Пока родители детей и подростков приходят в себя от свалившегося на них «счастья» в виде всевозможных цифровых новинок — на них давно ведут атаку с другой стороны

Так что там с «цифровизацией» наших детей?

Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна
Дети со смартфоном
Дети со смартфоном
Дети со смартфоном

Дивный новый цифровой мир ускоренно создается российскими цифровизаторами. Создается, заметим, по западным методичкам, которые никак не поменялись после начала конфликта с этим самым Западом, хотя утверждается, будто конфликт сей не на жизнь, а на смерть (с чем мы как раз полностью согласны). И что примечательно — но не странно! — основной точкой приложения цифровизаторских усилий оказались российские дети и подростки. Это логично — стратеги всегда делают ставку на новое поколение. Именно его надо успеть обработать и приучить к «новизне», пока оно не выросло. Так что детей загоняют туда не только кнутом, но и «пряником». Этот гнилой «пряник» можно коротко охарактеризовать как «получение полезных навыков в социальных сетях, которые обязательно нужны детям». Без них они якобы не социализируются.

Мир, в котором должны «социализироваться» дети, прекрасно описан его творцами, ни добавить, ни убавить: в нем они (дети, наши дети!) должны стать товаром, который будет отбирать работорговец, отбраковывая ненужное. А работорговец этот — глобальные корпорации (ну, хорошо, сегодня ситуация чуть-чуть поменялась, не совсем глобальные, раз пока мы с Западом не замирились). Однако людей не сегодня назвали «новой нефтью», и это понятие с тех пор расширилось и продолжает расширяться, наполняясь страшным содержанием. Приглядимся, каким?

Спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков охарактеризовал создающуюся систему цифрового образования как «глобальный кадровый пылесос». А чтобы товар удобнее было «отсортировать», о нем нужно получить максимум информации. В частности, Песков говорит, что помимо системы ИИ, которая оценивает ребенка, его еще будут отслеживать социальные сети. Но для этого ребенок должен в этих соцсетях а) быть и б) быть максимально представлен. Причем желательно с детского сада.

Посмотрим, как мечты цифровизаторов воплощаются в реальность. Пока родители детей и подростков приходят в себя от свалившегося на них «счастья» в виде всевозможных цифровых новинок — РЭШ, «Сферумов», «Траекторий», ИИ-проверяльщиков домашних заданий и прочих разрушительных для образования инициатив (несть им числа!) — на них давно ведут атаку с другой стороны.

Со стороны будущего их детей, будущего, которого якобы не будет, если детей не включить в «киберсоциализацию». Логика тех, кто хочет взрастить виртуального человека и контролировать его, понятна: зачем заставлять, если можно завлечь, создав иллюзию безальтернативности некоего образа жизни? Мол, нечто уже сложилось — значит, надо действовать в предлагаемых эпохой обстоятельствах!

Казалось бы, о вреде чрезмерного пребывания ребенка в социальных сетях и у нас, и на Западе не говорил только ленивый. И самый занятой и равнодушный родитель знает о том, что от виртуального мира проблем больше, чем пользы. Более того, даже целый министр просвещения России Сергей Кравцов 2 июня 2023 года в эфире «Первого канала» заявил, что детям до 15 лет не стоит пользоваться интернетом и социальными сетями.

«До 15 лет — период, который нужно пройти без виртуального мира. Это говорят психологи, это говорят ученые, это не только мое личное мнение»,  — сказал он. По словам Кравцова, после того как ребенка «захватывают» социальные сети, ему очень сложно вернуться в реальный мир. В этом смысле важно проводить работу и с родителями, считает глава Минпросвещения.

Да, это действительно так: чем позже ребенок получает смартфон с интернетом, тем лучше для ребенка. А реальная картинка такова: опрос «VK Добро» и «Дети Mail.ru» показал, что у половины российских детей есть аккаунты в соцсетях. Правда, этой половины цифровизаторам мало: аккаунты должны быть у всех!

В Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ приводят другие данные: у 97% подростков в возрасте 14–17 лет есть аккаунт по меньшей мере в одной социальной сети. Еще там выяснили, что собственный смартфон есть у каждого третьего ребенка от трех до шести лет (я не зря выше сказала про детский сад!), а в возрастной категории 12–14 лет доля детей с такими гаджетами составляет уже 90%.

Так что же рассуждающий о вреде социальных сетей (не факт, что искренне) министр делает на практике? А на практике цифровизаторы уже ведут политику безусловного включения детей чуть ли не с первого класса в активную жизнь социальных сетей.

