Рождение Великого Гимна — 2

От полонеза до распева — неофициальные гимны России конца XVIII века

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Почвенники и западники в истории России
Почвенники и западники в истории России

Написанный в начале XVIII века «Петровский марш» был первым неофициальным гимном страны, но в том же столетии у России появились еще два «музыкальных символа».

Однако начать хотелось бы с рассказа о еще одной характерной особенности отечественной гимнической традиции. Дело в том, что на гимны как на символы российского государства оказывали влияние преобладающие элитные тенденции различных эпох в истории нашей страны. Речь, в частности, идет о противостоянии «западников» и «почвенников», столь характерном для истории России.

Так, если «Марш Петра I» вполне соответствует «почвеннической» тенденции, то последующие неофициальные символы государства XVIII века уже ощутили на себе влияние «западничества».

Изображение: Орест Георгиевич Верейский
Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила в 1790 г
Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила в 1790 г

«Гром победы, раздавайся!» — неофициальный русский национальный гимн, написанный в 1791 году композитором Осипом Антоновичем Козловским на слова Гавриила Романовича Державина. Эта песня появилась как отклик на подвиг «чудо-богатырей» Александра Васильевича Суворова при взятии турецкой крепости Измаил на Дунае, как прославление военной победы, утвердившей позиции России в Причерноморье и на Кавказе.


Гром победы, раздавайся! (О. Козловский - Г. Державин), исп. Хор Валаам

Адресатом этого произведения стала императрица Екатерина II, славу которой, по мысли авторов преумножает эта грандиозная победа. Таким образом, вслед за «викторией» Петра I в Северной войне, нашедшей свое отражение в «Марше Преображенского полка», новый гимн опять был призван воспеть победную историю России.

Таким образом, два первых, пусть и неофициальных, гимна России заложили традицию обращения к славным военным деяниям государства, как основе для сплочения страны, для сплочения народа и его элиты.

Что же до влияния «западничества» на новый гимн, бросается в глаза музыкальный жанр, в котором написана мелодия гимна. Изначально он написан в формате полонеза. Чем была отдана дань модным традициям тех времен, когда полонезы и мазурки, привнесенные из Европы, оказывали существенное влияние на элиту страны, на музыкальную моду того времени. Это порой слепое поклонение перед Западом проникло во многие сферы жизни страны. Как мы видим, не избежал этой участи и неофициальный символ государства.


Гром победы раздавайся, Марш на музыку О.А.Козловского. исп. Адмиралтейский оркестр

Более интересно прочтение гимна «Гром победы раздавайся!» в жанре военного марша. Но нужно сказать, что в аудиоархиве автора есть трек этого произведения, записанный в 1911 году в танцевальной форме мазурки.

К сожалению, не избежал западного влияния и третий «музыкальный символ» Российской империи. Новый неофициальный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» был написан весной 1794 года композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским на стихи Михаила Михайловича Хераскова.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что автором слов нового неофициального гимна стал известный масон Михаил Херасков. Что, впрочем, нисколько не противоречило взглядам самого Павла I. Более того, «Коль славен…» являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся братьями на каждом собрании лож.


Коль славен наш Господь в Сионе (Д. Бортнянский - М. Херасков), исп. Хор канадских духоборов, 1958

Творение Д. Бортнянского и М. Хераскова снискало себе известность в качестве одного из гимнов Белого движения в годы Гражданской войны, а также как негласный «музыкальный символ» русской эмиграции.

Исторически появление нового «музыкального символа» связано с приходом к власти императора Павла I, который слыл ярым противником «наследия» Екатерины II, поэтому об использовании в качестве гимна, пусть и неофициального, полонеза «Гром победы, раздавайся!» не могло быть и речи.

Изображение: Владимир Лукич Боровиковский
Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена
Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена

А с точки зрения отечественной гимнической традиции впервые «музыкальный символ» государства основывался не на конкретных исторических событиях, пусть и соотнесенных с образом правителя, а сосредотачивался исключительно на воспевании персоны Царя. Пока еще в качестве такового использовался образ Царя небесного. Но через совсем короткий промежуток времени российские гимны начнут воспевать вполне «земных» правителей.


Коль славен наш Господь в Сионе (Д. Бортнянский), исп. Адмиралтейский оркестр

Текст гимна «Коль славен...», богатого христианской символикой, основывается на 47 псалме. Музыкально это произведение тяготеет к духовной музыке, в частности многие специалисты отмечают его близость Большому знаменному распеву.

В XVIII веке в России появились первые общенациональные музыкальные символы, но ни одно из произведений так и не обрело официального статуса. Меж тем гимны уже появились у многих европейских государств.

Страна вошла в число крупнейших держав Европы. Укрепление международных контактов ставило перед российскими императорами вопрос о необходимости появления государственного гимна.