Гражданская и Великая Отечественная войны — это не борьба политических сил, экономических систем, наций, социальных проектов. Это война двух фундаментальных «начал» в человеке — Личного и Сверхличного.

Война была столкновением двух фундаментальных «начал» в человеке — интервью


Отказ от советской символики во время празднования дня Победы, отказ от красных знамен, драпировка Мавзолея — это вытеснение духовного мира, в котором жили, и который защищали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. Такую мысль высказал в интервью ИА Красная Весна Георгий Хмуркин — московский исследователь, автор книг «Предчувствие Ленина» (2017) и «Церковь и революционный террор» (2018), в которых обсуждается феномен личности Владимира Ильича Ленина.

ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете решение провести парад Победы 24 июня?

— День Победы над фашизмом — праздник, имеющий громадное значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Главное, что Парад состоится. Если бы режим довольно жесткой самоизоляции (наподобие того, какой практиковался в конце марта и в апреле) держался много месяцев, то, я не исключаю, Парад мог быть вообще отменен или слишком сильно отодвинут от 9 мая, и тогда бы он не произвел должного эффекта. Ведь всякое празднование Дня Победы — это не только воспоминание о подвигах прошлого, но и очередное сражение в большой информационной войне против современной России.

Наша страна сегодня, впрочем, как и на протяжении всей истории, отстаивает крайне важные для мирового сообщества нравственные ценности. Вместе с тем большая масса наших госслужащих (в том числе занимающих высокие посты) очень далека от понимания того, что именно качества советского солдата — мужество, патриотизм, умение по-настоящему любить — нужно воспитывать в молодом поколении, чтобы мы имели надежду на нормальную, а не животную жизнь. И речь сейчас идет даже не столько о недомыслии чиновников, сколько о массовом предательстве.

Нужно менять установки, которые немалому количеству представителей политической, экономической, культурной элиты были «вкручены» на Западе. Нужно менять циничное, потребительское отношение к людям. Нужно уходить от установок подчинения, унижения, от отношений «бай — раб». Необходимо откликаться на чаяния народа, а не только думать о своем имидже, карьере, финансовом благополучии. Режиссер Никита Михалков в своей передаче «БесогонТV» затрагивает эти проблемы и фактически высвечивает целенаправленность разрушительных действий определенной части элиты. Исходя из исторического опыта, нетрудно спрогнозировать, что такое поведение неизбежно вызовет катастрофы.

ИА Красная Весна: Какие уличные или информационные акции Вы считаете необходимым провести 24 июня?

— Несомненно, важным является ежегодное шествие «Бессмертного полка». Отрадно, что эту идею поддерживают в разных странах. Это по-настоящему народное, сильное движение. Также хотелось бы, чтобы по телевидению пустили больше советских фильмов о войне. Они ценны не только сюжетом, но и силой проявленных актерами чувств. Ведь многие из них либо сами побывали на фронте, либо были детьми войны. Их ясного, безоговорочного понимания, что существует Добро и Зло, что равнодушие есть разновидность Зла, очень не хватает сегодня.

ИА Красная Весна: Эксперты утверждают, что Россия нетвердо отстаивает правду о войне. По их мнению, после того, как по центральному телевидению звучат призывы увековечить память пособников фашизма (предложение Дмитрия Киселева об увековечении памяти атамана Краснова, сделанное накануне 9 мая), нечего удивляться, что в Европе сносят памятник советскому маршалу. Что и как в этом отношении необходимо менять?

— Да, с П.Н.Красновым — это был epic fail. Я склоняюсь к тому, что это была именно ошибка, недосмотр ведущего и редакторов. У меня, откровенно говоря, нет уверенности, что Д. К. Киселев хорошо знает биографию всех тех персонажей, которых он упоминал в передаче, иначе, я уверен, этот эпизод не попал бы в телеэфир. Ведь общий смысл той передачи был понятным и довольно банальным — мол, надо стремиться к примирению, надо принимать нашу историю как она есть, не делить на «красных» и «белых» и все в таком духе. Этот посыл идет через официальные каналы именно в связи с событиями Гражданской войны и, насколько я знаю, никогда не включал в себя оправдание пособников нацизма и коллаборационистов. Так что в череду вождей Гражданской войны, к которым нам предлагают относиться «примиренчески», П. Н. Краснов затесался, скорее всего, по недосмотру.

