Рождение Великого Гимна — 1

«Знают турки нас и шведы»: марш Петра I ведет Россию к победам

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Наше знамя — знамя Победы!
Наше знамя — знамя Победы!

В конце 2018 года исполнится 75 лет Гимну России. Точнее, его предшественнику — Гимну СССР (с его «Сталинским» ( — прим. ИА Красная Весна) вариантом текста), родившемуся в годы Великой Отечественной войны.

В современной России очень любят устраивать праздники. Торжества организуются по любому мало-мальски значимому поводу. Но за этим обилием и разнообразием зачастую забываются действительно значимые события в нашей истории, которые достойны всенародного чествования. Так, в прошлом году на государственном уровне практически не был замечен 100-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Да и о грядущем 75-летии Гимна России не встретить ни одного слова ни на одном из крупнейших медиа-ресурсов страны.

Меж тем процесс рождения нового символа великого государства — Советского Союза (а это было уникальнейшее событие не только в нашей истории, но в истории всемирной) — достоин не только упоминания, но акцентированного привлечения внимания граждан страны, поскольку многие десятилетия гимн с честью несет службу по единению народа внутри страны и выполняет представительские функции нашего Отечества за его рубежами.

Однако дерево без корней мертво, и потому прежде чем последует рассказ собственно о событиях 1942-1943 годов, когда и был рожден великий музыкальный символ СССР и Российской Федерации, хотелось бы коснуться истоков гимнической традиции страны.

Наверное, не случайно, что рождение гимна пришлось на время военного лихолетья, прежде всего поскольку именно Победа в Великой Отечественной войне, добытая героизмом и самоотверженностью граждан страны на фронтах и в тылу, сама стала навеки грандиозным памятником советскому периоду в истории Отечества. Не случайно это и потому, что исторически для нашей страны всегда налицо близость понятий «гимн» и «защита Родины».

Вспомним былины и сказанья, дошедшие до нас из глубин нашей истории. Центральными героями их как правило являются защитники Отечества, равно как основными событиями, описываемыми в них, выступают трагические события, связанные с защитой родной земли, с военными походами русских ратников. И потому не случайно, что первые музыкальные светские символы России накрепко связаны с армией, с победами русской армии.

Вообще, российская гимническая история начинает отсчет со знаменитого «Петровского марша», более известного под названием «Марш Преображенского полка».

Изображение: Василий Игоревич Нестеренко
«Триумф Российского флота», Центральный музей Вооруженных Сил России
«Триумф Российского флота», Центральный музей Вооруженных Сил России
РоссииСилВооруженныхмузейЦентральныйфлота»,Российского«Триумф

Конечно, и в более ранние исторические периоды существовали песни, ведшие русских ратников, русских воинов в боевые походы, а порой и в атаку на врага. Так, берестяная грамота со словами воинской песни была найдена при раскопках в Новгороде и датируется эта находка Х веком, но только при Петре I по императорскому указу от 1711 года были сформированы полковые военные оркестры, которые стали исполнять военные марши и виватные канты.


Встречный марш Преображенского полка, исп. дух. орк. Мин. Вооруж. Сил СССР, 1946

Так, в 1716 году в полковом оркестре Преображенского полка насчитывалось 40 музыкантов. Где-то в недрах этого военно-музыкального коллектива около 300 лет назад и появился «Марш Преображенского полка», который «стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах». По сути, марш стал неофициальным гимном России.

Изображение: Владимир Илюхин
Встреча А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в Севастополе
Встреча А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в Севастополе
СевастополевФ. Ф. УшаковаиА. В. СувороваВстреча

Произведение долгое время исполнялось без слов. И лишь спустя почти век, в 1805 году, подпрапорщик Преображенского полка (будущий флигель-адъютант Александра I) Сергей Никифорович Марин написал текст, в котором адресовался к «славному веку» Екатерины II, к воинам Суворова и Румянцева.


Пойдем, братцы, за границу (неизв. - С. Марин), исп. Хор Валаам

Таким образом, в «Петровском марше» стали воспеваться военные деяния времен другой монаршей особы.

Позже, во второй половине XIX века, у «Марша Преображенского полка» появляется новый текст, который вновь адресуется к Петру I.


Знают турки нас и шведы (народная), исп. Хор Пересвет

Некоторые исследователи считают, что текст «Знают турки нас и шведы» появился гораздо раньше второй половины XIX века, а именно во времена самого императора Петра I. Более того, существует гипотеза, что эти слова, придуманные самими солдатами-«преображенцами», стали основой для написания «Петровского марша». Однако пока исследователям не удается документально ни доказать, ни опровергнуть эту версию создания первого, пусть и неофициального, Гимна России.

В песенной коллекции автора этих строк есть аудиозапись советской пластинки, датированной 1944 годом, на которой была записана песня «Славны были наши деды (Знают турки нас и шведы)» в исполнении государственного русского народного хора под руководством Александра Васильевича Свешникова. Не берусь утверждать, что это произведение в годы Великой Отечественной звучало широко и повсеместно, но уверен, что прямое обращение к истории страны дореволюционного периода в военное лихолетье было осознанным политико-идеологическим сигналом, направленным как внутрь страны, так и на патриотов Отечества, покинувших его пределы.

Напомню, что в предвоенный и военный периоды в СССР были созданы фильмы исторической дореволюционной тематики. Так, Сергеем Эйзенштейном были сняты «Александр Невский» (1938 г., совместно с Д. Васильевым) и «Иван Грозный» (1945 г.), также взывавшие к памяти народа.

Изображение: Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев
Кадр из фильма «Александр Невский», 1938
Кадр из фильма «Александр Невский», 1938
1938Невский»,«АлександрфильмаизКадр


Вставайте, люди русские, хор (Кантата «Александр Невский» (С. С. Прокофьев — В. А. Луговской)), исп. хор и орк. Моск. фил., 1941

А хор Сергея Сергеевича Прокофьева «Вставайте, люди русские», звучащий в фильме «Александр Невский», стал в годы войны страстным призывом к гражданам Советского Союза, ко всем русским людям подниматься на защиту Родины.

«Марш Петра I» стал первым светским, пусть и неофициальным гимном России, но уже в конце XVIII века на этот статус стали претендовать еще два произведения.