«Пой, гармоника, вьюге назло…» Константину Листову — 120 лет
2 октября 2020 года исполняется 120 лет со дня рождения замечательного советского композитора Константина Яковлевича Листова. Ровесник ХХ века стал автором многих великих песен советской эпохи. Рассказу о довоенном творчестве композитора была посвящена первая часть публикации. Данные строки продолжают краткое повествование о жизни и творчестве Константина Яковлевича.
22 июня 1941 года один из самых известных советских композиторов 30-х годов Константин Листов находился на отдыхе в Кисловодске. «Это было на улице. Шел проливной дождь, но его никто не замечал, — позже вспоминал Константин Яковлевич. — Стоя у репродукторов, мы слушали слова товарища Молотова, а когда прозвучали последние слова: „Наше дело правое — победа будет за нами!“ — у всех, вероятно, возникла одна и та же мысль: „Что я должен сделать, чтобы приблизить победу?“ — „Мое место в Москве“, — подумал я и отправился прямиком к военному коменданту за железнодорожным билетом.
Комендант, атакуемый со всех сторон такими же требованиями, встретил меня не особенно любезно:
— А вы-то чего спешите? Досиживайте свой отпуск здесь. У меня сотни командиров, которых нужно отправить в первую очередь.
— Я автор „Тачанки“. Мне нужно на фронт.
Через полчаса я уже сидел в переполненном купе скорого поезда „Кисловодск — Москва“».
Так с первых дней Великой Отечественной Константин Листов занял свое место в рядах защитников Родины. Первыми откликами композитора на военные действия стали песни-призывы «В бой, сыны народа» и «Бей врага и в пух и в прах» на слова Александра Жарова. В соавторстве с Василием Лебедевым-Кумачом были созданы «Огонь» и «Ни шагу назад», на слова Михаила Голодного написана песня-плакат «Нет, никогда мы не будем рабами».
Помимо работы над новыми песнями, Листов вместе с коллегами — композиторами и поэтами, а то и в составе концертных бригад, постоянно выезжает на фронты Великой Отечественной войны. Но Константин Яковлевич не только исполняет полюбившиеся бойцам песни, в этот период он сосредотачивается на написании «именных» песен, рассказывающих о боевом пути воинских частей, о подвигах героев. Авторами слов этих песен зачастую становились обычные бойцы, а публиковались они в армейских, флотских и фронтовых газетах, а то и просто переписывались солдатами и командирами. Сколько таких песен было создано композитором за годы войны, сегодня, наверное, даже невозможно и подсчитать.
В самом начале Великой Отечественной, в феврале 1942 года, Константином Листовым была создана и одна из самых великих песен войны. «Первая военная осень нависла над столицей. Фронт придвинулся вплотную к Москве. В это время я очень часто выезжал в соединения московской зоны обороны. Под впечатлением бесед с солдатами и офицерами, в минуту затишья в землянках переднего края, родилась моя песня „Землянка“ на слова А. Суркова», — вспоминал позже композитор.
В землянке (К.Листов - А.Сурков) Лидия Русланова, 1943
«Песню я написал с ходу. А через несколько дней спел ее в редакции. Были там, если не ошибаюсь, военные корреспонденты, только что вернувшиеся с фронта — В. Кожевников, М. Слободской, Ц. Солодарь. Вроде бы песня им понравилась. Сотрудник газеты Евгений Воробьев (теперь известный писатель, автор романа «Высота») попросил оставить для него песню. Нотной бумаги не было, я взял обыкновенный лист, начертил на нем пять линеек и записал мелодию, — рассказывал позднее Константин Листов. — Ушел и, честно говоря, забыл «Землянку». Не думал, что она «пойдет». Тогда казалось, что нужны песни героически призывные, а тут — лирика.
И вдруг я увидел «Землянку» в «Комсомольской правде». Оказывается, Воробьев, который работал до войны в этой газете, отнес туда стихи и разлинованный мною листок с нотной строчкой. Песню запели моментально и повсюду — нежданно-негаданно для ее авторов. Искренностью и правдивостью своих слов доходила она до сердца каждого человека».
Нужно сказать, что у «Землянки», несмотря на всю ее востребованность для солдат, нашлись и противники. Некоторые из политработников сочли строку: «А до смерти четыре шага», — едва ли не пораженческой, разлагающе действующей на бойцов. Более того, были даже выпущены грампластинки с измененным текстом песни.
В землянке (К.Листов - А.Сурков) Константин Симонов, 1943
Но время и народное признание расставили все по своим местам: до наших дней эта великая песня дожила в первоначальном варианте.
Еще со времен своей военной юности Листов с особым трепетом относился к кавалерии. И в 1941 году им была написана песня «Ох, не шуми ты, куст ракитовый». О рождении этого произведения сохранился рассказ композитора: «Помню, однажды, во время налета немецкой авиации, поэт Павел Шубин продиктовал мне по телефону текст новой песни, к которой нужно было написать музыку. Я тотчас сел за работу. Под непрестанную трескотню зениток, сопровождавшуюся глухими разрывами авиабомб, я написал одну из своих первых военных песен „Ой, не шуми ты, куст ракитовый“».
