logo
Статья
/ Попов Юрий
Материальные блага никогда не заменят реального человеческого участия и общения. И особенно это важно для детей. Им важно понять, что после войны жизнь продолжается, что их регионы не являются всеми забытыми и брошенными

РВС работает в Донбассе — ЛНР

Учащиеся школ Красного ЛучаУчащиеся школ Красного Луча

С самого начала военного конфликта, с 2014 года, «Родительское Всероссийское Сопротивление» оказывает помощь Донбассу. Край оказался на грани гуманитарной катастрофы, в некоторых местах, например, в Луганске, ситуация была очень тяжелой, в Красном Луче было чуть получше, но тоже на грани.

Осенью 2014 года РВС инициировало акцию «Дети России — детям Донбасса». Гуманитарную помощь, собранную педагогами, школьниками и их родителями в России, активисты РВС начали адресно доставлять в школы Донбасса. Понимание ситуации, количество отозвавшихся на призыв о помощи российских учебных заведений из самых разных регионов России — впечатляли.

Мы не просто доставляли помощь — мы встречались с педагогами и детьми, рассказывали им о ситуации, говорили о причинах ведущейся против Донбасса войны, вообще о войнах и о том, как Россия выстаивала в них раньше, вместе искали, где черпать силы для того, чтоб выстоять теперь. Но главное — мы говорили о будущем — будущем Донбасса, Украины, России, мира.

Мы увидели, что эти наши встречи и общение очень важны и для детей, и для взрослых. Поэтому каждый приезд активисты РВС проводили для ребят исторические и научно-познавательные уроки по разным темам, вели беседы, читали стихи и прозу.

Например, в прошедшем 2018 году прошли уроки, посвященные столетию создания Красной Армии, перспективам покорения космоса, изменению климата, профессиям, связанным с изучением Земли.

Возникали новые формы работы. В июне прошел четырехдневный обучающий лагерь для школьников из нескольких школ Красного Луча. За эти четыре дня не только осваивались практические навыки выживания в экстремальных условиях, но и обсуждались самые разнообразные темы: от истории искусств до развития мультипликации, от первой обороны Севастополя до строения Солнечной системы и изменения климата.

Интересной и важной формой работы для нас стала организация экскурсий и выездов на соревнования детей из ЛНР в разные регионы России. С нашей помощью юные велосипедисты из Луганска стали участниками соревнований в Волгограде. Благодаря РВС было организовано несколько поездок школьников из ЛНР в Москву. Уже в первые дни 2019 года РВС привезло школьников из города Петровское на пять дней в Крым. Ребята познакомились с древней историей освоения Крымского побережья в районе Судака выходцами из Генуи, были впечатлены историей о первой обороне Севастополя. Дети многое узнали о боевых подвигах партизан и морской пехоты во время Великой Отечественной войны, о героях-десантниках, высаживавшихся в разных точках Крымского побережья.

На протяжении зимы и весны с учениками 10-й школы Красного Луча активисты РВС и педагоги школы провели два конкурса чтецов: один по стихотворениям Пушкина, второй по стихотворениям поэтов-фронтовиков. В ходе подготовки к конкурсам чтецов с детьми онлайн работал профессиональный российский театральный режиссер. При современных доступных средствах связи и видеозаписи такой способ взаимодействия оказался продуктивным и интересным для обеих сторон.

Ребята смогли глубже понять выбранные ими стихи, соотнести их с тем или иным периодом творчества их авторов, благодаря чему им удалось представить и отчасти передать атмосферу поэтических произведений. Фактически это были развернутые и интересные семинары по литературе, на которых удалось погрузить учеников в контекст произведения. Привлекала ребят и заинтересованность в них незнакомых взрослых, готовых делиться с ребятами своими знаниями, опытом.

По мере того как о нашей работе узнают, в нее вовлекается все больше и больше людей. И тут следовало бы, наверное, задать вопрос: что заставляет взрослых занятых людей, отложив в сторону свои дела и проблемы, рваться на встречи с донбасскими школьниками?

Дадим слово нескольким нашим активистам и, думается, ответ станет очевидным.