Сегодня в школе уже с начальных классов требуется профиль в социальной сети, чтобы проходить обучение, олимпиады, конкурсы на разных платформах. Но наши цифровизаторы идут дальше: детей стараются вовлечь не только в потребление, но и в создание контента. Вот она, та самая безальтернативность: говорится, что дети в интернете как рыбы в воде и с ранних лет уже пользуются социальными сетями, так надо их научить там действовать «правильно» и быть «эффективными» — чтобы товар был максимально полно представлен на сортировке.

Детей втягивают и адаптируют к этой среде всеми возможными способами. А поскольку, как заявил наш гуру цифровизации Герман Греф, школа знаний должна превратиться в школу навыков, то правительство РФ, Минпросвещения и Росмолодежь эти якобы необходимые для жизни навыки активно детям впихивают.

Что происходит на практике

Во всех школах России в рамках Концепции развития дополнительного образования, утвержденной премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным 31 марта 2022 года, к 2024 году должны быть открыты школьные медиацентры.

Концепция дополняет национальный проект «Образование» — это инициатива, начатая в 2019 году и реализуемая до 2024 года. В этот нацпроект входит федеральный проект «Успех каждого ребенка» — проект развития дополнительного образования детей, запущенный для того, чтобы создать эффективную систему «выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». В этот федеральный проект входит проект «Доступное дополнительное образование для детей», который развивает подписанная Мишустиным концепция. Следить за реализацией программы поручено Минпросвещению.

Так вот, в ней речь идет о том, что каждый ребенок получает персонифицированное финансирование на дополнительное образование, то есть сертификат, который его родители могут использовать в любом учреждении на территории региона, имеющем лицензию на дополнительное образование детей и участвующее в системе персонифицированного финансирования.

Сейчас система выдачи специальных сертификатов, по которым можно посещать кружки и секции бесплатно, действует в 72 регионах, к 2024 году в нее будут включены все регионы, в том числе и новые. По итогам 2021 года сертификаты получили более 8,5 млн детей.

Сама концепция, как и нацпроект «Образование» (который курирует Татьяна Голикова), охватывает всё: и обновление содержания программ допобразования, и внедрение региональных навигаторов допобразования детей (речь идет опять об информационных ресурсах, на которых нужно регистрироваться, чтобы подобрать программы допобразования), говорится о необходимости наращивать функциональную грамотность детей, воспитывать их в духе патриотизма, и о ранней профориентации, и об индивидуальных траекториях, и так далее и тому подобное. Концепция и ее подводные камни — это большая отдельная тема, о которой еще нужно будет поговорить.

Изображение: Мария Лапухина © ИА Красная Весна
Домашнее задание
Домашнее задание
заданиеДомашнее

Остановимся на школьных медиацентрах. Можно возразить, что медиацентр — это же дополнительное образование, на него можно ходить, а можно и не ходить. Тут важно оговорить один момент: бесплатные возможности этих сертификатов не слишком велики, он допускает оплату «не менее одной дополнительной общеобразовательной программы» и не распространяется на музыкальные школы и детские школы искусств, то есть на самые востребованные у родителей и детей направления.

По данным ЕАИС «Допобразование» на ноябрь 2022 года, в навигаторах есть данные о 758 программах под обобщенным названием «Медиацентр» или «Школьный медиацентр» на базе школ. Это всего 0,2% от общего количества программ социально-гуманитарной направленности. С одной стороны, это не так много. А с другой, можно задать два риторических вопроса. Первый — а что предпочтет сам ребенок, выбирая между кукольным театром и медиацентром с соцсетями? И второй — а что выберут родители, если речь идет якобы о получении будущих «компетенций»? Да еще и с модным оттенком — медиа, соцсети, SMM.

Чуть забежав вперед, отмечу: дети и подростки сегодня становятся значимым ресурсом даже в самом приземленном смысле, потому что бюджетные средства, которые на молодежную политику, например, в 2024 году выделят в десятикратном размере, сами себя не реализуют. А медиацентры в 2024 году будут в каждой школе… Но это лишь заметки на полях, реальность гораздо страшнее.

Что такое «новые медиа»

Итак, разберемся, о чем идет речь, потому что сразу можно задать вопрос: а, собственно, что плохого в медиацентре? Начнем с того, что подразумевается под словом «медиа», потому что теперича — не то, что давеча.

Школьные фото- и журналистские кружки существовали с советских времен. В них ребята изучали фото- и радиодело, журналистские жанры, писали эссе и репортажи, печатали свои листовки, газеты или рисовали стенгазеты, посвященные школьной и не только жизни. Ни шатко ни валко, в разных школах России такая практика продолжалась всё постсоветское время с учетом развития техники и появления новых технических возможностей, и ничего плохого в ней, конечно, нет.

