«Учеба не должна зависеть от интернета и от его скорости»

Севастопольские студенты не поддержали «дистант» — опрос

И.Мозговой. Студенты (фрагмент). 1975 год.
И.Мозговой. Студенты (фрагмент). 1975 год.

Сегодня Россия столкнулась с острой проблемой массового перевода высших учебных заведений на дистанционное обучение. Впервые эксперимент «дистанта» был проведен над российскими студентами весной 2020 года, когда в стране началась пандемия коронавируса. Тогда учащиеся вузов во многих регионах смогли вернуться в аудитории только в новом учебном году.

Вскоре родители, преподаватели да и сами студенты стали говорить о том, что дистанционный формат обучения приводит к пагубным последствиям, таким как резкое падение качества знаний, полное отсутствие дисциплины и мотивации к учебе, а также потеря здоровья.

В следующем учебном году (2020–2021 гг.) «дистанционку» стали применять уже не так массово и повсеместно — она стала применяться точечно и частично, однако не прекратилась окончательно. Теперь на «дистант» переводят отдельные группы или вузы — на усмотрение региональных властей и администрации учебных учреждений. При этом далеко не всегда такой переход на «удаленку» оправдан, ведь сегодня, к примеру, причиной перевода школ на дистанционный формат обучения стал не только COVID-19, но также грипп и ОРВИ.

Идея внедрения «Цифровой образовательной среды», предполагающей, в частности, применение дистанционного образовательного формата, возникла в России гораздо раньше пандемии. Многие убеждены, что COVID-19 стал удобным поводом для ее практической реализации, и сегодня под предлогом борьбы с коронавирусом происходит постепенное насаждение образовательных форм, которые приводят к разрушению классического образования.

Эти процессы вызывают у студентов многочисленные вопросы, на которые никто не может дать четких ответов. Тем более, что сегодня во многих регионах, в том числе в Севастополе и в Крыму, большая часть вузов снова отправилась на «дистант» без указания сроков возвращения в очный формат.

Как студенты относятся к «дистанционке»? Может ли дистанционный формат в полной мере заменить очный? С какими проблемами сталкиваются студенты на «дистанте»? Корреспонденты ИА Красная Весна узнали об этом, поговорив со студентами Севастопольского государственного университета (СевГУ).

Дистанционка — хорошо или плохо?

Вопрос: Сегодня вузы снова повсеместно переводят на дистанционный формат обучения. Как вы к этому относитесь?

Мнения студентов разделились. Кто-то высказался категорически против перевода на «дистанционку», а кому-то такой образовательный формат показался более удобным. Однако подавляющее большинство опрошенных студентов отметили недостатки учебного процесса на «удаленке».

«Я плохо отношусь к такому формату. Это еще хуже, в принципе, чем заочная форма обучения. Заочно ты сам соглашаешься на не настолько качественные знания, как в очной форме, но ты на это добровольно идешь», — сказала студентка, которая на данный момент получает второе высшее образование.

Эту точку зрения разделила ее сокурсница: «Учеба не должна зависеть от интернета, от его скорости, есть ли у человека компьютер, сколько компьютеров, потому что может быть дома не один студент — и студент, и ученик. Не все родители могут обеспечить детей техническими средствами. Скорость интернета может быть плохой, и ты просто не будешь успевать, будешь отставать. Переспросить тоже будет сложно».

По ее словам, «дистанционка» лишает студентов общения с преподавателями и не может обеспечить полноценного общения студентов друг с другом. Она также отметила, что длительное времяпрепровождение за компьютером неминуемо приведет проблемам со здоровьем.

«Мне больше нравится дистанционное обучение. Но, конечно, есть минусы: просыпаться нужно на пары, отмечаться и потом сидеть на них. Это неудобно. Когда приходишь на пары, как-то легче. А так есть соблазн прогулять, просто уйти с пары дистанционной, заняться своими делами или просто лечь спать», — поделился своим мнением севастопольский студент.

Еще один молодой человек признался, что существует студенческая практика прогуливать пары во время учебы с первого по третий курс, однако со временем студенты осознают серьезность учебы и становятся серьезнее: «Когда учишься на первых трех курсах, нормально, можно не ходить на пары. Там легче сдавать (экзамены и зачеты — прим. ИА Красная Весна). А когда дело идет к диплому, то уже становится сложнее, и все это неудобно. Не нравится, короче, дистант. Лучше посещать пары».

Надо так надо — но не навсегда

Вопрос: Как вы считаете, может ли «дистанционка» в полной мере заменить очное обучение?