Очень сомнительно, чтобы это была сознательная диверсия, попытка реабилитировать профашистского деятеля. Разумеется, это не снимает ответственности с Д. К. Киселева, допустившего подобные высказывания. Позже он весьма невразумительно попытался объясниться, впрочем, откровенно признать свою ошибку ему не хватило мужества — не то у него положение, чтобы ошибаться. Но и «защищать» П. Н. Краснова он не стал.

Что касается позиции России, то ситуация здесь действительно непростая. Сильно мешает душевное состояние части нашей интеллектуальной элиты. Понимаете, эрудированность, оперирование огромным массивом фактов — это всегда определенное испытание на психическую устойчивость, вменяемость человека. С некоторыми людьми «многое знание» играет злую шутку: у изощренных интеллектуалов оно подчас приводит к болезненному стремлению отделиться от «серой массы» с ее «массовым невежеством», поставить себя выше этой «серой массы». Как это делается? Путем генерации и последующей популяризации, скажем так, весьма экстравагантных концепций — внешне как будто бы даже очень логичных, под которые может подводиться огромная фактическая база. Но конечные выводы из этих концепций для нормального человека — человека с живым сердцем — будут абсолютно неприемлемыми, абсолютно безобразными. Про таких говорят: «Ум за разум зашел».

Взять того же Андрея Зубова — известного политического деятеля, доктора исторических наук, в свое время преподававшего в МГИМО. Ему невозможно отказать в эрудиции, умении красиво говорить, выстраивать логические цепочки. Но к каким умозаключениям приводит его долгопетляющий ум? А вот, например, к таким: «…досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что все равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим». И это говорит не пациент психиатрической лечебницы, не обкурившийся 8-классник. Это слова одного из довольно известных ныне людей, между прочим, кумира либеральной публики!

Наличие таких зубовых на всех этажах научной, политической, медийной среды приводит к ментальному хаосу, который политкорректно именуется «наличием полярных мнений». Презрение таких зубовых к людям, к истории своей страны приводит к тому, что они, эти зубовы, становятся сознательными или бессознательными помощниками тех, кто ведет геополитическую войну против России. Пожалуй, это главная проблема, почему информационная машина у нас «пробуксовывает».

Что с этим делать? Невозможно решить такую проблему в одночасье и даже в течение нескольких лет. Здесь нужна длительная, на несколько десятилетий рассчитанная воспитательная работа. Нужны толковые фильмы о войне, в которых историческая достоверность сочеталась бы с сильным патриотическим чувством… Когда поколения будут воспитаны в такой атмосфере, тогда и появление зубовых будет восприниматься как нонсенс. Тогда и брешей в нашей информационной броне не будет.

ИА Красная Весна: Как Вы можете отнестись к тому, что на месте страны и общества, добившихся победы в войне, создана потребительская система, отрицающая идеалы и ценности, которые отстаивали наши предки?

— Я вижу так: проигран бой, но не проиграна война. В глубине русской души все равно живет коллективист, общинник, для которого «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Это из Евангелия от Иоанна. Почему у нас не любят «стукачей», почему презирают предателей? Почему А. М. Горький в свое время писал: «Нет существа более презренного, чем предатель, и даже сыпно-тифозную вошь можно оскорбить, сравнив ее с предателем»? Да потому что русский человек презирает того, кто из собственной выгоды или страха за собственную шкуру «сдает» друзей, гробит общее дело. Почему победила Октябрьская революция? Почему мы одержали победу над нацистской Германией? Почему социологические опросы последних 10–15 лет упорно говорят о «тоске» россиян по советскому прошлому? Почему такой резонанс имели, казалось бы, незамысловатые песни и стихи Игоря Растеряева? Да потому что в чувствах общинности, братства, товарищеской любви — наша суть. И этого у нас, я убежден, пока никто не отнял.

