Ленин — это главный человек не только в истории России, но и мира. Единственное с кем его можно сравнить, возьму грех на душу, — это Иисус Христос. Никакие Наполеоны и прочие с ним не сравнятся.

Через 100 лет мир оказался там же, откуда Ленин его вытащил — Колпакиди

Сальвадор Дали. Портрет в пустыне. Ленин. 1935
Сальвадор Дали. Портрет в пустыне. Ленин. 1935

Современная цивилизация снова находится в тяжелом кризисе — экономическом, экологическом. Образование и наука деградируют, финансовые пузыри лопаются, в Африке голодают. Спасти мир можно, только вооружившись наследием Ленина и Сталина, считает историк спецслужб, сценарист Александр Колпакиди. Он дал интервью ИА Красная Весна в рамках проекта к 150-летию со дня рождения Ленина.

ИА Красная Весна: Александр Иванович, если бы вы были президентом России, то как бы вы отметили 150-летие Владимира Ильича?

— Необходимо провести юбилей для страны в целом, тем более в такой период, когда, как и в 1917-18 годах, весь мир находится в цивилизационном кризисе. Прошло 100 лет, и весь мир оказался там же, откуда Ленин его вытащил.

Ленин — это главный человек не только в истории России, но и мира. Единственный, с кем его можно сравнить, возьму грех на душу, — это Иисус Христос. Никакие Наполеоны и прочие с ним не сравнятся.

Это человек, который не только построил и сохранил наше государство, но и показал народам мира пример существования не на принципах колония — метрополия, а на принципах равенства и братства. Показал, что народ в виде Советов может взять в руки власть, а не зависеть от тупости олигархов и коррумпированных чиновников, как это было в царской России. Он показал, что наука, образование, культура, если их в свои руки берет народ, развиваются невиданными темпами.

Еще до Октябрьской революции Ленин написал статью «Грозящая катастрофа и как нам с ней бороться». Сейчас нет такого Ленина, который повторил бы такую статью. Он это не только для нашей страны сделал, но и для Запада, потому что западные олигархи были вынуждены предоставлять социальное страхование, пенсии, равенство полов и так далее, чтобы предотвратить революцию у себя. Это всё было не от доброты, а потому что был Советский Союз, который показывал народам всего остального мира «град на холме».

После 91-го года не только у нас началось наступление на завоевания трудящихся, но и на Западе. Не только у нас увеличили пенсионный возраст — в той же Франции увеличили. И дальше всё это будет продолжаться, если люди не сделают для себя выводы из истории, идеологии и жизни Ленина.

Кстати говоря, наряду с Марксом и Эммануилом Кантом, Ленин является одним из трех людей, о ком больше всего писали в истории цивилизации. Чьи взгляды оказали больше всего влияния на человечество. Но, я думаю, то, что его юбилей пришелся на вот этот чудовищный кризис, оно само за себя говорит.

ИА Красная Весна: Как вы относитесь к тому, что на 9 мая драпируют Мавзолей Ленина?

— Я считаю, это постыдно, это позорит нашу страну. Так же как позорило предательство Горбачевым стран социалистического блока, предательство Хонеккера и т. д. Ничего хорошего в этом нет, это позор.

ИА Красная Весна: Как, по-вашему, соотносятся Маркс и Ленин?

— Прошел большой период времени, и капитализм вступил в стадию империализма. Ленин развил учение Маркса применительно к России. Он понял, что русское крестьянство, в отличие от европейского, содержит в себе революционный потенциал. В этом его обвиняли догматики от марксизма, меньшевики и прочие. Ему удалось, воспользовавшись революционным потенциалом российского крестьянства, действительно победить и начать строительство нового общества.

Ленин все-таки больше создал нового в сравнении со Сталиным, в отношении Маркса и Энгельса. Сталин говорил: «Я всего лишь ученик Ленина, я не создал ничего нового». Кстати, у нас как-то принято, что Маркс, Энгельс — безгрешны… Но они тоже ошибались, были детьми своего времени… Например, Ленин назвал совершенно неверную цифру жертв кровавого воскресенья. И что? Он прочитал в английской газете, подумал — правда, написал… А какие ещё источники? Ему надо было царю написать: «Скажите, пожалуйста, сколько вы там поубивали?»

ИА Красная Весна: Как вы считаете, продолжил ли Сталин дело Ленина?