Учащиеся школ Красного Луча с книгами про космосУчащиеся школ Красного Луча с книгами про космос

Юрий, активист РВС:

«Дело в том, что я родом из Луганской области. В 1988 году уехал учиться в Москву и недалеко от Москвы осел после окончания института. Но у меня на родине оставались родители. Я часто приезжал туда, привозил детей к бабушке с дедушкой.

Ссоры с некоторыми из украинских друзей из-за вопроса самостийности «неньки» и какой-то буквальной слепоты моих теперь уже бывших товарищей, когда дело касалось бандеровских проявлений на Украине, начались не в 2014 году и даже не в 2013. Эти вопросы вылезли наружу, когда 9 мая стали нападать на ветеранов во Львове.

Если я на 9 мая был дома и ходил на торжественный митинг к памятнику погибшим землякам, то с импровизированной трибуны обязательно звучало: «Мы не допустим здесь того, что происходит на западе Украины». В 2014 году пришло время доказывать, что не допустим.

Патриотический подъем не может ограничиваться георгиевской ленточкой. Необходимо что-то делать. Я активно включился в работу нашей организации (РВС) по оказанию помощи Донбассу.

В первые наши поездки мы привозили надежду и возможность выжить физически. Потом боевые действия отодвинулись от Красного Луча. Создалась ситуация шаткого, постоянно нарушаемого перемирия. И тут мы увидели, что от нас ждут уже не только помощи, но и ответа на вопрос, что дальше? Очевидно, что и мы обязаны себе на него ответить. Ответ о будущем важен, как никогда. Только он, на мой взгляд, позволит выстоять и победить.

Этот ответ мы ищем вместе с детьми Донбасса, с которыми мы поддерживаем постоянную связь. Мы проводим для них уроки по истории, естественным наукам, организуем спортивные и обучающие мероприятия. В тесном взаимодействии с педагогами школ ЛНР пытаемся раскрыть перед школьниками многообразие мира и показать, что есть сложные и творческие задачи, такие как покорение космоса, исследование Земли, что жизнь не ограничивается войной. Да, от войны не уклониться, если к тебе пришли отнять возможность творческого созидания. Но война — не самоцель, а способ защитить свой проект будущего. Поэтому тем более важно, чтоб этот проект был! Зерна этого проекта мы пытаемся прорастить в ребятах — и не только в них, в себе тоже. Коллективный творческий труд не просто создает очаги жизни, к которой мы стремимся и которой пытаемся увлечь детей, он сам есть такая жизнь. Вот ее мы и пытаемся зажигать и поддерживать, проводя уроки, организуя экскурсии в различные регионы России.»

Владимир, активист РВС:

»

Профашистский государственный переворот 2014 года в Киеве я воспринял как личную трагедию. Поэтому последовавшее за госпереворотом сопротивление Донбасса, отстаивание им своей идентичности воспринял как нечто, требующее и моего личного участия.

Моя первая поездка в Донбасс состоялась зимой 2014 года. В том году помощь РВС заключалась, в основном, в доставке продуктов питания, которые тогда были в большом дефиците. Распространяли мы их через школы, так как в то время именно школы оставались основным очагом стабильности, вокруг которого сохранялись социальные связи жителей Красного Луча (ЛНР). Затем, с формированием органов государственной власти и упорядочиванием жизни в ЛНР, на первый план стала выходить смысловая составляющая наших поездок в Красный Луч. Мы почувствовали запрос со стороны местных детей на объяснение ситуации в отношениях Украины, ЛНР, ДНР и России. Откликнувшись на этот запрос, мы стали на доступном детям уровне рассказывать о неклассических войнах, об истории России и СССР. Параллельно (во время встреч, бесед, уроков мужества) мы показывали школьникам широту мира, вводя в наши поездки естественнонаучную компоненту, рассказывали об астрономии, космонавтике, научных исследованиях и т. д.

Таким образом, цель нашей работы — воспитание поколения, понимающего и то, какие войны ведутся против России и их республики, и то, насколько сложно устроен мир, в котором нам выпало жить. Объясняя общность судеб ЛНР, ДНР и России, мы ориентируем будущих граждан Луганской Республики на понимание больших исторических процессов и своего места внутри этих процессов.

Мы рассчитываем на расширение сотрудничества с образовательными учреждениями ЛНР для осуществления интеграции республики в культурно-смысловое поле исторической России. Это очень сложная задача, но решить ее крайне необходимо, так как простое противопоставление себя бандеровской Украине не может иметь длительного в историческом плане эффекта для построения собственной идентичности. И поэтому нашу работу я рассматриваю как скромную лепту в это большое и необходимое дело. »

Ирина Анатольевна — доктор физико-математических наук, профессор РАН, сотрудник института физики атмосферы имени А. М. Обухова. Ирина Анатольевна услышала о проекте «Дети России — детям Донбасса» от своего коллеги и довольно быстро включилась в работу со школьниками.

Дети из ЛНР в КрымуДети из ЛНР в Крыму

Ирина Анатольевна:

»

События 2014 года были для меня очень болезненны не только потому, что я как-то связана с Донбассом — в Макеевке живут родственники, мама после окончания института работала в Иловайском, есть друзья в Донецке и Мариуполе. Мое поколение, хоть и появившееся через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны, выросло на памяти об этой войне — через рассказы родителей и родственников, через еще не заросшие раны на земле и в душах людей. И, казалось, что после пережитого повторение невозможно. После ужасов XX века само слово «война» должно быть вычеркнуто из настоящего и, тем более, будущего. Да, потом были и Абхазия, и Грозный. Но, несмотря на то, что с Кавказом я тоже связана кровно — в Грозном родился отец, оттуда мои корни, — это казалось далеким. Страшным, несправедливым — но далеким. События на майдане встревожили сразу — своей абсурдностью, примером того, как легко можно оболванить массы людей. И был страх за Крым, за близких, которые там живут. И огромная радость, когда все так хорошо и, главное, без единой капли крови, закончилось.

И тем страшнее было происходящее в Донбассе. И прежде всего, невероятно жалко людей, которые ни в чем не виноваты… Мне жалко детей, которые теперь, как когда-то моя мама, в детстве пережившая бомбежки Воронежа, всю жизнь будут вздрагивать от грозы и пугаться гула самолетов. Люди получили рану на всю жизнь, и даже на несколько поколений вперед. О том, как помочь по мере сил, думала сразу. И с первых дней конфликта участвовала в сборе гуманитарной помощи, которую организовывали друзья из Донецка. Потом через коллегу по работе узнала о деятельности «Родительского Всероссийского Сопротивления».

Материальные блага никогда не заменят реального человеческого участия и общения. И особенно это важно для детей. Им важно понять, что после войны жизнь продолжается, что их регионы не являются всеми забытыми и брошенными. Я начинала с попытки проведения онлайн-уроков по физике, но все-таки возникла необходимость в живом общении. Я не сомневаюсь, что в школах ЛНР детям дается хорошее и качественное образование, особенно после общения с учителями этих школ. Но наши уроки расширяют кругозор, позволяют детям как-то определиться со своими интересами, выбрать свое место в этом многообразном мире. Я рассказывала про погоду и климат, про профессии, связанные с загадками нашей планеты. Знание природы, понимание связей и причин природных явлений не только развивают сознание, но и помогают ориентироваться в том море информации, часто недостоверной, которое окружает нашу жизнь. Я планирую продолжать начатое с расширением тематик читаемых лекций, может быть, и большим охватом школ и населенных пунктов. »

Алексей, активист РВС,
инструктор по альпинизму:

»

Мы учим детей специальной горной подготовке, проводим для них занятия по истории, медицине, ориентированию, ходим в походы. Но главное, что мы никогда не должны выпускать из виду, наш подразумеваемый образ будущего. Мы видим его справедливым. Мы должны передавать это детям. Может быть не словами — не всё ведь общение в словах. И наша деятельность должна быть бескорыстной. Это обязательное условие. Мы должны показать пример. Пример того, что не всё в жизни обусловлено расчетом и выгодой, что единственный путь в будущее — это создавать его вместе и для всех, а не для себя самого за счет других. Если видишь будущее, то любые невзгоды можно перенести. Но надо именно видеть его.

Наша работа с детьми Донбасса — не просто одна из многих программ. Она имеет стратегическое значение. Она сама и есть стратегия. По этой причине от нее нельзя ждать сиюминутных результатов. Пройдут годы, десять лет или больше, и «деревья вырастут». Это наш ответ на стратегию Лиоте, примененную против нас. Когда-то британская разведка разрабатывала под этим кодовым названием долгосрочный комплекс мер по подрыву устойчивости СССР и стран соцлагеря. А в основе идеи лежала история о французском командующем экспедиционными силами в Марокко генерале Луи-Жубере Лиоте, приказавшем для спасения от африканской жары сажать деревья. Ему возразили, что они вырастут лет через пятьдесят. И генерал ответил, что именно поэтому начинать надо немедленно. В свое время стратегия наших противников сработала — Советский Союз распался. Но мы чему-то научились за это время. »

Дети из ЛНР на занятиях по альпинизмуДети из ЛНР на занятиях по альпинизму

Евгения, театральный режиссер:

»

Меня учили так: всегда надо относиться к работе так, как будто ты — последняя линия обороны, и за тобой никого нет. Если за мной никого нет, а я могу научить важным вещам, то кто это сделает, кроме меня?

Мне бы хотелось научить детей читать. Не буквы в слова складывать, а по-настоящему читать: учиться понимать текст и ощущать красоту слова. Учиться видеть образы и метафоры и понимать, о чем и для чего написано. Если после занятий ребята прочтут хотя бы несколько произведений авторов, с которыми мы работаем — уже хорошо. Если продолжат читать дальше — замечательно. Еще, мне кажется, нужно формировать читательский вкус. В общем, в пределе, мы говорим о развитии человека. »

Марина, активист РВС:

»

Когда мы только начинали возить помощь в Донбасс, мы даже не представляли, насколько сильный отклик мы получим от школьников, родителей, педагогических коллективов не только в Донбассе, но и в России. Когда я увидела детей, которые с энтузиазмом приносят подарки для своих сверстников в Донбассе, потом работают наравне с активистами РВС по упаковке, записывают видеообращения — вот тогда в глазах детей я увидела все значение нашего проекта.

В этом процессе ребенок начинает ощущать ответственность за других, внутреннюю потребность помогать ближнему, солидарность с детьми, живущими в военной обстановке. Происходит его становление как человека, он взрослеет и крепнет морально и нравственно.

Поэтому мы большое внимание уделяем задаче связать по-настоящему детей двух школ узами дружбы и общего дела. Мы привозим помощь в школы в Донбассе и обязательно проводим исторические лекции, викторины, развивающие игры и соревнования. Донбасские школы этих встреч всегда очень ждут. Мы организовываем праздничные телемосты, чтобы дети могли увидеть друг друга, рассказать о своих успехах. В современном обществе очень не хватает живого общения, настоящих чувств и эмоций с полной отдачей.

Это всё, на мой взгляд, помогает заполнить дыры, возникшие в условиях уничтожения истории, образования, воспитания в нашей стране. Как мне кажется, в ходе нашей работы потихонечку строится мост через пропасть, возникшую между людьми здесь, в России, и там… »

Рассказав о небольшой части нашей помощи Донбассу, его детям, мы предлагаем неравнодушным людям, тем, кто может и хочет что-то передать детям, увлечь интересным делом, приобщить к искусству, литературе, творчеству, привить интерес к естественным наукам, присоединяться к нашей работе.

У нас установились тесные отношения со многими школами Красного Луча. И мы уже не успеваем в каждый приезд посетить все школы, где нас ждут. А этих школ может быть еще больше — и не только в Красном Луче и его окрестностях. Существуют перспективы установить отношения со школами в Луганске, Краснодоне.

А что касается организационных и иных трудностей таких поездок, то всё это забывается, когда видишь заинтересованные глаза ребят, ждущих не столько подарков, сколько живого человеческого разговора о «мире и о себе». Разговора, так нужного и им, и нам.