Как белорусский заговор повлиял на отношения между Россией и Западом
17 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил в СМИ о раскрытии заговора, целью которого было осуществление государственного переворота в Белоруссии, а также ликвидация главы государства и членов его семьи. При этом он отметил, что в этом деле замешаны американские спецслужбы и высшее руководство страны. «Поставить задачу устранить президента не может дать никто, кроме высшего политического руководства», — сказал Лукашенко в своем заявлении.
Роль этого события в мире оценивается неоднозначно. Каково значение этого события для России, Белоруссии и в мире? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Очередной виток напряженности между Россией и Западом возник после известного утвердительного ответа президента США Дзозефа Байдена на вопрос, является ли президент России Владимир Путин убийцей. Это произошло 17 марта, ровно за месяц до того, как Лукашенко заявил о раскрытии заговора и намекнул на причастность в этом спецслужб и высшего руководства США.
Заявление Байдена уже тогда обострило и без того крайне сложные отношения между Россией и США. Путин на это пожелал Байдену здоровья, предложил встретиться в прямом эфире и вспомнил детскую поговорку — «кто как обзывается, тот так и называется». В этом контексте выбор даты для заявления о раскрытии заговора не кажется случайным. Это можно трактовать как своеобразный публичный ответ и предупреждение США со стороны России и Белоруссии.
Обратим внимание на то, что между задержанием заговорщиков и заявлением Лукашенко проходит несколько дней. Логично предположить, что в США о заговоре стало известно с первыми задержаниями, тем более, что один из задержанных — гражданин США.
На границе Украины ситуация в военном отношении накалена до предела
По данным Минобороны России, НАТО сосредотачивает вблизи российских границ порядка 40 тысяч военнослужащих и 15 тысяч единиц вооружения. Активизируется разведывательная деятельность США и НАТО.
По словам министра обороны Сергея Шойгу, интенсивность воздушной разведки по сравнению с прошлым годом возросла в 2 раза, морской — в полтора. Усиливается и группировка американских военных в прибалтийских странах и Польше. 9 апреля США информировали Турцию о намерении переправить в Черное море два военных корабля, которые должны пробыть в регионе до 4 мая.
В свою очередь, Россия проводит комплексные военные учения. В том числе, на западные рубежи России переброшены две армии и три соединения ВДВ в течение трех недель, как сообщается, «в районы учебно-боевых задач».
В российском внешнеполитическом ведомстве рекомендуют США держаться подальше от берегов России в Черном море, а замглавы МИД России Сергей Рябков называет заход кораблей США в акваторию Черного моря провокацией. В рамках проводимых учений Россия перебрасывает в акваторию Черного моря 15 кораблей Каспийской флотилии, усиленных несколькими кораблями Северного флота.
14 апреля секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев сообщил, что Украина может организовать провокацию, чтобы начать военные действия против Крыма, и напомнил, что военная стратегия современной Украины определяет Россию как врага.
«Заигрывая перед новой администрацией США, Киев готов ввергнуть страну в военные авантюры, невзирая на дальнейшее ухудшение экономической ситуации в стране. <…> Поводом для начала военных действий могут стать организованные Украиной при поддержке США провокации с гибелью военнослужащих и потерей военной техники», — предупредил секретарь Совбеза.
По его словам, на Украине при помощи Запада создают центры подготовки диверсионно-разведывательных групп. Он также отметил, что вопреки заявлениям о стремлении к деэскалации, руководство США только наращивает напряженность.
В это же время начинаются масштабные военные учения ВСУ рядом с границей с Крымом. Одновременно министр обороны Украины Андрей Таран обращает внимание на опасность, связанную с возможностью российского военного присутствия в Белоруссии. По его мнению, это может изменить правила игры для всей Восточной Европы, «особенно в сочетании с российской военной группировкой в Калининградской области».
В этот же день, 14 апреля директор Разведывательного управления обороны США Скотт Беррьер заявил, что не ясно, зачем Россия концентрирует войска вокруг Украины. В свою очередь директор ЦРУ Уильям Бернс, отметил, что сосредоточение российских войск рядом с Украиной вызывает «серьезное беспокойство», а также, что «концентрация сил достигла уровня, когда их можно использовать и для ограниченных по масштабам вторжений».
Одновременно напряженность нарастает в дипломатической сфере
13 апреля курирующий американское направление замглавы МИД России Сергей Рябков, называет США «противником», вместо привычного «партнер». «США являются нашим противником, делают всё для того, чтобы подорвать позиции России на международной арене», — сказал Рябков, добавив, что Россия продолжит отстаивать интересы русскоязычного населения Донбасса.
В тот же день, по инициативе американской стороны, состоялись телефонные переговоры Байдена и Путина, где среди прочего, вероятно, обсуждался и раскрытый (но еще не освещенный в СМИ) заговор против Лукашенко. Это происходит на фоне стягивания украинских войск к Донбассу и к границе с Крымом.
15 апреля Байден издает указ об объявлении чрезвычайного положения в сфере национальной безопасности. Кроме того, США вводят очередной пакет санкций против России. Санкции, в частности, касаются российского госдолга, вводятся ограничения против 16 организаций и 16 физических лиц России, кроме того, из США высылаются 10 российских дипломатов.