— Конечно. Просто трагедия для нашей страны заключается в том, что Ленин, к сожалению, рано умер — надорвался. С 17-го по 24-й год — кажется, он 7 лет руководил страной, на самом деле — 4,5 года. Очень сильно болел, но за короткое время сделал колоссально много. Он был сильнее Сталина, талантливее, лучше подготовлен.

Как теоретик, как политик, Ленин на голову выше Сталина, и я думаю, что многих трагедий, которые сопровождали нашу модернизацию 30-х годов, удалось бы избежать, если бы был жив Ленин.

Иногда говорят, что Сталин — националист, а Ленин — интернационалист. Ничего подобного, их взгляды совпадали. Была дискуссия о республиках: федерация или автономизация. И если Сталин был не согласен с Лениным, почему после его смерти, через двадцать лет, он не вернулся к своим взглядам и не перестроил страну? Сталин искренне понял, что ошибался, а Ленин был прав. К сожалению, у нас после 91-го года развелось людей, которые гвоздя забить не могут, а Ватерлоо на месте Наполеона выиграли бы.

ИА Красная Весна: Каким образом можно использовать наследие Ленина, чтобы достичь национального единства?

— Чтобы достичь национального единства, надо вернуться к ленинским принципам. А сегодня вообще никаких принципов нет. Меня, например, бесит все время презрительное отношение к этим несчастным таджикам, узбекам. Они превращены в людей второго сорта. В советское время такого не было.

Но людей можно понять, что они проявляют недовольство. Не решаются национальные вопросы. Именно Ленин показал пример, как надо их решать.

Наша власть себя позиционирует как консервативная. Что они под этим имеют в виду, я не совсем понимаю. На самом деле — это власть олигархии.

Чтобы всем было понятно, уровень роста разрыва в доходах между самыми бедными и самыми богатыми у нас на первом месте в мире. Это не социальное государство, и бессмысленно что-то говорить. Надо полностью перестроить все государственное устройство.

ИА Красная Весна: Как вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?

— Затрудняюсь ответить. С одной стороны, я вижу, что с 91-го года мировая олигархия делает все, чтобы Ленина опорочить, оплевать, и не только в нашей стране. В нашей стране это осложнено тем, что наша олигархия, оплевывая Ленина, противопоставляет ему его ученика Сталина. Это очень хитрый прием олигархии. Если бы Сталин знал, что пишет о нем Стариков и другие, он бы их в 24 часа расстрелял без суда и следствия, уверен на 100%.

Сейчас не только коронавирус. Экологический кризис, экономический кризис, финансовые пузыри лопаются, голод в Африке, миллион проблем. И спасти цивилизацию, выйти из этого можно только на основе учения Ленина–Сталина. Научное управление обществом, научной жизнью, государственным строительством, общественным строительством в интересах подавляющего большинства граждан. Вот спасение для цивилизации.

Вот даже последняя идея Сталина — он умер, не успел до конца довести. Сталинский план преобразования природы. Это не сам Сталин придумал — это было у классиков марксизма.

Но говорят, олигархи что-то там поняли — ничего они не поняли. Они живут по принципу «после нас хоть потоп».

Я сейчас обратил внимание и уверен, что это неслучайно. Все эти 30 лет после краха Советского Союза во всем мире без исключения подрывается левое движение.

Движение «Желтые жилеты» во Франции, где была одна из крупнейших политических партий, почему коммунисты не возглавили? Потому что они борются за права гей-меньшинств всяких. На этом они не могут собрать на выборах 2-3% голосов, а когда-то было 25%.

Итальянская компартия, крупнейшая в западном мире, практически исчезла. Осталось несколько огрызков, еле могут пройти в парламент. Во всём мире планомерно разваливается коммунистическое движение.

Кстати говоря, Ленин очень верно сказал, когда в 1918 году решался вопрос о Бресте, что «мы сейчас в этой стране победили, надо превратить эту страну в крепость», и Сталин у него это воспринял.

А в чем тогда был конфликт? Ведь Дзержинский, Бухарин, Куйбышев, Землячка, многие уважаемые большевики, говорили: «Надо развивать мировую революцию. Никакого мира, надо наступать, партизанские отряды и т. д.»