И эти медиацентры пытались развивать. Так, например, 13 июля 2017 года глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что ведомство начнет с сентября работу по организации детского телевидения в каждой российской школе. По ее словам, это школьное телевидение, которое придет в каждую школу.

«Первая часть этого телевидения — единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы, которые нас интересуют, прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты, а вторая часть — школьная жизнь, жизнь каждой школы, которую наши дети будут знать. Я считаю, это очень большое начало для детей разного возраста, потому что именно в детстве закладывается то чувство дружбы, плеча, уважения другу к другу, о котором мы говорим», — отметила Васильева. Однако, как и в целом с медиаобразованием, это школьное дело почти не шло.

Но времена меняются, взрасли так называемые «новые медиа» — Интернет и социальные сети. В основном под «новыми медиа» сегодня подразумеваются именно социальные сети, в которые может зайти любой. А в них, в свою очередь, действуют совсем иные правила, нежели в традиционных СМИ.

Именно правила соцсетей задают тренд на создание контента, а контент — это совсем не то, что журналистский продукт, созданный для теле-, радио- или газеты. Да даже новости для школьного сайта уже сильно отличаются по базовым требованиям от контента для социальных сетей школ и самих школьников. Потому что главный критерий эффективности какой? Правильно: лайки и репосты!

Сегодня бал правит контент, а не журналистский или любой художественный жанр. Растет ужасающими темпами потребление информации без ее осмысления — в качестве примера тут, конечно, можно привести бесконечные алгоритмические ленты социальных сетей (Дзен, ВК, ОК). И контент этих социальных сетей упрощается: новости школьных медиацентров, написанные по канонам классической журналистики, там никак не «зайдут», это не «годный контент», скучно-с. И об этом, кстати, уже говорят на всевозможных региональных медиафорумах: следуйте трендам, а не классике.

Как мы дошли до жизни такой — это предмет отдельного разговора, давайте опишем то, что мы имеем сегодня.

В самом простом понимании контент — это наполнение веб-страниц, приложений, соцсетей, каналов в мессенджерах и разных программ. Под понятие «контент» подпадает всё, что несет в себе информацию в разных форматах. Это может быть текст, видео, аудио, инфографика, фотографии (или какие-то другие изображения, например, GIF или коллажи).

Всё, что вы видите в интернете — это контент. И не обязательно в этом контенте есть содержание (идея, мысль). Даже наоборот: их там скорее всего не будет, главенствуют развлечение и увлечение, иначе потребитель информации быстро «проскроллит» и не увидит ваш продукт. И максимальное упрощение, конечно, потому что содержание давно уже не главное, важна упаковка — яркость картинки, эффект присутствия, кликбейт, развлечение, знакомые лица на первом плане, возможность увидеть там себя и так далее.

Что делает современный контент-мейкер: разбирает и переупаковывает исходный текст или событие. Тут на первый план, как я уже говорила, выходит форма подачи материала. Так это и есть постмодернистская деконструкция, когда деконструируемый текст (или событие) разбирается на простые кусочки. Форма убила содержание — наши дети годами смотрели на «липсинк» (ролики, герои которых шевелят губами под известные песни) в TikTok вместо чтения любых сложных и не очень текстов, на кривляющихся и хайпящих блогеров всех мастей. Которых, к слову, как лидеров молодежной среды не стеснялись звать, например, на Петербургский экономический форум…

Извините, отвлеклась. Любой медиапродукт в социальных сетях сегодня стал фастфудом — быстрой информацией, которая тем легче воспринимается, чем она проще. Отсюда популярность таких коротких текстов и видео в соцсетях типа TikTok, где больше всего «заходят» ролики и публикации с одной единственной идеей, а на первый план выходит «визуал». И чем такого «контента» больше, тем быстрее деградируют наши дети.

Конечно, в качестве примера тут сразу напрашиваются короткие видео (под которые сегодня затачиваются алгоритмы всех социальных сетей России), так называемые Stories, короткие посты с фото и сами фотографии, которые интересны лишь тем, кто на них запечатлен. Возможности производства такого контента сегодня не ограничены ничем, поскольку в него не надо ничего вкладывать: достаточно покривляться на камеру или сделать несколько крупных планов чего угодно. Можно еще сгенерировать картинку нейросетью или с помощью простенькой программки сделать «мемасик».

Этот «контент» в виде коротких постов, коротких роликов, фоточек, «мемасиков» и иногда интерактивностей в виде опросов производит — кто? Правильно, блогеры. Именно из такого «контента» состоит наполнение подавляющего большинства групп школьных и студенческих медиацентров в соцсетях: из коротких видеороликов с мероприятий невозможно получить представление, а о чем там, собственно, говорили? Из бесконечных фотоотчетов и коротких постов или «мемасиков» понять нельзя вообще ничего.

