В директиве Главного политуправления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГлавПУРККА), изданной в первые же недели войны, особо подчеркивается значение песни и музыки в боевых условиях. В этом документе также сообщается, что только за август 1941 года в войска было разослано 150 тысяч экземпляров песенного сборника «Вперед, за Родину!», выпущенного в первые дни Великой Отечественной.

«Мы выполним приказ, мы победим в бою». 75 песен Великой Отечественной — 1

Иосиф Серебряный. 1942 год. Концерт в Ленинградской Филармонии (фрагмент). 1958
1958(фрагмент).ФилармонииЛенинградскойвКонцерт1942 год.Серебряный.Иосиф
Иосиф Серебряный. 1942 год. Концерт в Ленинградской Филармонии (фрагмент). 1958

Что такое военная песня? Что значит песня для солдата? Есть множество свидетельств тому, как песня поднимала солдат в атаку, укрепляла стойкость в обороне, помогала преодолевать тяготы походов, звучала в минуты отдыха и затишья в окопах и землянках. К песне порой относились, как к оружию и боеприпасам.

Так, в директиве Главного политуправления Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ГлавПУРККА), изданной в первые же недели войны, особо подчеркивается значение песни и музыки в боевых условиях. В этом документе также сообщается, что только за август 1941 года в войска было разослано 150 тысяч экземпляров песенного сборника «Вперед, за Родину!», выпущенного в первые дни Великой Отечественной. Кроме того, говорится о том, что в войска были дополнительно направлены 12 тысяч гармошек (всего в действующей армии, по данным ГлавПУРККА, на тот момент было около 60 тысяч гармошек).

Говорят, что в годы Великой Отечественной войны против огромного числа советских песен сражалась одна «Лили Марлен». Но это не так. Действительно, эта незамысловатая немецкая песенка была очень популярна среди солдат вермахта, да и не только среди них — пели ее и британские, и американские солдаты. Но на «вооружении» гитлеровцев стояли также многочисленные прусские военные марши и песни, да и «нацистские» композиторы успели основательно пополнить песенный арсенал армии Третьего рейха.

Но вот с чем нельзя не согласиться, так это с тем, что вся эта «нацистская песенная гвардия» была в сотни, тысячи раз слабее советской военной песни. Сколько песен-бойцов состояло в этой армии — тысячи, сегодня невозможно точно подсчитать, сколько мелодий и поэтических строк было создано в годы Великой Отечественной. Но не только количеством брала советская военная песня. Она стала духовным, высокохудожественным явлением в мировой культуре.

Именно песням Великой Отечественной войны посвящена эта публикация, которой начинается целый цикл. В нем в честь 75-летия Победы будут представлены 75 военных песен. В самом начале — рассказ о песнях, созданных в первые дни и недели войны. Как правило, это были песни-плакаты, призывающие советских людей к защите Отечества.

Безусловным «главнокомандующим» армии песен Великой Отечественной войны стало великое произведение Александра Васильевича Александрова «Священная война». Но рассказ об этой песне прозвучит позже, а «право первооткрывателя» предоставлено другому шедевру, точнее «военной версии» предвоенной песни.


Подымайся, народ (Дм. Покрасс, Дан. Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач) 1941

Сразу же после начала Великой Отечественной поэт Лебедев-Кумач изменил текст популярной в довоенные годы песни «Если завтра война». Первоначальный вариант впервые прозвучал в одноименном документально-постановочном фильме «Если завтра война» режиссера Ефима Дзигана, снятом в 1938 году.

Именно изначальный посыл, заложенный в фильме, — готовность дать отпор любому врагу был очень ярко акцентирован песней, ставшей одной из самых популярных в предвоенные годы. С началом войны текст песни был Лебедевым-Кумачом изменен. Есть множество свидетельств популярности песни «Подымайся, народ!» среди бойцов Красной Армии.

Уже 25 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала стихотворение знаменитого советского поэта Алексея Суркова. Буквально в тот же день композитор Виктор Белый (известен как автор музыки песни «Орлёнок») написал музыку на эти стихи — так появилась «Песня смелых».


Песня смелых (В. Белый, сл. А.Сурков) 1941, Д.Гамрекели, 1947г.

Впервые «Песня смелых» была записана солистом Большого театра Павлом Лисицианом уже 26 июня для Всесоюзного радио.

Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет…

Эти строки из «Песни смелых» вскоре стали повсеместно звучать призывом к борьбе, к готовности совершить подвиг.

26 июня в газете «Красная звезда» было напечатано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «За Родину — вперед!». На эти слова музыку написали сразу несколько композиторов, среди них Вано Мурадели и Семён Чернецкий. Но наиболее любимой стала песня, мелодию которой сочинил Исаак Дунаевский.


