько я понимаю, его задачей является научить школьников правильно реагировать и действовать в различных чрезвычайных ситуациях. А здесь простого знания фактов недостаточно, необходимо нечто большее: методика быстрой и правильной оценки ситуации и выхода из нее, навыки оказания доврачебной помощи и т. д. И именно в передаче данных знаний состоит задача учителя ОБЖ. Как ее выполнению мешает существующая классно-урочная система?

Кто-то может сказать, что ОБЖ — это специфический предмет и потому составляет скорее исключение, чем правило, и потому капитулянтское заявление учителя о потере монополии на информацию имеет право на существование. Приведу поясняющий пример. Представьте себе работника, у которого есть полный набор всех необходимых инструментов и материалов, но при этом дело свое он выполнить не может, поскольку все его инструменты и приспособления лежат в полном беспорядке и пользоваться ими он толком не умеет. Вот это и есть отношение между современным школьником и интернетом. Интернет — это такая большая свалка. Там есть много чего полезного, но еще больше бесполезного. И вот для того, чтобы суметь найти и отличить по-настоящему полезную информацию от разного рода мусора необходимо обладать и какой-то связной картиной мира, и минимальной компетентностью в исследуемых вопросах.

Возвращаясь к школьнику. Конечно, он может найти по запросу механизм образования смерча. А сможет ли он проанализировать совокупность факторов и сделать выводы о том, опасна ли данная территория с точки зрения возможности образования смерча? Или сможет ли он найти, как соотнести смерч как природное явление и, например, смерч как метафору в литературе? Думаю, данные вопросы являются риторическими.

Подытоживая, можно сказать, что интернет, безусловно, облегчил поиск информации. Но он же чудовищным образом усложнил задачу формирования целостной, взаимосвязанной картины мира, полноценного мировоззрения. Именно на это (целостность, логичность, связность, методичность) школьным учителям надо обращать внимание. Количество информации в современном мире стремительно увеличивается, и знать каждый конкретный факт, каждую мелочь или нюанс становится все более проблематично. Однако целостное мировоззрение, понимание фундаментальных принципов и базовых методик системного подхода к изучению вопросов могут позволить людям не утонуть в прибывающем океане информации. И именно на вопросах формирования связной картины мира и системного подхода в решении задач современные учителя должны ставить акцент. Возможно, тогда капитулянтский настрой преподавателей перед интернетом исчезнет, и вместо изобретения велосипедов в виде отмены классно-урочной системы они станут размышлять, как ее приспособить для решения новых задач.