Производству этого «контента» в том числе учат наших детей в медиацентрах и на региональных медиафорумах. Потому что от него никуда не деться: учить другому не позволяет заданный цифровизаторами тренд. Во-первых, нужно обучить ребенка навыкам, которые продаются в потребительском обществе — об этом мы поговорим ниже.

Во-вторых, им нужно, как я уже оговорила, проявить ребенка максимально в социальных сетях с целью отбора и контроля. Прямо в школе, с первого класса, с которого предполагается вводить внеурочную деятельность, как говорится в методических рекомендациях. Предпрофильный учебный план школьных медиацентров подразумевается вводить в 7–9 классах, а профильный — в 10–11 классах.

Короче, талантливые пойдут налево по предпрофильному и профильному плану, может быть, и журналистике даже обучатся, а может быть и медиаменеджерами или SMM-щиками станут, а остальным достанутся клипчики, фоточки с мероприятий и «сердечки», к которым их приучат с детства. Эта медиареальность будет формировать ребенка, а вовсе не нарисованная от руки стенгазета, вот в чем катастрофа!

Тут еще нельзя не отметить то, что про каждый шаг ребенка всё будет известно: потому что социальные сети — это кладезь информации о человеке, которую он дает сам. И за нее, кстати, боролись и борются цифровые гиганты навроде Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Google (потому что информация о поведении человека в Интернете отлично продается), которые не вылезают из соответствующих скандалов с продажей этих самых данных. Значит, человека нужно научить давать этой информации как можно больше под видом «медиа-навыков» и «компетенций», и сформировать соответствующую привычку — с первого же класса…

А что это за навыки такие, из-за которых весь сыр-бор?

Как заметил Эрих Фромм, «у многих людей любое происшествие, в котором они принимали участие, любой концерт, спектакль или политический митинг, на котором они присутствовали, — всё это становится для них реальным лишь после того, как они прочтут об этом в газете». В сегодняшней реальности это касается социальных сетей: личность начинает выглядеть реальной для самой себя, только если приблизится к утвержденному медиареальностью идеалу. Но сегодня это уже не реальность телеэкрана, рекламного билборда или газетной строки, а крайне примитивная реальность социальных сетей. «Медиагеничность» (как некогда телегеничность) сама по себе превращается в мерило успешности и конкурентоспособности.

Вот это всеми силами пытаются протолкнуть как социально-значимый для ребенка навык: если ты не сможешь представить себя нужным образом в социальных сетях, ты не существуешь ни для общества, ни для работодателя. Общество потребления — это в первую очередь общество рекламы и пиара, то есть формирования ложных образов и искажения объективной реальности в угоду той или иной установке.

Всё есть реклама, и всё, что не некролог — то пиар. Исходя из этих вводных ребенка и воспитывают. «Главное — правильно себя позиционировать». Этот известный афоризм Сергея Минаева из книги «The Телки». Повесть о ненастоящей любви» стал гимном не одного поколения. Только если в «сытые нулевые» бал правили присосавшиеся к нефтяным деньгам пиарщики и политтехнологи и позиционировать себя требовалось одним образом, то сегодня требования слегка поменялись.

И тут даже не важно, как именно: «пиджак» политтехнолога или нефтяного воротилы мало чем отличается от «пиджака» госслужащего или «успешного медийщика». Суть в необходимости встраиваться в заданные не тобой тренды — и демонстрировать это хозяевам в социальных сетях. Сегодня, вот, в моде, например, патриотизм…

Можно сказать и поконкретнее. В различных методических рекомендациях и материалах медиацентров говорится в первую очередь о развитии коммуникативных компетенций. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, работать с информацией, правильно ее подавать. Также речь идет о необходимости развивать «критическое мышление»: отличать фейки, проводить фактчекинг и так далее. Ну то есть учиться не дать себя обмануть.

Но, во-первых, эти навыки спокойно развивались прежде всего в общеобразовательной школе с нормальным советским образованием и воспитанием. Потому что в ней учили думать, мыслить, сопоставлять, а не скроллить, и воспитание шло в рамках идеологии. То есть задавались вектор и нравственные ценности, которые и помогали ориентироваться в медийном поле, нацеленном на то, чтобы тебя обмануть или продать тебе что-то! Про коммуникативные навыки, думаю, даже говорить не стоит.

Во-вторых, эти навыки прекрасно развиваются и в рамках классической новостной журналистики, где будущие профессионалы приобретают умение говорить, писать, общаться, оценивать информацию (поиск первоисточника)… Да только вот журналистика и медиацентры не могут быть полноценно совмещены, поскольку деятельность таких центров всё равно ориентирована на «новые медиа». Иные форматы там просто проигрывают конкуренцию…

(Продолжение следует.)