ИА Красная Весна: История с коронавирусом наглядно продемонстрировала социальное неравенство в России и мире. Крупнейшие чиновники, например, спикер Совфеда Валентина Матвиенко, говорят о будущем, в котором дистанционное образование станет естественным явлением для большинства. Эксперты Валдайского клуба прямо заявляют, что очное образование должно остаться привилегией элиты. Является ли память о Победе памятью о социальной справедливости, которую отстаивали в войне?

— У меня за плечами 11-летний опыт преподавания в МГТУ имени Н. Э. Баумана, и я ответственно заявляю: всеобщий переход на дистанционное образование — это абсолютно недопустимая вещь. Разорвутся и без того деформированные связи в среде молодых людей. Исчезнет важная — живая составляющая в общении педагогов и студентов. Я уже не говорю про то, что уровень усвоения материала резко упадет, а проверка знаний станет фикцией. Все это нанесет страшный удар как по уровню образования, так и по психике молодых людей. И плевать на «экономические выгоды» и «технологические прорывы», ради которых все это якобы замышляется!

Само разделение на тех, кто «выше», и тех, кто «ниже», кому «можно и нужно» учиться, а кому нет в том понимании, как это видит элита, — абсолютно иллюзорно, это ментальный мираж. А такие вещи обычно очень болезненно изживаются — вспомните хотя бы ужасы нашей Гражданской войны, ведь волосы встают дыбом! А ведь в этом мираже, в котором пребывает значительная часть нашей элиты, прослеживаются рабовладельческие (а значит, человеконенавистнические) нотки. Во время войны с фашизмом подобных идей не могло быть в принципе, потому что люди были друг другу товарищами, людям выживать приходилось, да и сама советская ценностная система исключала подобные извращения.

Вы вспомните, как в далекой Индии, куда после 1917–1918 гг. стали проникать сведения о свершившейся в России революции, люди восприняли ее идеи. Вот выдержка из первой на языке хинди биографии Владимира Ильича, вслушайтесь: «Ленин не может переносить нищеты бедных. Когда он выходит на трибуну, чтобы говорить о несчастьях обездоленных, дрожит небо, качается земля, в воздухе разносится громкое эхо, потрясающее аудиторию. Когда Ленин говорит, сжав кулаки, он выглядит как бог. Возникает желание склониться перед ним и обнять его колени…» Это не раболепное склонение, это — благодарность людей, к которым отнеслись по-человечески. Вы понимаете — просто по-человечески! У нашей элиты сейчас большой дефицит этой человечности.

Гражданская и Великая Отечественная войны — это ведь не борьба политических сил, экономических систем, наций, социальных проектов. Это война двух фундаментальных «начал» в человеке — Личного и Сверхличного. Личное — это идущее от ума, горделивое, гребущее под себя, разделяющее, заботящееся исключительно о собственном комфорте; стремящееся к вседозволенности и удовольствиям; в то же время чрезвычайно трусливое, сторонящееся настоящей борьбы. Сверхличное — наоборот, это то, что идет от сердца; то, что любит, объединяет, стремится помочь, сострадает другим; оно горячее, оно готово отдать жизнь за будущее своей семьи, народа, человечества; оно не боится временных стеснений и смерти; не боится дать в морду, если речь идет о главном. Доминирование этого последнего «начала» в наших людях и стало причиной таких исторических побед в прошлом, и я надеюсь, не последних.

ИА Красная Весна: Ситуация с коронавирусом несопоставима с ситуацией Великой Отечественной войны ни по тяжести, ни по нагрузкам, ни по жертвам. Сравнивая с периодом войны, как проявила себя современная Россия?

