1. Война с историей
  2. День Победы
ИА Красная Весна /
Нужно не только восхищаться нашими предками — победителями в Великой Отечественной войне, но и воспитывать в себе их психологический волевой тип

Воля, ум, находчивость, отвага — все это скоро понадобится. Историк о 9 Мая

Дейнека А. Тревожные ночи. 1942
Дейнека А. Тревожные ночи. 1942

Мир стоит перед большими переменами, и нас ждут испытания, которые можно будет пройти, только если удастся скинуть с себя морок аморфной потребительской культуры и вызвать к жизни те волевые качества, которые помогли нашим предкам победить в Великой Отечественной войне.

Так считает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и политики МПГУ Кирилл Конюхов, который ответил на вопросы ИА Красная Весна накануне Дня Победы.

ИА Красная Весна: Победа в Великой Отечественной войне стала в России основным государственным праздником, объединяющим народ. Как Вы считаете, есть ли какие-то другие праздничные даты, которые могут нас объединить?

— Есть. 7 ноября — это такой же объединяющий праздник, который имеет не меньшее значение, чем 9 Мая. Мы сейчас игнорируем эту дату, но значимость этого праздника осталась и передалась. В частности, через парад 7 ноября в Москве. Спустя 30 лет выяснилось, что забыть или игнорировать эту дату не получается. Хотя для этого и прикладывали определенные усилия.

Историческая память о Великой Октябрьской социалистической революции продолжает жить, пускай и в несколько трансформированном виде.

ИА Красная Весна: Как Россия должна реагировать на такие действия иностранных государств, как демонтаж памятника Коневу в Праге или установка памятной доски, посвященной власовцам, там же?

— Прежде всего, без истерики. На нашем телевидении бывают явно истеричные выпады. Здесь же нужна определенная взвешенность.

Демонтаж памятника Коневу в Праге — это сознательная провокация, организованная последовательно и разумно. Она ни в коем случае не отражает точку зрения подавляющего большинства населения Чехии.

Здесь очень важно, что многие возмутились действиями пражских властей.

К сожалению, наша позиция в вопросе сохранения памяти о наших погибших воинах, действительно, является несколько беззубой. Мы никак не можем дать вразумительного концептуального ответа на подобные провокации. Ответ же должен быть именно концептуальным. Надо последовательно, ясно и четко проводить линию, что мы несли народам Европы свободу, а не советский строй.

Я считаю, что празднование 9 Мая должно развиваться в более активном ключе. День Победы зовет не только к вспоминанию о предках, но и еще к стремлению быть похожими на них.

Тут большую роль должна играть историческая наука. С одной стороны, нужно действовать последовательно, аргументировано, и даже достаточно холодно. С другой стороны, нужно действовать горячо и очень убежденно!

Поскольку у нас в стране нет своей концепции, посвященной, в частности, освободительному походу Красной Армии в Европу, то мы находимся в достаточно слабой, проигрышной позиции. Ее надо разрабатывать и действовать последовательно, в соответствии с ней.

ИА Красная Весна: В России, к сожалению, происходят похожие действия. Например, телеведущий Дмитрий Киселев в преддверии Дня Победы предложил поставить памятник генералу СС Краснову. Уместно вспомнить Мединского и его открытие почетной доски Маннергейму в Ленинграде. Как вы считаете, является ли действия западных «партнеров» и действия наших деятелей звеньями одной цепи?

— Это то ли провокация, то ли глупость. С одной стороны, эти люди стремятся утвердить некоторое единство российского народа, в том числе и перед лицом истории. Отсюда происходит попытка сваливания всех личностей, которые оставили заметный след в отечественной истории, в одну корзину. И желание их увековечить. При этом совершенно не рассматривается вопрос о том, какой именно след такие личности оставили. Утрачивается главный критерий: что эти люди делали во благо общества, во благо народа? Как они относились к народу, к будущему наших народов?

Поэтому и попадают в качестве кандидатов на увековечение всякие маннергеймы. Маннергейм был хороший генерал империи. А какова была его роль в дальнейшем? Как он выстраивал взаимоотношения с Германией? Что он делал под Ленинградом и в советской Карелии?

Краснов — просто одиозная личность. В отношении него вынесен приговор, который никто не отменял. Здесь к Киселеву возникают вопросы не только этического, но и юридического характера, поскольку такие призывы уже могут квалифицироваться как прямое оправдание фашизма.

