Церковный раскол на Украине: на сцене появилось новое действующее лицо
Процессы на Украине, породившие церковный раскол, вмешательство внешних сил, и всю цепь событий, одним из которых стал «объединительный» собор, продолжали развиваться и перед новогодними каникулами, и после них.
Ответственность за пополнение рядов недавно созданной религиозной организации, получившей название ПЦУ, официальный Киев теперь возложил на руководителей районов, 27 декабря сообщил ресурс «Страна.ua».
Главы районных администраций обязаны на вверенной им территории добиться от православных приходов согласия разорвать отношения с церковью, подчиняющейся Московскому патриархату. Им, по воле чиновников, надлежит войти в состав неканонической церковной структуры, учрежденной при энергичном участии президента Порошенко.
Практически все приходы канонической Украинской православной церкви Московского патриархата теперь испытают на себе силу прессинга местной администрации. Районному руководству, которое толкают на противостояние с церковными общинами, также не оставили выбора. Официальный Киев требует от местных руководителей добиться пополнения рядов «карманной церкви». Каждый районный глава к концу 2019 года должен будет отчитаться о трех победах на религиозном поприще. Таково минимальное количество приходов, которые надлежит вырвать из-под «власти Москвы».
Как сообщил в своем интервью агентству Страна.ua пресс-секретарь Винницкой епархии Владимир Пучков, действия властей Украины вызваны вполне реальными опасениями. Существует угроза, что учрежденная 15 декабря структура, под названием Православная Церковь Украины, «даже в случае признания некоторыми поместными церквями, рискует стать церковью без паствы».
Ярким примером данному утверждению может служить ситуация, сложившаяся в Виннице. Как сообщил 17 декабря ресурс «Союз Православных Журналистов», собор в этом городе был взят под контроль сотрудниками СБУ и «людьми спортивного телосложения». Возглавлявший Винницкую епархию митрополит Симеон Шостацкий, принадлежавший к канонической церкви, примкнул к новой религиозной организации и поддержал собор, на котором объединились украинские раскольники. Такой поступок митрополита Симеона исчерпывающе объясняется его давним, очень близким знакомством с президентом Порошенко.
Однако Симеон Шостацкий был не только изгнан из канонических структур УПЦ МП, о чем 17 декабря сообщил ТАСС, но и оказался в почти полностью опустевшем соборе. По информации ресурса «Украина.ру» от 17 декабря, ссылающегося на неназванный источник, «ушел из собора весь большой детский хор. Покинула собор половина священников, почти весь иподиаконский состав, вся прислуга, повара и охрана».
Но отвергнутый каноническим православием Симеон Шостацкий оптимистично смотрит в будущее. И то, что пока храм во время богослужений заполнен массовкой из «бюджетников», его не смущает. Как сообщило 18 декабря издание «Коммерсантъ», участники собора 15 декабря, митрополиты Симеон и Александр (Драбинко), преданные анафеме и лишенные постов, были «трудоустроены» патриархом Варфоломеем в его структурах, базирующихся в стамбульском квартале Фанар. Отсутствие паствы опальный Винницкий архиерей склонен рассматривать как временное затруднение, так как уповает на «административный ресурс». Издание «Українські Новини» 17 декабря сообщило, что Симеон Шостацкий ожидает того момента, когда вступит в силу постановление Кабинета министров. Этот документ предписывает обязательную перерегистрацию православных приходов, и митрополит рассчитывает, что под давлением обстоятельств общины «сами побегут к нам».
Вражда между учредителями автокефалии и угроза потери авторитета
Однако проблемы религиозного новообразования не исчерпываются тем, что паства, окормляемая канонической Украинской Православной Церковью Московского патриархата (УПЦ МП), не желает переходить в организацию, созданную по инициативе Петра Порошенко. Дело в том, что две религиозные структуры, созданные раскольниками, Киевский патриархат под руководством Филарета и УАПЦ по руководством Макария, являются давними соперниками. Степень враждебности можно оценить по материалам, опубликованным различными СМИ, в связи с чем возникают серьезные сомнения в жизнеспособности автокефального проекта.
Например, 12 декабря ИА Взгляд сообщил о массовой драке, в которой участвовали, помимо простых прихожан, священник и архиерей. В роли предводителей враждующих партий выступили архиепископ УАПЦ Тихон Петранюк и настоятель храма в селе Винятинцы Тернопольской области священник Иоанн Бойко — ренегат, перешедший из УАПЦ в Киевский патриархат. Архиерей решил воспрепятствовать священнику провести службу в его храме, с чем тот не согласился. Обе стороны склонились к силовому разрешению конфликта.