Москва в ответ вводит свои санкции и высылает американских дипломатов. Вводится запрет нанимать на работу в американские диппредставительства граждан России и третьих стран. Кроме того, Москва рекомендует послу США в России Джону Салливану отправиться в Вашингтон для консультаций.
После звонка Байдена изменяется характер напряженности между Россией и Западом
Напряженность между США и Россией вырастает до невероятных значений, в воздухе уже начинает пахнуть близкой войной. Однако, 15 апреля, после задержания участников белорусского заговора и после состоявшихся переговоров Байдена и Путина, фокус противостояния Запада и России смещается.
Появляется информация о том, что США решили не провоцировать Москву и не проводить свои корабли через Босфор, американские корабли изменили курс и зашли на Крит. Одновременно Турция заявила о своем нейтралитете в отношениях между Украиной и Россией. Это происходит одновременно с наращиванием противостояния в дипломатической сфере.
На этом фоне 17 апреля Лукашенко делает заявление о заговоре и одновременно анонсирует планируемые в Белоруссии изменения в области государственной безопасности. В это же время на белорусском телевидении начинают выходить один за другим материалы, посвященные этому сюжету, в том числе документальный фильм-расследование «Убить президента».
В мировом информационном пространстве должна появиться новая тема — раскрыт заговор с целью организации переворота в европейском государстве, включающий план ликвидации белорусского лидера. Однако, западные СМИ в большинстве своем игнорируют сенсацию или ограничиваются транслированием позиции белорусской негосударственной оппозиции.
Кроме того, фокус с этой темы существенно смещается на внезапно разразившийся дипломатический скандал между Чехией и Россией. Вечером того же дня, 17 апреля, в субботу первый вице-премьер и глава чешского МИД Ян Гамачек заявил о высылке 18 дипломатов, которые в течение 48 часов должны покинуть страну.
Обратим внимание на то, что это решение было принято в субботу вечером, т. е. экстренно. В чем же причина такой срочности, если не необходимость перебить тему, заявленную Лукашенко?
Отметим, что высылка такой страной, как Чехия, 18 дипломатов — беспрецедентный шаг, последствиями которого для Чехии может стать полный разрыв дипломатических отношений с Россией. Тем не менее, он происходит, причем в таком срочном порядке, что наводит на мысль о том, что Чехия обслуживает интересы третьих стран, в частности США, а само событие служит отвлечению внимания.
Так считают и в российском МИДе. «Складывается абсолютное ощущение, а оно подкреплено, действительно, фактическим материалом, что в информационном пространстве, в первую очередь западном, нужно было нашим западным партнерам сделать так, чтобы перекрыть важность и актуальность той информации, которая была опубликована как со стороны РФ, так со стороны Республики Беларусь относительно не просто заговора, а плана по конституционному перевороту», — ответила Захарова на вопрос об этой странности в эфире телеканала «Россия-1» на следующий день.
Позже эта тема снова будет вброшена в мировое информационное пространство. Это произойдет во время выступления перед Федеральным Собранием Путина.
«Никто этого как бы не замечает. Все делают вид, что вообще ничего не происходит. Можно как угодно относиться к президенту Украины Януковичу, которого тоже чуть не убили и отстранили от власти с помощью вооруженного переворота, или к Мадуро в Венесуэле… Можно иметь любую точку зрения, по поводу политики президента Беларуси Лукашенко. Но практика организации госпереворота, планы политических убийств, в том числе высших должностных лиц — это уже слишком! Все границы перешли!», — сообщил президент России. И снова эта тема будет практически проигнорирована западными СМИ.
В этой фразе Путин уже говорит о границах, которые переходить нельзя. Напомним, что в послании Федеральному Собранию, Путин сделал ряд жестких заявлений про такие границы. «Мы не хотим сжигать мосты, но если кто-то воспринимает наши добрые намерения как безразличие или слабость, должен знать, что ответ России будет ассиметричным, быстрым и жестким. Организаторы любых провокаций пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалели. Я вынужден это сказать — у нас хватит терпения и ответственности при принятии любого решения», — заявил Путин.
При этом он добавил: «Надеюсь, что никому не придет в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами».
В итоге
Вокруг раскрытого заговора против Лукашенко происходят определенные изменения в диспозиции сил на мировой арене в противостоянии Запада и России. Эта тема становится одной из карт Путина в беседе с Байденом.
Лукашенко заявляет о раскрытом заговоре 17 апреля и как-бы говорит: Байден — убийца, очевидно отвечая на выпад Байдена в сторону Путина и демонстрируя единство с Россией.
Путин, в свою очередь, говорит о заговоре против Лукашенко со словами — «все границы уже перешли» и обозначает этим ту «красную линию», за которую Россия не позволит заступать безнаказанно, вплоть до принятия «любого решения», достаточного, чтобы инициаторы «пожалели о содеянном так, как давно уже ни о чем не жалели».
Раскрытие заговора также стало отправной точкой к ряду изменений в самой Белоруссии. Но об этом в следующей статье.
(теги пока скрыты для внешних читателей)