Отвечая на этот вопрос, практически все студенты были единодушны — заменить очное обучение дистанционным невозможно, однако некоторые все же считают, что сегодня данная мера необходима, чтобы предотвратить распространение коронавируса и не заболеть.

«Ты не видишь преподавателя, не можешь полностью прочувствовать всю лекцию, все своими глазами, так сказать, понаблюдать, но это не так плохо, все равно, чем заразиться „короной“», — высказала свое мнение студентка.

Другая студентка отметила, что на «дистанте» сильно страдает дисциплина: «Там полежал, там посидел — это не так, как на лекциях сидеть, конечно».

«Очный формат, в любом случае, невозможно заменить, потому что ты общаешься с людьми. Коммуникации невозможно заменить», — убеждена девушка.

Еще одна севастопольская студентка подчеркнула, что дистанционный формат для нее очень неудобен: «Лучше посещать пары и учиться очно, чем вот так вот. Потому что на парах что-то откладывается в голове, проще сдавать, ты что-то запоминаешь, усваиваешь предмет, и интереснее все-таки так».

«Как студентке мне было бы неудобно заниматься дома, потому что дома есть много других дел, чем можно заниматься. Я же студентка-мама, поэтому мне совсем тяжело так абстрагироваться. Мне нужно заниматься, а дома рядом дети — на сегодняшний момент они мне заниматься не дают. То есть именно в университет я могу прийти, сосредоточиться и именно заниматься, делать то, что мне надо. Дома я не могу учиться», — рассказала мама двоих детей, которая получает второе высшее образование.

Ее однокурсница подчеркнула важность тесных дружеских отношений в студенческом коллективе: «Когда я получала первое образование, мы наработали за пять лет коллектив, команду. Мы каждый день были плечом к плечу с моими одногруппниками, и это очень ценно — групповая работа, прием и передача знаний от одного студента другому студенту. И такого никогда не будет при дистанционной форме обучения».

«Извините, технические неполадки!»

Вопрос: С какими проблемами вы сталкивались во время дистанционного обучения?

При ответах на этот вопрос выяснилось, что практически все студенты сталкивались с проблемами технического характера во время «дистанционки».

«Возможно непонимание со стороны студентов и преподавателя. У преподавателей возникают сложности с техникой. Из-за этого сложно донести до нас информацию, а нам — до них», — посетовала студентка.

Еще одна девушка согласилась с этой точкой зрения: «Со связью иногда проблемы бывают. Ну не тот материал все же доносят нам, ну не так на дистанте — вообще не то!»

Другая студентка рассказала о том, что на первых парах дистанционное обучение давалась тяжело и студентам, и преподавателям, однако со временем все привыкли: «С техникой изначально были проблемы. Изначально была в принципе неразбериха. Но мне кажется, к концу дистанта уже стало получше. Сейчас все как-то уже привыкли, свыклись».

«Элементарно, мне нужно сделать домашнюю работу, а у меня почему-то упал интернет, и я не могу ее выполнить», — поделилась опытом севастопольская студентка.

Она также рассказала о том, как ее дети реагируют на то, что она много времени проводит за компьютером: «Мама сидит зачем-то за компьютером. Что она там делает? Она там может только развлекаться». Детям трудно объяснить, маленьким особенно, что мама тут занимается, и что это важно».

По ее словам, ей сложно делить один компьютер с детьми, поскольку ее студенческие пары и школьные занятия детей, как правило, проходят одновременно.

«Ты не можешь задать те вопросы, которые ты можешь, подняв руку, задать в аудитории, ты не можешь к преподавателю подойти в коридоре или после пары», — жалуется студентка на недостаток полноценного взаимодействия с преподавателе.

Напомним, ранее родители городов Юга России — Ростова-на-Дону, Севастополя, Астрахани, Новороссийска, Новочеркасска — вышли на пикеты за сохранение «живой» школы и против замены ее на «дистанционку». Родители обеспокоены как «точечным» вводом «дистанта», так и возможностью его тотального внедрения.

Практически все пикетирующие отмечали, что «дистант» — это подмена настоящего образования суррогатом, и что полноценный образовательный процесс не может существовать без традиционной школьной среды и живого общения учеников с учителем.

Проблемой «дистанта» и ЦОС обеспокоены не только родители, но и эксперты. Так, 9 октября в Ростове-на-Дону состоялась конференция на тему «Проблемы цифровой трансформации образования и ее отражение в обществе».

В конференции приняли участие представители педагогического, ученого и родительского сообщества из Ростовской области, Краснодарского края, Астраханской области, Севастополя и Донецкой Народной Республики. Докладчики выразили уверенность, что вытеснение традиционных форм обучения цифровыми — это путь к полному краху образования.