На врага! За Родину, вперёд (И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач) 1941, АПП ЦДКЖ

Песня «На врага! За Родину, вперёд» Дунаевского и Лебедева-Кумача вошла во второй выпуск боевого киносборника. Фильм появился на экранах уже в июле 1941-го, после чего началось его путешествие по военным фронтам и кинотеатрам страны.

В отличие от предыдущих песен, «Армия, вперёд!» композитора Леонида Бакалова и поэта Владимира Замятина, написанная также в самом начале войны, не приобрела очень большой популярности. Но эта почти не звучащая сегодня песня достойно несет высокое звание «советской военной песни».


Армия, вперед! (Л. Бакалов, сл. В. Замятин) Б. Дейнека, АПП МВО, 1941

Песня «Армия, вперед!» часто звучала на фронте, особенно в войсках Западного фронта в самые трудные первые месяцы войны. Одному из ее авторов, метростроевцу, поэту (первый выпуск Литинститута), в годы Великой Отечественной войны — офицеру РККА Владимиру Дмитриевичу Замятину 1 марта 2020 года исполнилось бы 105 лет.

Трагический эпос слышен в песне «Клятва наркому» ленинградских авторов Дмитрия Шостаковича и Виссариона Саянова. Написанная также в первые дни войны, она отличается от большинства произведений, рожденных в ту великую пору, своей торжественностью и мощью.

Великий день настал, и вышли миллионы
На беспощадный бой за Родину свою
Клянется вся страна наркому обороны:
Мы выполним приказ, мы победим в бою.


Клятва наркому (Д. Шостакович - В. Саянов) 1941, ЦАПП ВМФ СССР, 1942

Пожалуй, только в «Священной войне» звучит такая же внутренняя сила и уверенность в победе. И это не «шапкозакидательство», а трезвая оценка неизбежности победы добра над злом. Причем авторы отдают себе отчет, что война с фашистами будут очень трудной. Шостакович в те дни писал: «До этих дней я знал лишь мирный труд. Нынче я готов взять в руки оружие! Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны».

Слова великого композитора о «готовности взять оружие» нашли своеобразное подтверждение в судьбе и творчестве его коллеги — Бориса Фомина. В довоенные годы этот автор был широко известен как автор «легкой музыки» многочисленных сентиментальных романсов, среди которых всемирно известные «Дорогой длинною», «День и ночь роняет сердце ласку», «Твои глаза зелёные».


И не раз, и не два (Б. Фомин, слова Г. Гридов) П. Киричек, 1941

Но после начала Великой Отечественной войны Борис Иванович начинает писать песни гражданственного содержания. И делать он это будет все четыре военных года. А первой песней, написанной в самом начале войны, стала «И не раз, и не два!», написанная для спектакля «Фельдмаршал Кутузов».

Нельзя не сказать и об авторе слов этой очень популярной в военные годы песни. Григорий Гридов также работал в «легком жанре», в том числе соавторствовал с Б.Фоминым. Но в первые дни войны он пишет стихотворения «Поднимайся, великий народ!», «Песню ополченцев», «И не раз, и не два!». В сентябре он уходит на фронт, а в начале октября 1941 года политрук Григорий Борисович Гридов, служивший в редакции армейской газеты «К победе!», пал смертью храбрых под Вязьмой.

Пронесли в боях мы предков наших славу,
Не согнула нас свинцовая гроза,
Встали в ряд один: Бородино, Полтава,
Перекоп и финские леса.

Родину беречь нам завещали деды,
Жизни не щадя, в атаку шли отцы.
Выпал час и нам сражаться до победы —
В бой! Вперед! За Родину, бойцы!

Обращение к боевой славе предков, прозвучавшее в песне Фомина и Гридова «И не раз, и не два!», стало одним из символов начала войны. Именно об этом пойдет рассказ во второй статье цикла «75 песен Великой Отечественной».

А в завершение данной публикации — еще одна песня. Очень популярная песня в послевоенные годы, но написана она также была в самом начале Великой Отечественной. Особенно поражает оптимистический настрой этой песни, столь не характерный для песен первых дней войны.


До свиданья, города и хаты (М. Блантер, сл. М. Исаковский) 1941, П. Киричек

«До свиданья, города и хаты» — еще один шедевр замечательного песенного дуэта: композитора Матвея Блантера и поэта Михаила Исаковского. Ей также, как и другому их совместному произведению — легендарной «Катюше» — суждена была долгая жизнь как в годы Великой Отечественной, так и по ее окончании.

Интересна история создания этой знаменитой песни. 23 июня 1941 года ее слова Михаил Исаковский продиктовал Матвею Блантеру по телефону. Композитор очень быстро написал музыку и вечером спел ее поэту, опять же в телефонную трубку. На следующий день в Союзе композиторов Блантер показал «До свиданья, города и хаты» Араму Хачатуряну, Дмитрию Кабалевскому, Виссариону Шебалину и Исааку Дунаевскому. Единодушно одобренная товарищами по композиторскому цеху песня встала в боевой строй!

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER