Мы постоянно наблюдаем в рубрике «Мировая электронная война» титаническую многомиллиардную борьбу различных субъектов за рынки, технологии, влияние и ресурсы. Вряд ли Россия могла рассчитывать, что ее эта борьба никак не затронет. На прошедшей неделе волны санкционной борьбы докатились и до нее. Государство заверяет, что волнорезы готовы справиться

Электронные санкции докатились и до России — обзор электроники за неделю

Изображение: Евгений Давыдов © ИА Красная Весна
Электроника
Электроника
Электроника

Мировая электронная война

Вводя пошлины на импорт товаров из-за границы, в частности, из Китая, американское правительство хочет простимулировать открытие производства на своей территории. Призывает вернуть фабрики, перемещенные в страны Юго-Восточной Азии из-за дешевой рабочей силы. Приглашает и иностранные компании открывать производства на территории Штатов товаров, предназначенных для американского рынка.

Но есть и обратная сторона подобных мер. На прошедшей неделе южнокорейская LG, которая собиралась строить фабрику по производству солнечных панелей в США, получила от американских властей отказ освободить от пошлин поставки из Китая комплектующих, необходимых для сборки панелей. По заявлению LG, других аналогов материалов и комплектующих для завода в мире нет, и поэтому судьба нового производства становится туманной.

Вместе с тем все возрастает зависимость американских и не только американских компаний от комплектующих из Китая. На прошедшей неделе стало известно, что Apple расширила список сертифицированных поставщиков компонентов для своих смартфонов, планшетов и персональных компьютеров. В него добавились китайские компании. Специалисты считают, что таким образом компания хочет снизить себестоимость своей продукции, поскольку запчасти из Китая дешевле аналогов из других стран. Сейчас речь идет о, например, аккумуляторах и корпусах. Китайцы в этих сегментах теснят тайваньских конкурентов, которые теперь вынуждены искать новых заказчиков.

Мы видим, что интересы отдельных компаний вступают в противоречие с интересами правительства США, которое заботится о нуждах экономики страны в целом. Подобным образом поступают и другие страны.

На прошедшей неделе Австралия вслед за США и Великобританией ввела запрет на поставки в страну оборудования некоторых производителей для нового поколения мобильных сетей 5G. Китайская компания Huawei чуть позже заявила, что речь идет о ее продукции и продукции другого китайского производителя ZTE. Напомним, что ранее закупки оборудования двух китайских компаний были запрещены госструктурам США. Предлогом для запрета стали опасения, что доступ к американским сетям получат компании, тесно связанные с правительством другой страны.

Сами же американцы стремятся захватить значительную часть китайского рынка. Например, AMD раскрыл данные о продажах своей продукции по миру. Из них ясно, что Китай является главным рынком сбыта компании. Продажи в Поднебесной составили 1 747 млн долларов, в США — 1 364 млн, в Японии — 1 242 млн.

То есть США стремятся ограничить китайцам доступ на свой рынок и обеспечить себе доступ на их рынок. Однако китайский бизнес решительно не согласен с такими намерениями.

На прошедшей неделе глава китайской Tsinghua Unigroup Жао Вейгуо выступил резко против американского разработчика процессоров для смартофонов и других устройств Qualcomm. Он предупредил американскую компанию (а на форуме, где было сделано заявление, присутствовал ее президент Криштиано Амона), чтобы та не пыталась проникнуть на рынок процессоров для дешевых смартфонов, где у подконтрольных Tsinghua производителей серьезные позиции. Сотрудничающих же с Qualcomm китайских производителей Вейгуо сравнил с предателями китайского народа времен Второй мировой войны.

Мы видим, что взаимная зависимость между США и Китаем не дает, по крайней мере США, использовать с максимальной пользой механизм пошлин и санкций. Китаю всегда есть, чем ответить и нанести симметричный ущерб американцам. Наращивание объемов продаж продукции американских компаний на китайский рынок, как одна из целей правительства, оборачивается завязанностью на этот рынок и становится болевой точкой, на которую китайцы в случае чего могут воздействовать. Недавно мы уже обсуждали запрет на продажу памяти Micron в Китае в ответ на то, что та предъявила патентные претензии китайским компаниям. Пусть объемы продаж там были минимальными, но для того, чтобы обозначить удар, большего не надо.

Кроме того, растущий технологический потенциал Китая делает страну в некоторых отраслях единственным поставщиком определенной продукции, как в случае с заводом LG. А это еще один рычаг в руках Поднебесной для ведения торговых войн в стиле: «А если не будут брать — отключим газ».

Новый удар по России

На прошедшей неделе истек старый обещанный срок введения новых американских санкций против России. Введены они были уже в понедельник, но основное обсуждение пришлось на ту неделю.

На этот раз санкции напрямую касаются электроники. Введен запрет на продажу в Россию электронных компонентов двойного назначения. Это событие можно прокомментировать следующим образом.

Во-первых, подобные меры уже принимались еще во времена Обамы в 2015 году, но тогда носили точечный характер. Поставщикам нужно было согласовывать каждую сделку, и американский регулятор мог ее заблокировать. Теперь запрещены любые поставки.

Во-вторых, уже тогда наши разработчики космических аппаратов переключились на китайские комплектующие, хотя восточные партнеры и повысили на них цены в три-четыре раза. А также было дано задание разработать российские аналоги запрещенных к продаже микросхем.

Именно в этом двуедином ключе и ответила российская сторона на санкции устами министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Он заявил, что санкционная продукция будет заменена отечественными компонентами и поставками из Азии. В целом он оценил ущерб от санкций как минимальный, который коснется только отдельных предприятий, которым будет оказана помощь. Мантуров напомнил про де-факто уже действующий запрет и объявил, что за последние шесть лет российские предприятия разработали 1 500 типов электронных компонентов для военных и космоса. И еще более 2 000 будут разработаны до 2020 года.

Выходит, по словам Мантурова, Россия к введенным санкциям была готова. Но давайте посмотрим чуть дальше. В случае, если Россия не даст гарантий неприменения химического оружия и не допустит иностранных экспертов на свои объекты, новая волна санкций, по заверениям Государственного департамента США, будет жестче. Она предполагает полный запрет импорта и экспорта между странами. Мы уже обсуждали возможные последствия прекращения поставок, скажем, процессоров Intel в страну. Но пока реакция российских властей есть только на ближайшую угрозу.

Стратегического государственного ответа на вызовы мировой электронной войны, например, на уровне процессорной техники, как это делает тот же Китай, пока так и нет. Чем государство собирается замещать Intel, оно не говорит.

Зеленоградский «Микрон» на прошедшей неделе объявил о подписании контракта на производство 400 млн микросхем для электронных проездных билетов Москвы. Это уже традиционная продукция для предприятия. Настолько же традиционная, насколько традиционной стала «вечная» отладка техпроцесса 65 нм.

Серьезной динамики в вопросе совершенствования технологий производства и формирования объемного заказа (не только к «Микрону») от государства не наблюдается уже несколько лет. Поэтому, как это ни печально, но велика вероятность, что после второй части заявленных США санкций ответ Дениса Мантурова на них будет формулироваться примерно также. Есть свои разработки (и действительно, и «Эльбрусы», и «Байкалы» есть, но каковы объемы их производства и широта спектра устройств на их базе?), и есть китайские партнеры, которые предлагают практически всё, что душе угодно.

Памятуя, как китайцы подняли цены на микросхемы для космоса в 2015 году, и понимая все технические сложности перехода на новую технику, невольно начинаешь сомневаться в успехе всех инициатив по цифровизации российской экономики, случись новые санкции. Или правительство верит, что их не будет, и западный партнер сменит гнев на милость? А когда он это в последний раз делал?