— Полагаю, к коронавирусу не должно быть легкомысленного отношения. Существует множество версий о происхождении различного рода вирусов. Если аналитики, считающие COVID-19 биологическим оружием, правы, то отношение к вирусу должно быть самое серьезное. Обыватель не очень представляет себе, какие планы вынашиваются нашими «западными партнерами». В. В. Путин в одном из своих недавних выступлений говорил, что «биологический материал собирается по всей стране, причем по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации».

В то же время, абсолютно недопустимо использовать ситуацию с коронавирусом для передела экономической сферы во вред рядовым гражданам, для внедрения дистанционного образования, введения Единого федерального регистра населения без согласия самого населения.

Что касается войны, то это, вне всякого сомнения, вещь страшная. Однако если в годы Великой Отечественной все было понятно — где враг, где линия фронта, то сейчас война приобрела иные формы, стала менее заметной, но это не значит, что менее жестокой и уродливой. Сейчас линии фронта пролегают по сердцам людей. Нельзя засыпать, нельзя утрачивать бдительность, нельзя, чтобы наше сердце заросло коркой равнодушия. Наше будущее — наша молодежь растлевается, ей отовсюду внушают: «будь успешен, иди по головам, больше зарабатывай, живи на всю катушку!» Высмеивается и опошляется все то, что для наших дедов было священным. В СМИ, фильмах, всевозможных слоганах — холод, цинизм, жестокость. Это настоящая война против будущего. И это только малая часть войны против наших детей.

ИА Красная Весна: Как бы Вы ответили тем, кто выступает против проведения парада 24 июня по тем или иным причинам?

— Нужно смотреть на мотивы людей, и неважно, выступают они «за» или «против». Если мотив нечист, то и следствие такого действия в дальней перспективе не принесет пользы. Если же человек продвигает идею с чистым мотивом, то и действие его принесет благо. Парад нужно проводить безусловно, вопрос в дате. Если кто-то выступает категорически против той или иной даты, пусть пояснит причину и предложит другую дату. Критиковать каждый горазд, а вот брать ответственность, мало кто хочет.

ИА Красная Весна: Какие составляющие Вы предложили бы включить в парад Победы?

— Мне, кажется, сейчас можно было бы подумать о более откровенном «включении» в Парад советской символики. Много лет подряд официальные торжества проходят при ограниченном использовании красных знамен, при задрапированном Мавзолее, умолчании о фигуре И. В. Сталина. Элита по большей части не принимает все эти вещи.

Но в какой-то момент нам все равно придется вспомнить, что наши деды и прадеды целовали именно красное знамя, давая клятву защищать Родину; шли в бой с мыслью о том мире, который строился по заветам В. И. Ленина; наконец, многие из них именно в И. В. Сталине видели двигателя национальной идеи. Нравится это кому-то или нет, но это была их реальность, их вселенная, их образ будущего. Вытеснение этого духовного мира прежних поколений из современных официальных торжеств есть в каком-то смысле неуважение к погибшим героям, навязывание им своего «компетентного» мнения об их идеалах. Ну ничего, жизнь постепенно все расставит на свои места.

ИА Красная Весна: Заставила ли Вас пандемия коронавируса изменить отношение к стране-победительнице СССР и ее распаду? Если это отношение изменилось, что Вы считаете нужным сделать стране и обществу?

— Лично у меня не изменило. Но у некоторых моих знакомых произошло своего рода озарение. Они вдруг остановились и вгляделись в то, что происходит вокруг. Уже упоминавшиеся выпуски передачи «БесогонTV» некоторым, я знаю, открыли глаза. В частности, на то, что противопоставление «простой народ vs финансовая элита» — это не пустой звук, не набивший оскомину советский штамп, не конспирологическая выдумка. А отсюда — выводы о достоинствах плановой экономики, о человеконенавистнической жажде наживы современных банкиров и промышленников, о причинах разрушения СССР. Причем эта мысль как-то внезапно поразила людей, весьма далеких и от политики, и от экономики.