В ходе столкновения архиерей лишился особого посоха, являющегося специфическим атрибутом духовного сана. Посох изъяли и сломали сторонники Иоанна Бойко. Однако изменник-священнослужитель серьезно пострадал, врачи констатировали переломы ребер и сотрясение мозга.
Новостной ресурс «Союз Православных Журналистов» 15 декабря представил читателям материал, в котором фигурировали обвинения, выдвинутые главой УАПЦ Макарием в адрес руководства Киевского патриархата. Макарий заявляет, что его и руководимую им организацию оболгали, обвинив в связях с Россией: «Больше десяти раз было заявлено, что епископатом УАПЦ управляет Москва»! В том же материале сообщалось о старой вражде главы УАПЦ и Филарета, трения между ними начались еще до того, как оба служителя культа стали раскольниками.
Однако амбициозные представители украинского религиозного сообщества теперь столкнутся с не менее амбициозными представителями «заморской», в прямом и переносном смысле, религиозной организации. Расположившийся в Стамбуле Константинопольский патриархат неоднократно давал понять, что властные полномочия будут делегированы только его представителям. По информации ИА REGNUM, опубликованной 30 декабря, созданная раскольниками и президентом Порошенко «Православная церковь Украины» (ПЦУ) уже жестко конфликтует с Константинопольским патриархатом за право контролировать приходы, ранее принадлежавшие Киевскому патриархату, расположенные в США и Западной Европе. Причина вполне прозаична: прихожане, концентрирующиеся вокруг данных общин, очень состоятельные люди. Следовательно, контроль над такими приходами сулит немалые выгоды.
Текст врученного представителям Украины особого указа — томоса — иллюзий не оставляет: все будет решаться в резиденции патриарха Варфоломея на Фанаре. Не стоит забывать, что на стороне Фанара в этом соперничестве окажется светская власть Украины, которая не слишком стремится соблюдать хотя бы минимальные нормы приличия.
Поясним. Как сообщил в своем видеоблоге журналист Анатолий Шарий, на фотографии, запечатлевшей церемонию вручения томоса, большое количество представителей общественности узнали криминального авторитета из Днепропетровска, известного как Нарик. Руководители высокого ранга такие связи стараются не афишировать, но у президента Порошенко свой стиль управления государством.
Принимая во внимание все вышеизложенное, трудно не согласиться с тем, что недавно учрежденная автокефалия «рискует стать церковью без паствы».
Киевское руководство спешно пытается изменить сложившуюся ситуацию, не особо стесняясь в средствах.
Силовой вариант решения проблем
Впрочем, официальный Киев, решивший во что бы то ни стало добиться своих целей, перспектива возникновения религиозного конфликта не слишком тревожит. На Украине есть силы, готовые участвовать в силовом варианте разрешения религиозных противоречий. И призыв к насилию уже прозвучал, его автором стал печально известный ультранационалист Дмитрий Ярош, о чем сообщили 17 декабря РИА Новости. Этот радикал, в недавнем прошлом возглавлявший военизированную структуру «Правый сектор» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), опубликовал на своей страничке в социальной сети Facebook лозунг: «Долой московских попов с Украины!». Данный призыв в устах экс-главы «Правого сектора» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не удивителен, поскольку Ярош не питает «теплых чувств» к тем, кто «верно служат Путину и Кириллу». И, разумеется, для такого радикала «охота на московских попов» — самое правильное решение проблем Украины, ибо эта «справа угодна Богу и Батькiвщинi», то есть «дело (охота — прим. ИА Красная Весна), угодное Богу и Родине». Отметим, депутат Верховной Рады Дмитрий Ярош на современной Украине не может быть причислен к политическим маргиналам. Он опирается на реальную силу в лице общественно-политической организации «Державная инициатива Яроша (ДИЯ)» и военизированного формирования «Українська добровольча армія» (УДА) (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Подразделения Украинской добровольческой армии (организация, деятельность которой запрещена в РФ) успели оставить о себе печальную память на территории Донбасса.
Идеологические установки, которыми руководствуется данный украинский парламентарий, очень близки официальному Киеву, последовательно героизирующему боевиков из ОУН (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Реакция международного сообщества руководство Украины в данном случае не смущает, по крайней мере претензии представителей Израиля были оставлены без внимания, хотя их высказывал официальный представитель данного государства.