Куст ракитовый (К.Листов, сл. П.Шубин, 1941) А. Вертинский - 1944
Скорбное раздумье звучит в «Песне о герое» на слова Сергея Острового, посвященной памяти воинов, погибших на поле брани под Сталинградом.
Песня о герое (К. Листов, сл. С. Островой, 1943) И. Шмелев, 1946
И все-таки особое место в песенном наследии Константина Листова занимают произведения о военных моряках. В военные годы Листов служил музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского Флота СССР. За годы Великой Отечественной композитор помногу бывал в гостях у краснофлотцев Черноморского, Балтийского и Северного флотов, а в 1945 году он находился в командировке на Тихоокеанском флоте и у моряков Амурской флотилии.
Именно тогда им были созданы многие песни, рассказывающие о том, как воевали советские моряки. Пожалуй, особое место среди флотских песен Листова военной поры занимает «Бушлат». Внутренняя теплота, сопряженная с героической романтикой, позволяют ей особым образом отразить подвиг советских моряков военных лет.
Бушлат (К. Листов, сл. Н. Флеров) анс. ЦА ВМФ, 1942
Немного в другом жанре решена еще одна знаменитая песня советских моряков — «Душа морская». За внешне легкой формой проступает несокрушимая вера в правоту дела, которому служит моряк, — защиты Родины.
Душа морская (К. Листов, сл. М. Рудерман) Д. Демьянов, 1948
Константин Листов в годы войны часто обращается к написанию песен в шуточной форме. Многие из них также были посвящены краснофлотцам.
Веселый друг, гармонь (К. Листов, сл. В.Тихонов) Д. Демьянов, 1943
Больной (К. Листов, сл. В. Лебедев-Кумач) Н. Коршунов, 1943
В самом конце Великой Отечественной советскими композиторами были созданы многие песни, в которых как бы подводится итог войне. Очень часто в них описывается боевой путь рядового воина, бойца Красной Армии. Такой же прием использует Константин Листов в песне «Эх, Ваня, Ваня» на слова Льва Ошанина. Герой этой песни чем-то похож на Василия Теркина.
Эх, Ваня, Ваня (К. Листов, сл. Л. Ошанин) Г. Виноградов, КАППСА, 1945
Немалое место в творческом наследии Константина Листова занимают песни, рассказывающие о победителе фашизма — простом русском солдате. Одна из примечательных песен — «Паренек с Байкала». Она была написана летом 1945 года. Вот как рассказывал о появлении песни автор слов, поэт Александр Жаров: «Небольшая железнодорожная станция Слюдянка, близ Читы, забита эшелонами. Мы вышли из вагона. По-весеннему свежий прибайкальский пейзаж радует взор. Эшелоны ждут своей очереди. Молодой артиллерист сидел на стволе орудия среди товарищей, играл на аккордеоне и запевал песни, окружающие подхватывали знакомые мелодии. Запевала был неистощим— песни лились одна за другой, веселые, боевые, задорные».
Паренёк с Байкала (К.Листов - А.Жаров) Иван Шмелёв, 1945
В первые послевоенные годы композитор создал несколько песен-воспоминаний о Великой Отечественной войне, о возвращении к мирной жизни.
Над волною голубою (К. Листов - А. Жаров) Михаил Михайлов
Сад-виноград (К. Листов, А. Жаров) Н. Обухова, 1950
Ходили мы походами (К. Листов, сл. А. Жаров, 1947) И. Шмелёв и В. Нечаев
В 1955 году Константин Листов создает еще один шедевр — песню «Севастопольский вальс» на стихи Георгия Рублева. Замысел песни родился у Константина Яковлевича, который набросал для поэта несколько отрывочных строк будущего стихотворения. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям, — рассказывал позже композитор. — Вечер. Наступает прохлада. Матросы в белоснежных, тщательно выутюженных форменках, устремляются на берег; их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, смеются, танцуют. А наутро — корабли снова уходят в море, каждый думает о своем. Таким я вижу Севастополь сегодня, таким люблю его!»
Севастопольский вальс (К.Листов - Г.Рублёв) Леонид Кострица, 1956
Безусловно, «Севастопольский вальс» стоит в одном ряду с лучшими образцами этого музыкального жанра, в одном ряду с теми произведениями, которые отличаются особой выразительностью вальсовой мелодии. Чуть позже «Севастопольский вальс» не только станет мелодической основой одной из лучших советских оперетт, но и подарит ей свое имя.
Рассказ о Константине Яковлевиче Листове можно было бы продолжать и дальше. Но продолжение будет позже. А впереди у композитора будет еще много творческих удач, он станет заслуженным деятелем культуры РСФСР, народным артистом РСФСР, будет награжден орденами и медалями, но самой главное — он останется верен мелодии, останется верен песне…