Речь шла о том, чтобы защищать крепость или крепость бросить, создать отряд и броситься на врага, где тебя разобьют, и потом ничего не останется. Ленин был прав, главное — защита СССР. Будет СССР — будет и коммунистическое движение. И как в воду глядел. Не стало СССР — и коммунистическое движение по всему миру пошло на убыль. И сейчас оно находится просто в жалком состоянии везде.

Всякие левые радикалы типа «Подемоса», «Сиризы» и т. д. везде обанкротились. Видно, что там во главе стоят люди непонятные…

Считаю, что спецслужбы, особенно американские, сделали всё, чтобы задавить левое движение в интересах своих хозяев, мировой олигархии. Поэтому левое движение продолжает находиться в кризисе. Ярких лидеров нет ни у кого: ни у правых, ни у либералов, ни у социал-демократов. Нет глобальной идеи. Считаю, что глобальная идея сейчас может быть выдвинута в виде программы.

Очень много пишут: «Платошкина программа…», «КПРФ…».

Там всё правильно написано. Но мне кажется, что, помимо программы «передать народу нефть, газ, обобществить и т. д.» — всё это понятно и дураку, — должна быть какая-то фантастическая идея.

Надо показать реальность коммунизма, вернуться к идеям, которые в 60-е, 70-е годы проповедовали наши профессора-академики. Киевская школа математиков-кибернетиков во главе с академиком Глушковым, минская во главе с Ведутой. В Москве группа во главе с чемпионом мира по шахматам и так далее.

Это были сотни тысяч кибернетиков, математиков и других. Их тогда не послушали, пошли по пути Либермана и ему подобных.

Сейчас, на мой взгляд, основная задача — вернуться к тому уровню интеллектуальному, моральному и так далее, который был до развала, к середине 80-х годов. Мы — народ, государство — страшно деградировали по отношению к середине 80-х годов. И сейчас первое, что надо будет делать — это выполнять некую программу-минимум: возвращаться хотя бы к тому уровню, который был в середине 80-х годов.

Мы откинуты по всем показателям: промышленность, индустрия, культура, наука, образование, здравоохранение. По всем. Надо вернуться, но при этом иметь в виду программу-максимум. Программу строительства нового коммунизма, основанную на новых средствах производства, цифре, развитии кибернетики.

Сейчас надо показать цифры будущего развития средств производства, само развитие экономики, науки подталкивает к этому пути. Как у большевиков — это видно в фильмах про рабочего Максима. Они предложили идею-мечту, и люди пошли. А сейчас нет такой идеи-мечты, которая бы тянула к себе, вела.

Люди говорят: «Да мы были там. Куда вы нас, в ГУЛАГ хотите опять?» Нет, надо показать им, что не в ГУЛАГ, а в общество, которое рисовали Стругацкие, которое рисовал Ефремов, которое рисовали наши фантасты, которое рисовали наши кибернетики выдающиеся, математики.

Я не отрицаю программу-минимум — сделать как в Китае. Всё это хорошо. Но этого мало, должна быть мечта-идея. И когда люди поймут, что это такое — пойдет молодежь и т. д.

Потому что какая мечта-идея у Навального? Не надо воровать. Ну это замечательно! Но этого мало. Сегодня, к сожалению, надо сказать, что продвинутая молодежь идет туда. Но этого же не было в царской России, она шла за левыми. А почему сейчас такая ситуация? Потому, что левое движение не выдвигает яркой мечты-идеи.

ИА Красная Весна: Вы сказали, что левое движение занимается защитой всяческих однополых отношений.

— Думаю, что сознательно после распада Советского Союза левому движению в высокоразвитых странах навязали эту повестку. Посмотрите на компартию США, она ведь существует. Но она даже Сандерса не поддерживала — какая-то странная организация, кружок «умелые руки».

ИА Красная Весна: Вы как считаете, сейчас предреволюционная ситуация или нет?

— Вы знаете, такие ситуации, предреволюционные, могут очень быстро создаваться. Сегодня — нет, а через месяц — да. Кто думал в феврале 17-го, что так произойдет? — Никто не думал. Неожиданно — бац, и произошло. Все зависит от какого-то черного лебедя: какой-то дефект власти, где-то не справились, что-то произошло, и карточный домик рассыпался.

ИА Красная Весна: Ваше отношение к тому, как тему Ленина преподают в наши дни в школах, вузах, что думаете?