7 ноября — это такой же объединяющий праздник, который имеет не меньшее значение, чем 9 Мая.

Если в отношении таких фигур Гражданской войны, как Деникин или даже Колчак, еще есть какое-то пространство для дискуссий, то в отношении Краснова или Шкуро никакого пространства нет и быть не может!

Они сражались против советских народов и конкретно против русского народа под знаменем нацизма. Что здесь обсуждать? Здесь все предельно ясно. Есть люди, которые встали на сторону построения нового общества, есть люди, которые пытались законсервировать то лучшее, что было в старом обществе, а были фигуры, которые встали на путь уничтожения своего народа и своей страны. В отношении таких фигур никаких вопросов возникать не может.

ИА Красная Весна: Как вы считаете, это «глупость или предательство»?

— Не знаю. Ответить на этот вопрос, не зная этих людей, я не могу. Но мне сложно представить американского комментатора, который высказался бы за установку памятника Гиммлеру только потому, что тот готов был сотрудничать с Соединенными Штатами. Я не думаю, что такой комментатор появился бы еще раз на американском телевидении.

ИА Красная Весна: Как вы считаете, какой праздник Дня Победы будет в будущем, когда прямые участники этих событий уже покинут нас?

— Он останется. Он будет не менее значим, чем сегодня. Он станет данью традиции. Той великой традиции, которой мы можем и должны следовать.

Система, которая существовала последние десятилетия, сейчас умирает. Умирает сама капиталистическая формация. Будет радикально перестраиваться политическая система. Впереди нас ждут большие испытания.

Задача воспитания молодежи и готовности к этим испытаниям уже зрелых людей во многом лежит в русле традиции. Точно так же, как сохраняется традиция Отечественной войны 1812 года, будет сохраняться и память о Великой Отечественной войне. Тем более, что Великая Отечественная война — это намного более значимое событие в жизни наших народов.

Если в отношении таких фигур Гражданской войны, как Деникин или даже Колчак, еще есть какое-то пространство для дискуссий, то в отношении Краснова или Шкуро никакого пространства нет и быть не может!

Я думаю, что ничего не уйдет. Сейчас события войны еще не описаны полно. Постепенно будет накапливаться и увеличиваться научный материал. Этот научный материал будет переходить в аналитическую фазу.

Затем появится новое поколение писателей, художников, которые будут описывать войну не как свидетели, а как люди, которые начнут ее осмысливать в рамках традиции.

Сложно пока сказать, как это будет выглядеть, но ценность этой традиции ничуть не будет утрачена. А, может, даже будет возрастать на фоне тех событий, которые будут происходить в дальнейшем.

Дейнека А. Эстафета по кольцу
Дейнека А. Эстафета по кольцу «Б». 1947

ИА Красная Весна: Скажите, вас устраивает то, каким образом официальные власти празднуют День Победы? Или вы считаете, что такой праздник нужно отмечать несколько иначе?

— Я считаю, что празднование 9 Мая должно развиваться в более активном ключе. День Победы зовет не только к вспоминанию о предках, но и еще к стремлению быть похожими на них.

Из-за потребительской культуры, изнеженной городской среды мы не можем воспроизвести тот психологический волевой тип, который существовал в годы Гражданской войны или накануне Великой Отечественной войны. Но мы должны к этому стремиться.

Наряду с прекрасным «Бессмертным полком» необходим активный элемент празднования дня Победы. Например, военно-спортивные игры для молодежи, испытания, сдача нормативов. Это должен быть отсыл к мужественной волевой борьбе за Родину.

Система, которая существовала последние десятилетия, сейчас умирает. Умирает сама капиталистическая формация. Будет радикально перестраиваться политическая система. Впереди нас ждут большие испытания.

Война выигрывалась волей, выигрывалась мужеством, выигрывалась разумом. Воля, мужество, разум потребуются от нас в намного больших количествах, чем те, которые мы можем предъявить сейчас.

Мы пока этого предъявить не можем, но нам нужно к этому готовиться. Волю, ум, находчивость, отвагу — все это надо закалять. Мы в связи с нашей аморфной и крайне вальяжной, абсолютно непродуманной системой воспитания как-то это упускаем из виду в нашей стране. Между тем, все это скоро понадобится. Это требования времени. И они должны быть исполнены.

Читайте также: Компромисс по Ленину невозможен — интервью