Последствия блокировки Суэцкого канала не являются «чисто торговыми» 

«Хороший урок» — экономисты подвели итоги аварии в Суэцком канале

Изображение: Древнеегипетская фреска из колекции музея Метрополитен в Нью-Йорке
«Страна Та-Кемет»
«Страна Та-Кемет»

Целую неделю, с 23 по 29 марта, крупнейший контейнеровоз в мире Ever Given стоял на мели поперек одной из главных транспортных артерий мира, Суэцкого канала. Мировая торговля потеряла десятки миллиардов долларов.

За время блокады на входах в Суэцкий канал скопилось более 420 судов, а многие судовладельцы не выдерживали и направляли грузы вокруг Африки. Корреспонденты ИА Красная Весна попросили экономистов подвести итоги глобального форс-мажора.

Иван Айвазовский. Суэцкий канал. 1859
Иван Айвазовский. Суэцкий канал. 1859
1859канал.СуэцкийАйвазовский.Иван

Экономические потери

По примерным оценкам, потери мировой экономики от аварии в Суэцком канале составили $80 млрд — из расчета около $400 млн в час. Если бы блокада продлилась дольше, то «счет» шел бы уже на сотни миллиардов.

«Длительное блокирование этого канала может по некоторым отраслям, по некоторым региональным рынкам нанести довольно чувствительный удар», — отметил ведущий научный сотрудник МГУ, экономист Андрей Колганов.

В наибольшей степени авария Ever Given повлияла на страны ЕС, Юго-Восточную Азию и Китай. Для России ситуация отчасти нивелировалась локальным ростом цен на нефть, однако пострадать могли и многие российские компании.

«Ясно, что там огромная пробка… Какие-то наши грузы там тоже застряли, поэтому доставка в силу форс-мажорных обстоятельств не будет осуществлена в установленные сроки», — сообщил доктор экономических наук, проректор РАНХиГС, заслуженный экономист России Андрей Марголин.

При этом есть и другие, не только «чисто торговые» последствия блокировки Суэцкого канала, например, срыв поставок сжиженного газа из Персидского залива в страны ЕС, который грозил энергетическим кризисом Западной Европы, а также разрыв международных производственных цепочек.

«Поставки в наше время состоят даже не из готовых изделий, а из изделий промежуточного назначения, — отмечает кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Сбой одной–единственной поставки иногда, бывает, грозит сбоем во всем производственном цикле, выпуске готовой продукции».

Читайте также: Ever Given — навсегда? Суэцкий канал снова заблокирован

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1873
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1873
1873Волге.наБурлакиРепин.Илья

Угроза для простых граждан

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин считает, что кратковременное перекрытие Суэцкого канала «не может оказать супервлияние» ни на мировую экономику в целом, ни на потребительские цены, в особенности, в России.

«На простых обывателях это может сказаться, но вряд ли на российских, — отмечает также ведущий научный сотрудник МГУ Андрей Колганов. — К нам поток товаров через Суэцкий канал идет не такой большой».

При этом гражданам стран ЕС стоит ожидать и прямых последствий в виде увеличения сроков доставки товаров и их подорожания, и косвенных из-за ухудшения макроэкономических показателей, проблем промышленности и торговли.

«Это финансовые убытки для стран — если они становятся в затруднительное финансовое положение, возникают проблемы с наполнением бюджета и ВВП. А это непосредственно… касается простых людей — социально-экономических выплат, рабочих мест, заработков», — сообщил экономист Михаил Беляев.

Кроме того, и угроза поставкам катарского сжиженного газа в Западную Европу, и разрыв международных операций, для которых важна точность поставки по графику, не могут не сказаться на европейских потребителях.

«Затруднение производства, застопоривание международных производственных цепочек — это тоже удар по внутреннему производству Западной Европы, — отмечает Беляев. — Там, где удар по производству, — это тоже вопрос заработков, вопрос рабочих мест, вопрос перспектив развития».