Как сообщил ресурс AVIA.PRO, израильский посол Йоэль Лион дал весьма нелестную оценку действиям администрации города Львова, пожелавшим объявить 2019 год годом Степана Бандеры. По мнению Йоэля Лиона, это свидетельствует о забвении памяти «о преступлениях, совершенных против украинских евреев». Представитель Израиля, как сообщил 15 декабря ресурс «Українські Новини», был шокирован тем, что, несмотря на полную доказанность преступлений, вызванных антисемитизмом, на Украине имеет место «почитание их исполнителей».
По информации, опубликованной 29 декабря ИА REGNUM, крайне негативная оценка действиям украинских властей дана представителями такой известной организации, как Центр Симона Визенталя. По мнению представителей данной структуры (Simon Wiesenthal Center), на Украине имеет место «скрытие или минимизация преступлений, совершенных украинскими националистами». Информация была обнародована в социальной сети Facebook главой Еврейского комитета Украины Эдуардом Долинским.
Стремление скрыть преступления, совершенные боевиками ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в годы Второй мировой войны, заставляет менять тексты учебников по истории. По распоряжению Министерства образования, упоминания о тесном сотрудничестве одного из вождей националистов Романа Шухевича с немецкими войсками, оккупировавшими Украину, будут удалены из учебных пособий для 10-х классов. Такая информация поступила от Эдуарда Долинского и была опубликована 29 декабря изданием «Комсомольская правда». Компания по редактированию учебников инициирована депутатам партии «Свобода», придерживающимися националистической идеологии. От парламентариев поступили обращения в Министерство образования и СБУ.
По информации, предоставленной 24 декабря ИА REGNUM, еще один аспект бурной украинской жизни позволяет провести печальные параллели с периодом Второй мировой войны. В социальной сети Facebook появилось заявление иерея Николая Данилевича, принадлежащего к канонической структуре УПЦ. Священник утверждает: «Изменение названия для УПЦ и попытки переименовать нас в „РПЦ на Украине" — это, по сути, те же самые желтые звезды для евреев Германии во времена Холокоста».
В уже упомянутом материале ИА REGNUM от 30 декабря содержится информация о силовом способе пополнения рядов ПЦУ «карманной церкви». Автор публикации сообщил, что православные приходы, не желающие добровольно входить в состав недавно образованной религиозной организации, подвергнутся физическому прессингу. Власти Украины намерены начать давление на общины, концентрирующиеся вокруг храмов, расположенных в районах, прилегающих к России и Белоруссии. При этом будут задействованы радикалы, входящие в «Братство» Дмитрия Корчинского (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и члены сообщества «С14» Евгения Карася (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В данный момент идея по привлечению членов экстремистских сообществ для разрешения религиозных споров еще не реализована. Не согласован вопрос финансирования, так как «Корчинский потребовал около $5 тыс. за участие одного боевика, а Карась — до $2 тыс.». Как утверждал украинский журналист Вячеслав Чечило, на которого сослалось издание «Украина.ру», в материале от 11 ноября 2018 года, «хочешь красивый протест с мордобоем — плати!». Однако в силу личных качеств первого лица Украины, «платить у Петра Алексеевича не принято», вопрос остается не решенным.
При этом Дмитрий Ярош не скрывает, что является идейным наследником ОУН (организация, деятельность которой запрещена в РФ). А он, будучи влиятельной фигурой на современной Украине, совсем не одинок в своих идеологических пристрастиях.
Новые претенденты на главные роли
Однако, говоря о депутате Верховной Рады Яроше, призывающем к «охоте на московских попов», необходимо отметить очень важный факт. Дмитрий Ярош позиционирует себя как униата, то есть приверженца греко-католической церкви. Ресурс «Союз Православных Журналистов» в публикации 17 декабря приводит собственные слова Яроша: «бути християнином I конфесiно-визначеним греко-католиком» (христианином и конфессионально-определившимся греко-католиком).
