Волшебная симфония голосов детей с нарушениями слуха. Результаты кропотливого труда
10 октября 2017 года в Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Волшебная симфония». На нем выступали дети и подростки, которые могут слышать и говорить благодаря высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе кохлеарной имплантации. Дети, которые без медицины были бы обречены на существование в вечной тишине, на сцене показали, что могут не только с помощью речи общаться с другими людьми на разных языках, но и выражать эмоции посредством голоса, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, в том числе и в ансамблях (что намного сложнее, чем просто исполнять какой-нибудь номер в одиночку, потому что в этом случае необходимо слышать других, подстраивать свои действия под общий ритм). Со сцены звучали стихи, классическая и эстрадная музыка.
Фестиваль прошел в приподнятом настроении. Взрослые устроили детям праздник, дав возможность выступить на одной сцене с именитыми исполнителями, украсившими фестиваль своими номерами. И дети искренне радовались событию. Однако всем было ясно, что за кажущейся легкостью номеров стоял огромный человеческий труд — ведь в видеозаписях-визитках, которые демонстрировались залу перед каждым выступлением, финалисты призывали тех, кто еще не достиг свободного владения голосом после операции, не сдаваться, верить в успех и преодолевать все препятствия. Радость от творчества в области звуков стала возможной не только благодаря медикам, имплантировавшим им специальные устройства для обретения способности слышать и разработавшим методику реабилитации, но и их собственному труду и настойчивости.
В зале присутствовали дети, в том числе и слабослышашие, которые общались между собой жестами. Если эти дети пришли на музыкальный фестиваль, значит, они что-то слышат. Всем ли доступна такая высокотехнологичная медицинская помощь, которую получили выступавшие со сцены дети? Почему кто-то смог снять ограничения и разговаривает с помощью голоса, а кто-то нет?
Ответить на вопросы мы попросили автора книги на эту тему для родителей и педагогов доктора психологических наук, сотрудника СПб ГНИИ ЛОР, профессора кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Инну Васильевну Королёву.
Инна Васильевна заверила, что данная операция в настоящее время бесплатна. Благодаря работе специалистов с правительством, чиновников удалось убедить в целесообразности выделения средств на такую помощь. Если раньше бесплатную кохлеарную имплантацию приходилось ждать по несколько лет, то с 2010 года ее делают всем нуждающимся в течение года, причем сейчас бесплатной является не только внутренняя часть имплантанта, но и внешняя, которую необходимо время от времени менять. С 2014 года государство обеспечивает бесплатную смену внешней части раз в 5 лет. В России сейчас всем новорожденным делают аудиологический скрининг, который позволяет выявить у ребенка проблемы со слухом. В случае нарушения слуха ребенок дополнительно обследуется и ему выписывают слуховой аппарат. Любой слуховой аппарат, даже если он не способствует развитию речи, обеспечивает развитие слуховых центров в мозгу. Если же выяснится, что слуховой аппарат не помогает, то ребенку делают кохлеарную имплантацию.
Другое дело, что на имплантации путь к слуху и речи не закончен. Ребенок должен с помощью педагогов научиться и слышать, и говорить. И тут чем раньше у него появится возможность учиться слышать, тем легче ему дается навык владения речью. После кохлеарной имплантации с ребенком должны регулярно работать специалисты как минимум в течение двух-трех лет. В настоящее время удалось добиться выделения средств на реабилитационные курсы после операции, однако остро стоит вопрос с обеспечением кадрами региональных центров, потому что имеющиеся на местах специалисты пользуются методиками, не рассчитанными на слуховые возможности детей после кохлеарной имплантации.
Инна Васильевна подчеркнула, что на сроки реабилитации после кохлеарной имплантации очень сильно влияет настрой родителей, их занятия с детьми, а также занятия детей в творческих кружках. Любое творческое дело способствуют развитию мозга, а значит, и развитию ребенка в целом. Причем особенно важны для таких детей занятия в областях, связанных с музыкой.
На вопрос про отношение к инклюзии — обучению детей с нарушениями здоровья в обычных школах, внедряемому в настоящее время на государственном уровне, — специалист по сурдопедагогике ответила, что изначально инклюзия ставила целью не получение ребенком образования по каким-либо предметам, а его социализацию, вписывание ребенка в общество, формирование умения общаться. Детям с кохлеарной имплантацией необходимо погружение в речевую среду: им нужно постоянно слышать речь, видеть пример общения с помощью речи, стимулирующий желание именно так общаться (в специализированных интернатах такую среду невозможно обеспечить). Именно так инклюзию и нужно рассматривать. Однако погружение ребенка в незнакомую языковую среду, увеличивающее возможности овладения языком, уменьшает возможности овладения знаниями по конкретным предметам, например, по физике. В этих областях ребенку нужна специальная помощь.
Мы поговорили с бабушкой финалистки, которая на сцене читала стихи. И она подтвердила, что имплантация вовсе не означает автоматического появления слуха и формирования речи. Ее внучке операция была сделана в полтора года. Девочке до сих пор необходимо посещать специальные курсы, и в том, что она учится в обычной школе, большая заслуга ее мамы, которая занимается с ней.
Все выступавшие со сцены дети выглядели обычными талантливыми ребятишками, лишь слегка волнующимися. Некоторые финалисты не просто свободно говорили. Оказалось, что они еще изучают иностранные языки.
Очевидно, что всем присутствовавшим было ясно значение фестиваля. Известный советский философ Эвальд Ильенков, один из разработчиков методики воспитания слепоглухонемых детей, считал решающим фактором в развитии ребенка труд. Он писал: «Человек же начинает активно приспосабливать природу к себе, к своим нуждам, к своим потребностям, к своим требованиям. Он вступает на стезю труда. Труд и превращает его в человека. На первых порах потребности, которые побуждают его трудиться, действительно мало чем отличаются от потребностей его ближайших животных предков. Но, и чем дальше, тем больше, и сами эти потребности становятся иными. Специфически человеческими. И такими их делает всё тот же труд, преобразующий не только внешнюю природу, но и органическую природу самого человека». Фестиваль является наглядным свидетельством торжества человеческих возможностей, обеспечивших, наперекор обстоятельствам, полноценное развитие детей с нарушением здоровья. Финалисты стали ярким примером для тех, кто смотрел на них из зала — примером того, как надо не сдаваться перед трудностями и работать над собой. Ведь участие детей в фестивале стало результатом труда — труда медиков, педагогов, родителей и их собственного.