1. Война с историей
  2. Юбилеи деятелей культуры
ИА Красная Весна /
— «Тачанка»! Вот это песня! Будем ее петь целых пять лет, молодой человек!

«Застрочит из пулемета пулеметчик молодой…» Константину Листову — 120 лет

Изображение: М. Греков. 1925 год
Тачанка
Тачанка

Сегодня имя Константина Листова понемногу забывается. А ведь некоторые его песни до сих пор известны, если не всем, то уж точно большинству. Причем это обнаруживается практически независимо от возраста наших сограждан. Вот только немногие помнят имя композитора, написавшего эти замечательные мелодии. И хотелось бы напомнить новому поколению и само имя Листова, и дать возможность услышать хотя бы некоторые его произведения.

А был Константин Яковлевич Листов в советское время известен как большой композитор, написавший более 800 песен, ставший автором музыки ко многим спектаклям, фильмам, опереттам, сочинявший даже оперные произведения.

Всесоюзная известность к Листову, который к тому времени уже создал музыку к ряду спектаклей и даже сочинил несколько оперетт, пришла после исполнения всего одной песни… Вот как сам Константин Яковлевич позже рассказывал о том, как это произошло.

«Помню, я принес Александрову (руководителю знаменитого ансамбля красноармейской песни — прим. ИА Красная Весна) несколько песен для ансамбля,  — рассказывал Листов в своих мемуарах. — По своему обыкновению Александр Васильевич пробегал ноты глазами. Одна песня, другая, третья… Достаю еще ноты — и опять ему песня не нравится. Вот незадача. Я расстроился, стараюсь не показать, как зол на самого себя. Кладу непринятые песни в портфель, хочу уйти и начинаю прощаться. И тут… не знаю почему, но, может быть, поняв мое состояние по огорченному выражению лица, Александр Васильевич неожиданно предлагает:
— А ну-ка, молодой человек, посмотри, не завалялось ли что-нибудь еще…

Я запустил руку в портфель, достал на удачу ноты, неуверенно протягиваю их Александру Васильевичу.
Он смотрит, сосредоточился, минуту-две словно бы дирижирует воображаемым хором и оркестром, а у меня душа в пятки ушла. Потом вдруг весь расцветает, зажигается, и я как будто издалека слышу:
— «Тачанка»! Вот это песня! Будем ее петь целых пять лет, молодой человек!
И, наверное, увидев, что я все еще не могу обрести дар речи после так неожиданно свалившейся на меня удачи, шутит:
— А вы, автор, можете идти домой и спать спокойно. Все эти пять лет…»


Тачанка (К. Листов, сл. М. Рудерман) КАППСА п.у. Александрова, 1937

По воспоминаниям Листова, «Тачанка» впервые прозвучала в исполнении «александровцев» 18 декабря 1937 года в Большом зале Московской консерватории. Публика заставила ансамбль трижды исполнить эту песню.

Нужно сказать, что для Константина Яковлевича «Тачанка» являлась по-своему автобиографичным произведением. Листов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в Одессе в артистической, цирковой семье. Уже с раннего детства он выступал на арене цирка в самых разных городах, играя на мандолине, игре на которой он обучался с 5 лет.

В 1914 году отец будущего композитора решил оставить цирк, и семья обосновалась в Царицыне, где глава семейства стал работать масленщиком городского водопровода. Костя же поступает в Царицынское музыкальное училище Русского музыкального общества. Уже в советский период, в 1919–1922 годах, Константин Листов обучался в Саратовской консерватории по классу фортепиано и композиции и одновременно служил пианистом и дирижером в Саратовском театре миниатюр.

Нужно сказать, что после Великой Октябрьской социалистической революции семья Листовых встает на защиту ее завоеваний. Константин Яковлевич позже вспоминал: «Отец еще раньше был большевиком-подпольщиком. Пошел добровольцем в Красную гвардию, а затем в Красную Армию, был назначен военкомом 38-го кавалерийского пулеметного полка. Мать тоже вступила в партию. А в 1918 году и я добровольцем пошел в Красную Армию».

Воспоминания о непосредственном участии в боях с Калединым и стали для Константина Яковлевича изначальным посылом для написания «Тачанки». Композитор позже вспоминал об одном из эпизодов в боях под Царицыным, когда «прямо с поля боя ездовой вывез на тачанке пулеметчика, всего изрешеченного. Я не мог его забыть…». Поэтому, когда он увидел стихи Михаила Рудермана, воспевающие тачанку, то «песню написал мгновенно, видя перед собой того самого пулеметчика».

