«Боже, царя храни!» — «русская народная песня» А. Львова и В. Жуковского
Немного об истории гимнов. Первые гимны известны еще со времен Древней Эллады, где торжественные песнопения посвящались олимпийским богам. В греческой мифологии присутствовала даже муза гимнов — Полигимния. С развитием христианства эта традиция нашла новое воплощение. Крупнейшим гимнотворцем в Европе был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин (VII — VIII века), чьи мелодии до сих пор звучат во время православных богослужений.
В XV-XVI веках на Западе появляются новые формы гимнов, не столь обусловленные церковными обрядами. Как правило, это были песни, вдохновлявшие людей на отстаивание своего понимания справедливости. Таковы были «Кто они, божьи воины» — песня-символ гуситов в Чехии, «Господь, твердыня наша» — народный гимн времен Крестьянской войны в Германии.
Одним из побудительных мотивов появления гимнов стала идея независимости. Именно это устремление привело к появлению первого европейского национального гимна, голландской песни «Вильгельмус Ван Нассауве», посвященной Вильгельму Оранскому (Нассаускому), который возглавлял борьбу за независимость Голландии от Испании в середине XVII века.
Следующим национальным музыкальным символом стал написанный в 1743 году композитором Генри Кэри британский гимн «Боже, храни короля» (God save the King), мелодия которого с 1816 года являлась музыкой гимна России.
Прошло 17 лет, расстроился «европейский концерт», чему очень во многом способствовала политика Великобритании, не зря в те годы появилось выражение «англичанка гадит». «Старания» Лондона привели к тому, что новый российский император Николай I, счел ненормальным, что у его государства одним из главных символов является музыка английского гимна, и английского же автора. И он обратился с предложением написать мелодию нового гимна к своему придворному капельмейстеру Алексею Фёдоровичу Львову, который считался первым автором в области русской церковной музыки. А. Ф. Львов носил титулы почетного члена Лондонской, Сицилийской, Венской, Берлинской и других академий изящных искусств.
Вот что пишет Алексей Федорович, в воспоминаниях о работе над новым гимном: «В 1833 г. я сопутствовал государю в Австрию и Пруссию. По возвращении граф Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта мне показалась весьма трудною, когда вспомнил о величественном гимне английском “God save the King”, об оригинальном гимне французов (“Марсельезе”) и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа — от ученого до невежды. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова («Молитва русского народа» — таково было первое название гимна), но как не музыкант не приноровил слов к минору окончания первого колена. Однако, положив гармонию простую, но твердую, я просил графа Бенкендорфа гимн послушать.
Боже, Царя храни (А Ф Львов - В А Жуковский), Орк. Волынского полка, 1910
Он сказал государю, который вместе с императрицей и великим князем Михаилом приехали слушать гимн в Певческий корпус (23 ноября 1833 г.), где я приготовил весь хор и два оркестра военной музыки. Государь, прослушав несколько раз, сказал мне “C'est superbe” ... (великолепно). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе».
А. Ф. Львов озаглавил свое творение «Боже, царя храни! (Русская народная песня)». Первое исполнение гимна «Боже, царя храни!» состоялось 23 ноября 1833 года в зале Придворной Певческой Капеллы в Санкт-Петербурге оркестрами Преображенского и Измайловского полков, которыми дирижировал автор музыки. 11 декабря он был исполнен в Большом театре в Москве. 25 декабря гимн впервые прозвучал в Зимнем дворце в ходе торжеств в честь годовщины изгнания Наполеона из России. С 31 декабря 1833 года «Боже, царя храни!» согласно указу Николая I обрел статус официального Гимна Российской Империи.
Боже, Царя храни (А Ф Львов - В А Жуковский), Хор и Орк. Петроградского филармонического общества, 1915
Текст к новому российскому гимну вновь был написан Василием Андреевичем Жуковским. Точнее, поэт переработал в размер мелодии А. Ф. Львова слова «Молитвы русских». Становление нового российского гимна в качестве государственного символа как бы ознаменовало собой преобладание «почвеннических» настроений в элите страны.
Боже, Царя храни (А Ф Львов - В А Жуковский), Колокола Исаакиевского собора, 1899
Интересен еще один факт. Еще осенью 1816 года семнадцатилетний Александр Пушкин, будучи учеником Царскосельского лицея, написал по желанию лицейского начальства стихотворение, дополнив семь строчек В. А. Жуковского, составлявших текст гимна «Молитва русских», двумя своими семистишиями. По мнению некоторых искусствоведов, именно из этого стихотворения Пушкина Василий Андреевич в 1833 году позаимствовал вторую строку текста будущего гимна Российской Империи — «Сильный, державный». Впрочем, в данном случае вряд ли имел место плагиат, скорее всего, это было сделано с ведома и согласия Александра Сергеевича.
В стихах нового творения Жуковского сочетались величание императора с «наказом» в его адрес. Незадолго до своей смерти Василий Андреевич написал А. Ф. Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз родившись, получив право гражданства, останется навсегда живою». Дополню, что в этом году нам предстоит отметить юбилей еще одного исторического Гимна России — «Боже, царя храни!», которому в 2018 году исполняется 185 лет.
К слову, практически одновременно с шедевром А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, великим русским композитором М. И. Глинкой были написаны два произведения, которые для многих также стали музыкальными символами России. И не только негласными, неофициальными...