Русофобия набирает обороты? Что показали выборы в Казахстане
19 марта в Казахстане прошли выборы в республиканский и местные парламенты страны. В выборах участвовало семь политических партий. От предыдущих эти выборы отличает новая — смешанная — избирательная система. 30% депутатов избирались не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Кроме того, в избирательных бюллетенях появилась графа «против всех». В итоге результаты выборов распределились следующим образом.
Партия «Amanat» — 53,9%; Народно-демократическая партия «Ауыл» 10,9%; Партия «Respublica» — 8,59%; Демократическая партия «Ақ жол» — 8,41%; Народная партия Казахстана — 6,8%; Общенациональная социал-демократическая партия — 5,2%; Против всех 3,9%; Партия зеленых «Байтақ» — 2,3%.
Эксперты обратили внимание на рекордно низкий уровень явки избирателей. В этом году проголосовало лишь 54,21% избирателей. Для сравнения, в 2021 году явка составила 63,3%. Ниже явка избирателей была только в 2004 году: тогда на выборы явилось 45,2% избирателей.
Причины столь низкой явки эксперты видят в том, что партия власти — «Аманат» — по факту является перелицованной партией «Нур Отан», то есть партией предыдущего многолетнего лидера страны Нурсултана Назарбаева, теперь лишенного своих привилегий и конституционных прав Лидера Нации.
Нынешний президент Касым-Жомарт Токаев не создал собственной партии и воспользовался существующей политической системой. Ни «Аманат», ни какая другая из участвующих в выборах партий (в том числе новые партии — «Республика», созданная представителями бизнеса в 2023 году, и «Байтак» — зеленая партия) не смогли внятно разъяснить избирателям, почему голосовать надо именно за них.
В итоге по состоянию на 22:00 19 марта в Алма-Ате, традиционно менее активной на выборах, явка составила чуть больше 25%. Наиболее активно голосовали жители Кызылординской области — 67,21% избирателей, Северо-Казахстанской — 65,25% и Джамбульской — 65,21%.
Также стоит отметить, что нет особых изменений и в мнении Международных наблюдателей, присутствовавших на выборах. Комиссия ОБСЕ так же, как и в предыдущие годы, заявила о многочисленных нарушениях и фактах вброса бюллетеней.
«В Алма-Ате официально только один из четырех зарегистрированных голосующих опускал бюллетени, по нашим данным, и мы считаем, что фактические цифры тех голосующих, которые пришли на участки, значительно ниже. И, я думаю, в целом процесс подсчета не соответствует Копенгагенскому документу ОБСЕ 1990 года. И наши наблюдатели постоянно замечали несоответствие между теми числами избирателей, которые опускали свои бюллетени, и теми, которые официально были предварительно заявлены», — заявил глава делегации парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) Рэйнхольд Лопатка на пресс-конференции в Астане в понедельник.
А вот наблюдатели от СНГ отметили, что хоть и были нарушения, но они не могли повлиять на ход голосования. Генпрокуратура заявила, что было зафиксировано сорок мелких правонарушений, и что все нарушители ответят перед законом.
Эксперты, анализируя результаты выборов, отмечают, что видна усталость населения от нынешних политических партий. С этим связана и низкая явка избирателей. И с этим же связан успех партии «Республика», зарегистрированной в 2023 году. Она смогла вырваться вперед, так как отдавала некой новизной. Но другую новую партию — партию экологов «Байтак» — не спасла даже новизна. По мнению политолога Данияра Ашимбаева, экологи не смогли объяснить избирателям, что нового и нужного они им предлагают.
Его слова подтверждаются данными Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE. По этим данным 62,5% опрошенных жителей страны считают, что ни одна из партий, участвующих в выборах, не представляет их интересы. А 55,9% вовсе убеждены, что результаты выборов в Казахстане предопределены, и от избирателей мало что зависит.
Комментируя состав нового парламента, лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов заявил, что его состав стал более националистическим и русофобским. Он отметил, что «националистическая и антироссийская демократическая партия Казахстана „Ак жол“» получила четвертое место в парламенте. Курманов добавил, что «ни одна из семи партий, участвовавших в выборах, (…) не озвучивала интернационалистическую повестку и не ратовала за дальнейшую интеграцию в рамках ЕАЭС».
По его словам, у всех партий была одна национал-либеральная или националистическая риторика, выражавшаяся в укреплении мононационального государства и необходимости сохранения существующей, то есть колониальной, вывозной сырьевой модели экономики.
Курманов также обратил внимание, что парламент на 93% состоит из представителей казахской национальности, и лишь на 7% из представителей других национальностей, в то время как население республики представлено казахами только на 70%.
В целом можно отметить, что данные выборы с одной стороны продемонстрировали укрепление власти Токаева, с другой же показали, что ему не удалось привнести новизны в политический климат страны. В то же самое время уже не в первый раз эксперты отмечают, что Токаев все больше опирается на крайне русофобских политиков. В медийном поле Казахстана все чаще звучат слова в украинизаторско-русофобском стиле.
Читайте также: В Казахстане назвали предварительную явку после закрытия участков