— Я уже давно не преподаю, мне сложно сказать. Наши преподаватели в основной массе под влиянием беспросветной нищеты последних лет поняли, где правда, а где истина! Есть несчастные люди, которые после 91-го года живут в нищете, а главное, что они лишились статуса. Они были уважаемыми людьми, а стали не уважаемыми.

Теперь отрабатывают гранты, а чтобы получить грант, нужно быть антикоммунистом. Тут нет никакого открытия с моей стороны, грант не дадут за позитивную книгу о Сталине, о Ленине, Куйбышеве, Дзержинском, Молотове.

Но это не только у нас, это всегда было на Западе, так устроен капитализм, свобода слова — это для дураков, на самом деле никакой свободы слова при капитализме нет и быть не может. Я не представляю, чтобы какой-нибудь Вексельберг, Ротенберг, Фридман, Авен, Михельсон дали бы какой-нибудь грант Иванову, Петрову, Сидорову на написание какой-нибудь позитивной работы о большевиках и Ленине — это невозможно представить.

ИА Красная Весна: Еще такой вопрос, расскажите о каком-то событии, которое было бы как-то связано для вас с Лениным, его трудами, делами, мыслями.

— Когда я был в детском саду и еще не умел читать, писать и рисовать, как-то пришел из детского сада, взял бумажку, ручку и нарисовал портрет Ленина. Это был первый случай, когда я взял и написал на бумаге. Да, я срисовал его откуда-то таким образом.

Вообще, вся наша жизнь в прекрасном Советском Союзе была так или иначе связана с Лениным. Помню, еще в начальных классах, когда я был октябренком, была какая-то брошюрка с картинками и описанием жизни Ленина. Учительница попросила меня прочитать и в виде политинформации пересказать. Сначала я пересказал в своем классе, потом в параллельных классах. Потом стали таскать к старшеклассникам. В принципе, Ленин для меня с детства был как родной.

Именно благодаря Ленину сейчас лучше всего борются с пандемией: в Китае, на Кубе и в нашей стране, где сохранились остатки социализма, иначе была бы вторая Америка, если не хуже. Поэтому трудно сказать, как на этот вопрос ответить — вся жизнь была с ним связана.

ИА Красная Весна: Какую работу Ленина считаете наиболее значимой, актуальной и почему?

— Самая актуальная — о том, что большевики должны взять государственную власть. Самая актуальная, написана накануне и после революции, где он говорит, как должно быть устроено государство, что надо сконцентрировать в кулак экономику, национализировать банки и так далее, эти работы самые актуальные.

Вообще, честно, я не думаю, что современная молодежь будет читать произведения Ленина. И рекомендую всем читать книги Логинова. Потому что там очень доступно и популярно не просто рассказано, как в шалаше сидел, а потом ушел. Там рассказано, что он писал, как это вот воспринималось.

Еще одна книга — биография Ленина, написанная Сергеем Кремлевым. Там очень много цитат Ленина, и он их там грамотно подает. Это легче, чем читать самого Ленина.

К сожалению, Ленин сложен для современного человека и, хотя человечество развивается по спирали, мы явно находимся в конце спирали, которая пошла вниз. Может, опять пойдет вверх. Боюсь, что очень мало кто сумеет просто понять, о чем писал Ленин.

ИА Красная Весна: Какие художественные произведения о Ленине на ваш взгляд актуальны сейчас?

— Фильмы советские, где Ленин — достаточно хорошие. Хороших романов о Ленине я не знаю. Романы о Гражданской войне просто великолепны, но вот о Ленине я не могу сказать.

ИА Красная Весна: Нужны ли новые памятники Ленину, как считаете?

— Если люди хотят, то нужны. Меня очень удивляет, что, несмотря на 30-летнюю кампанию поливания Ленина, это один из популярнейших деятелей в истории страны. Что как народ ни дурачат, он сохраняет популярность.

За 30 лет ни одной положительной программы о нем. В столетие революции два сериала было. В одном роль Ленина играет гомосексуалист. В другом — комический актер. И в обоих сериалах всё оболгали, что только можно…

О Сталине еще могут положительно сказать. Причем не о реальном Сталине, а о том Сталине, которого они лепят себе в поддержку. О Ленине ни одного хорошего слова. И тем не менее народ к нему хорошо относится. Просто, реально, поразительно.