Рождение Великого Гимна — 5

Шедевры М. И. Глинки и В. И. Агапкина позднеимперского периода

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
М. И. Глинка и В. И. Агапкин
М. И. Глинка и В. И. Агапкин

До сих пор неизвестно, была ли просьба о написании новой музыки гимна России обращена исключительно к А. Ф. Львову, или адресатами этого предложения Николая I стали несколько композиторов, но в том же 1833 году на свет появляется «Патриотическая песня» (у которой также 185-летие в 2018 году), созданная «первым композитором России» того периода Михаилом Ивановичем Глинкой. На автографе нот песни автором по-французски было написано первое название произведения — «Motif de chant national» («Мелодия национального гимна»). У этого большого произведения очень необычная история.

В 1885 году среди личных бумаг композитора был найден набросок неизвестного произведения, на которое никто не обратил внимания. И только в 1944 году эта нотная запись Глинки была обработана М. М. Багряновским (1885-1966), который и дал произведению название — «Патриотическая песня». Через три года, в 1947 году поэт А. Машистов написал стихи на музыку М. И. Глинки. Так родилась песня «Здравствуй, славная столица», которая в год 800-летия Москвы, стала ее гимном.


Здравствуй, славная столица (М И Глинка - А И Машистов), исп. Хор Ленинградского радио

Писалась ли изначально «Патриотическая песня» по просьбе императора Николая I, искавшего мелодию для нового музыкального символа России, или это была авторская задумка самого композитора, возможно, когда-нибудь ответят исследователи творчества Глинки и специалисты по истории российской символики. Но, видно, такова судьба больших произведений — в конечном итоге она исполняла 10 лет роль гимна страны.

Правда, это произошло более чем через полтора века после написания, уже в «постперестроечные» времена, начиная с 1991-го по 2000-й годы.

Изображение: Архив сайта bellabs.ru
Расстрел Дома Советов 4 октября 1993 года
Расстрел Дома Советов 4 октября 1993 года

5 ноября 1990 года правительством РСФСР принимается постановление о создании государственного герба, флага и гимна советской республики. Специальная комиссия предложила в качестве гимна «Патриотическую песню» Михаила Ивановича Глинки. Позже 23 ноября 1990-го это решение было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР. 11 декабря 1993 года, уже после распада СССР, произошло предварительное утверждение «Патриотической песни» Глинки указом президента РФ Б. Н. Ельцина в качестве гимна Российской Федерации. Однако окончательного решения по присвоению статуса государственного гимна со стороны Государственной Думы РФ в отношении «Патриотической песни» так и не последовало.


М Глинка - Патриотическая песнь, исп. Президентский оркестр

Как не обрела «Патриотическая песня» и своего текста. Есть свидетельства, что конкурс на лучшие слова к гимну РФ 90-х годов, организованный Администрацией президента Ельцина, был уже близок к своему завершению, но в Российской Федерации произошла смена главы государства. И в 2000 году Государственной Думой (8 декабря) и Советом Федерации (20 декабря) Российской Федерации был принят Закон о Государственном гимне, в котором этот почетный статус был возвращен музыке А. В. Александрова (Гимн СССР).

Изображение: Илья Ефимович Репин, 1887
М. И. Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила»
М. И. Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила»

Рассказ о музыкальных символах России имперского периода был бы неполным, если бы ни слова не было сказано о произведениях, созданных в эту историческую эпоху и прошедших проверку временем на востребованность у российских граждан. Свидетельством этого стали два опроса общественного мнения, проведенные в 1991 и 2001 годах, в ходе которых исследовался вопрос о том, какие песни по мнению россиян могли бы стать гимном России. В число лидеров обеих акций вошли хор «Славься» Михаила Ивановича Глинки и марш «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина.


Славься, хоровая пьеса (Опера «Жизнь за царя», акт 4) (М И Глинка, слова Е Ф Розен), исп Хор Мариинского театра, 1902

Хор «Славься», написанный в 1834 году, впервые был исполнен во время премьеры оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») в 1836 году. Точной даты написания не установлено, но небезынтересно, что на его нотах композитором также как в случае с «Патриотической песней» была сделана приписка — «Русский национальный гимн».


Славься, славься, ты Русь моя, исп. Анс. им. Александрова

Возможно ли что это произведение было создано Михаилом Ивановичем с прицелом на возможность использования в качестве официального гимна, ведь всего лишь за год до его премьеры Россия обрела новый музыкальный символ? Полагаю, что нет. Хор был написан исключительно, как квинтэссенция оперы, одного из самых значимых патриотических произведений российской музыкальной культуры, но то, что сила его воздействия на души и умы соплеменников не ослабевает на протяжении уже почти двух веков является непреложным фактом.


Прощание Славянки, марш, исп Духовой оркестр школы НКВД, дир В И Агапкин

Не пресекается значимость для сограждан и «Прощания славянки» — марша, созданного военным дирижером, композитором, трубачом, полковником Василием Ивановичем Агапкиным в 1912 году. Эта искренне национальная мелодия, написанная, к слову, в миноре, что отличает ее от абсолютного большинства военных маршей, и в наши дни достигает глубины души россиян. Наверное, нет другого такого произведения, на музыку которого было написано столько же текстов, как нет, наверное, таких профессий в нашей стране, которые бы не прославлялись в этих текстах. Но прежде всего, «Прощание славянки» был и остается символом воинской доблести защитников Отечества.

Изображение: Орест Георгиевич Верейский
Проводы на фронт
Проводы на фронт

К слову, марш Агапкина сегодня является гимном Тамбовщины, региона, где он был написан, где впервые был исполнен. И это правильно, когда шедевры отечественной музыки продолжают служение людям. Тем более, что ситуация в российской гимнологии вызывает много вопросов.

В заключение хочется отметить, что гимны имперской России, а также наиболее выдающиеся патриотические произведения той исторической эпохи, задали высочайший уровень требований к музыке символа государственности нашей Родины. Этот «вызов» был «принят», и продолжатели символического служения достойно исполнили свою роль.

Нужно напомнить, что в XIX — начале XX веков в Российской Империи начинают формироваться контрэлитные группы, полагающие, что для страны необходимы перемены в государственном устройстве, в социальной политике и в экономической сфере. Эти группы зачастую противостояли друг другу, но, во-многом, именно они предопределили те революционные события, которые произошли в 1905 и 1917 годах. Поэтому, рассказывая о предыстории рождения Гимна СССР, было бы неверно не рассказать о музыкальных символах декабристов, петрашевцев, народовольцев.