Читайте также: Эксперт оценил риски подорожания товаров после блокады Суэцкого канала

Василий Суриков. Степан Разин. 1906
Василий Суриков. Степан Разин. 1906
1906Разин.СтепанСуриков.Василий

Альтернативные маршруты

В условиях форс-мажора из-за Ever Given некоторые суда из «пробки» на входах в Суэцкий канал были направлены владельцами в обход Африки, через мыс Доброй Надежды и Гибралтар. Однако это не полноценная альтернатива каналу.

Эксперты отмечают, что ситуация в самом Суэцком канале вряд ли изменится в лучшую сторону — песчаные бури и шквальные ветра не прекратятся, а модернизация каналу в ближайшие годы в регионе не грозит.

«У Египта денег на это нет, технологий тоже нет. Строить подобные вещи могут только российские специалисты, канадцы, австралийцы и скандинавы. И причем, если его расширят, то он обмелеет по законам физики, а глубина в канале — это самое главное», — отмечает экономист, трейдер срочного рынка инвестфонда «КТ» Вячеслав Зайченко.

В качестве альтернатив звучало несколько предложений. Одно из них — водно-железнодорожный транспортный коридор Индия — Иран — Россия, который предполагает строительство канала из Персидского залива до Каспия.

Более распространенным предложением было использование Северного морского пути. Это предложение хоть и быстрее осуществимо, чем строительство «Персидского канала», но также имеет свои ограничения.

«Значимость Северного морского пути будет повышаться. Это альтернативный маршрут, и есть возможность переориентации глобальных транспортных потоков в российскую акваторию», — уверен Андрей Марголин.

По словам проректора РАНХиГС, из-за потепления климата каждый год сезон навигации по Северному морскому пути становится дольше, и «круглогодичная навигация будет возможна».

Экономист Михаил Беляев также отметил, что рассматривать северные моря России в качестве альтернативы Суэцкому каналу можно и нужно. Однако сам форс-мажор «служит хорошим, поучительным уроком», в том числе для российского Северного морского пути.

«Мы должны понимать, что там не чистая водная гладь — она тоже состоит из островов, проливов. Ситуация осложняется ледовой обстановкой, даже после открытия навигации могут быть и туманы, и лед, и прочее. То есть надо проявлять особую бдительность, когда вы открываете путь через Северный Ледовитый Океан, а не только „заказывать оркестр“», — отметил Беляев.

Эксперт призвал обратить внимание, что в современной экономике «важен даже не сам путь, стоимость транспортировки, а точность поставок для функционирования международных операционных цепочек».

«Северный морской путь должен быть в таком состоянии, чтобы была точность соблюдения графиков, вот что очень важно», — заключил Беляев.

Читайте также: Пробка в Суэце пробуждает интерес к маршруту Индия-Иран-Россия

Василий Верещагин. Караван яков. 1875
Василий Верещагин. Караван яков. 1875
1875яков.КараванВерещагин.Василий

Как сообщало ИА Красная Весна, 23 марта крупнейший в мире контейнеровоз Ever Given в условиях песчаной бури и сильного ветра в Суэцком канале сошел с фарватера, сел на мель и перегородил транспортную артерию.

С обеих сторон Суэцкого канала в настоящий момент застряли сотни танкеров, мировая экономика терпит значительные убытки, ситуация подтолкнула к росту нефтяные цены.

Работы по снятию судна с мели велись неделю, 29 марта Ever Given удалось сдвинуть с места. Через несколько часов контейнеровоз снова «сел на дно», но ненадолго. Навигация в Суэцком канале была восстановлена к вечеру 29 марта.

Читайте также: Fitch Ratings спрогнозировал последствия перекрытия Суэцкого канала

Суэцкий канал. Британская открытка конца XIX века
Суэцкий канал. Британская открытка конца XIX века
векаXIXконцаоткрыткаБританскаяканал.Суэцкий