Религиозная организация, адептом которой публично объявляет себя данный украинский парламентарий, при определенном внешнем сходстве с православием, является частью католической церкви и подчиняется Ватикану. Как сообщал 14 декабря телеканал «Звезда», Святой Престол был в числе адресатов, которым патриарх Кирилл направил обращение в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. Римская курия, ООН, и главы европейских государств были уведомлены предстоятелем РПЦ о нижеследующем положении дел: «В последнее время вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской Православной Церкви». По мнению патриарха Кирилла, это «позволяет говорить о начале полномасштабных гонений». Вопрос о том, какую позицию по отношению к событиям на Украине занял Папа Римский после демарша Патриарха, пока что остается открытым. Ватикан отказался как-либо комментировать полученный документ, о чем 14 декабря сообщил ТАСС.
Однако действия главы Украинской Греко-католической церкви Верховного архиепископа Святослава Шевчука были освещены различными СМИ, 10 декабря информацию опубликовали «Известия» и Интерфакс.
Глава украинских униатов поддержал предстоявший собор, на котором 15 декабря была учреждена новая религиозная организация ПЦУ. Святослав Шевчук призвал окормляемую им паству молиться «за Божье благословение… для этого объединительного собора православных Украины». При этом Верховный архиепископ акцентировал внимание на том, что для православных «греко-католики — их единокровные братья, которые родом из той самой крещальной купели равноапостольного князя Владимира».
Действия, предпринимаемые руководством униатов, прокомментировал религиовед, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Андрей Серебрич. Интервью с ним, в котором подробно анализировались действий греко-католиков, было опубликовано 26 декабря ресурсом «Украина.ру». Андрей Серебрич обратил внимание собеседников на то, с какой настойчивостью униаты, общаясь с православными, называют «себя церковью Киевской традиции, которая берет начало от Крещения Руси».
По мнению эксперта, такую тактику данному религиозному сообществу диктует «Экуменическая концепция» Украинской Греко-католической церкви». Этот документ был принят в 2015 году и на сегодняшний день, руководствуясь его положениями, униаты серьезно укрепили свои позиции на Украине. Святослав Шевчук утверждает, что руководимые им униаты вполне готовы вместе с ПЦУ участвовать в создании некой единой религиозной организации. По выражению главы УГКЦ: «вместе начать путь к единству и правде». Именно такую формулировку употребил глава греко-католиков в своем обращении митрополиту Епифанию, о чем 19 декабря сообщил украинский ресурс OBOZREVATEL.
Эксперт Андрей Серебрич утверждает: «Порошенко несколько раз заявлял о том, что следует объединить все четыре украинские церкви, подразумевая УГКЦ»_. То есть по плану президента Порошенко униаты должны войти в созданную религиозную организацию, став ее неотъемлемой частью. Это означает, что греко-католики намерены сыграть в этом проекте главную роль.
Иерархи УГКЦ воспринимают себя как представителей римского понтифика, претендующего на право управлять всеми христианами, они не примут никакого положения кроме руководящего. Неужели кто-то из знающих историю униатов может сомневаться в том, что их не удовлетворят вторые роли? Завершая интервью, эксперт дал следующий прогноз: «объединительный процесс, вероятно, только начинается и униаты еще скажут в нем слово».
Это утверждение не удивляет, если учесть сведения, опубликованные 29 декабря ресурсом «Украинские национальные новости». Данное агентство сообщило о встрече митрополита Епифания, главы «независимой поместной украинской церкви», и верховного архиепископа Святослава Шевчука. Встреча предполагает дальнейшее развитие и углубление связей, так как, по словам Епифания, две структуры «очертили определенный путь нашего будущего сотрудничества» «в дальнейшем будем искать те точки соприкосновения, которые будут нас объединять». Опыт, полученный в результате встречи, признан успешным. Ее участники заключают: «Вместе выработаем дорожную карту дальнейшего сотрудничества».
ИА REGNUM 19 декабря привел данные, опубликованные социологической группой «Рейтинг», согласно которым проект президента Порошенко по созданию особой украинской церкви наибольшую популярность (64%), приобрел в очень специфическом сегменте украинского общества — в среде униатов. По данным той же социологической группы, из всех религиозных лидеров наибольшим доверием (34%), пользуется глава римско-католической церкви Папа Франциск.
Это объясняет оптимизм, которым наполнены слова Святослава Шевчука, процитированные 19 декабря ИА REGNUM. Глава униатов заявил: «Хотя еще сегодня мы не находимся в полном евхаристическом общении, однако призваны совместно преодолевать препятствия, стоящие на пути к единству».
Таким образом, очевидно, что тема участия униатов в украинском религиозном расколе требует отдельного рассмотрения. Об этом мы поговорим в следующем обзоре.