Уверенность в несомненном успехе «Тачанки», высказанная Александровым, оказалась пророческой. Листов приобрел благодаря этой песне известность на всю страну. Вот только «спать спокойно пять лет» он не стал. Напротив, он создал еще много песен, ставших популярными в те годы. И, конечно, композитор еще не раз обращался в них к теме Гражданской войны. В качестве примера достаточно привести еще одну песню, рассказывающую о знаменитом в те военные годы красном повстанческом отряде Николая Шорса.


Ой, ты вишня (К.Листов - О.Колычев) Георгий Виноградов, 1937

Большой популярностью в предвоенные годы пользовалась еще одна песня-воспоминание Константина Листова о Гражданской войне — «Махорочка».


Махорочка (К. Листов, сл. М. Рудерман) С. Стрельцов и А. Иванов, 1939

Вообще военная песня стала одной из сквозных тем в песенном творчестве Константина Яковлевича. При этом композитору удавалось гармонично совмещать в своих произведениях лиризм и гражданственную направленность. Композиторскому таланту Листова доверяли свои стихи лучшие советские поэты-песенники 30-х годов.


Доброе утро (К. Листов - А. Жаров) Георгий Виноградов


Весточка (К. Листов, сл. А. Сурков) Г. Виноградов, 1938

Особой любовью Листова стала военно-морская тематика. Уроженец Одессы сохранил в своем творчестве любовь к морским просторам, к морской службе.


Черноморочки (К. Листов, сл. С. Алымов) И. Александрийская, хор ВРК, 1940


Соленая вода (К. Листов, сл. С. Алымов, 1940) ЦАПП ВМФ, 1942

Но среди песенного наследия Константина Листова огромное место занимают его лирические произведения. В довоенные годы автором были созданы многие красивейшие лирические мелодии, знакомство с которыми хотелось бы начать с песни в исполнении великого советского оперного тенора Сергея Лемешева — «Думка».


Думка (К. Листов - С. Алымов, 1939) Сергей Лемешев

Многие ведущие исполнители молодой советской страны с удовольствием включали в свой репертуар песни Константина Листова. Одной из самых популярных лирических мелодий композитора довоенных лет стало знаменитое танго «Если любишь, найди» в исполнении Леонида Утесова.


Если любишь, найди (К. Листов - Л. Ошанин) Леонид Утёсов, 1938

Но самой знаменитой лирической песней Листова довоенного периода был конечно же фокстрот «В парке Чаир».


В парке Чаир (К. Листов, сл. П. Арский) Аркадий Погодин, 1938

Эта песня Константина Листова стала одним из «лирических символов» довоенных лет, который звучит во многих фильмах, рассказывающих о том периоде в истории советского государства. Но мало кто знает, что слова этого, казалось бы, расслабленного и легковесного фокстрота рассказывают о письме к любимой летчика, проходящего службу в Заполярье… Вот такой автор, вот такая песня, где вместе уживаются и знойная страсть курортного юга, и готовность, если не к подвигу, то к трудной и опасной работе.

Вообще Листов достаточно оперативно отражал в своем творчестве все изменения, происходившие в советской стране. Он стал фактически композитором-публицистом, создающим произведения на самые злободневные темы. И о чем бы ни писал свои песни-репортажи Константин Яковлевич: о строительстве гидростанций на Волге, или о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, они были интересны людям, их с удовольствием слушали.


Золотые огоньки (К. Листов, сл. С. Алымов) И. Назаренко, 1939


На выставку (К. Листов, сл. Б. Южанин) Эдит Утесова, 1940


Песня машиниста (К. Листов, сл. Т. Волошин) А. Залевский, 1938

И все-таки главную роль в «песенной публицистике» Листова довоенных лет играла военная тематика. Композитор создает целые циклы песен, посвященных военным конфликтам на озере Хасан и на Халхин-Голе, присоединению к советской державе западных областей Украины и Белоруссии, войне с Финляндией.


Падь серебряная (К. Листов - Е. Долматовский) КрАПП СА, 1939


Пан или пропал (К. Листов - С. Островой) В. Захаров, 1940


Красноармейская огневая (К. Листов, сл. Л. Ошанин, 1940) КАППСА, 1941

Ощущение приближающейся войны с фашистами требовало создания песен, которые могли бы настроить воинов и граждан СССР на противостояние полчищам захватчиков. Константин Листов создает накануне Великой Отечественной целый ряд песен-плакатов, песен-призывов, направленных на подготовку к предстоящей жестокой схватке с врагом. «Красноармейский марш» на стихи Цезаря Солодаря является одним из таких произведений.


Красноармейский марш (К. Листов - Ц. Солодарь) Владимир Захаров, 1940

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Листов встал в ряды защитников Родины. О чем и пойдет рассказ в следующей части данной публикации.