В оценках результатов встречи мнения экспертов значительно разделились, от негативных до сдержанно положительных. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие явно выраженных результатов переговоров

Что маячит за ширмой переговоров о судьбе Карабаха? Мнения экспертов

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Эльмар Мамедъяров и Зограб Мнацаканян
Эльмар Мамедъяров и Зограб Мнацаканян
Эльмар Мамедъяров и Зограб Мнацаканян

Последняя в 2019 году встреча глав МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Зограба Мнацаканяна в каком-то смысле олицетворяет итог целого года переговоров высокопоставленных дипломатов. Но этот итог, судя по скупым сведениям, предоставленным самими переговорщиками, и по высказываниям экспертов, выглядит не только крайне неоднозначным, но и настораживающим.

Пятая, заключительная в этом году встреча глав внешнеполитических ведомств прошла 4 декабря в столице Словакии Братиславе. Переговоры проходили при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ Игоря Попова (РФ), Стефана Висконти (Франция), Эндрю Шофера (США) и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика.

Накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров после общения с азербайджанским коллегой заявил, что его идеи нашли понимание в Баку. Он выразил надежду, что переговоры принесут конкретные позитивные результаты.

Однако часть экспертного сообщества никаких конструктивных сдвигов в переговорном процессе от очередной встречи не ожидало. Так, накануне, 3 декабря, политолог Нарек Галстян высказал предположение, что встреча будет иметь проходной характер, так сказать «для галочки».

Читайте также:

Аналитики о Карабахе: армянам пора понять, что их враги — США и продавцы Родины

По его мнению, кроме фиксации существующих проблем от сторон конфликта пока ничего ожидать не приходится. А посредники ограничатся предложениями продолжить переговоры.

«Сопредседатели выступят с дежурным заявлением, в котором призовут стороны продолжить переговоры, готовить свои общества к миру, вот и всЁ», — отметил Галстян в интервью Sputnik Армения.

Ранее азербайджанские дипломаты предприняли странный и даже провокационный шаг, который поставил под сомнение желание Баку достичь скорейшего мирного урегулирования конфликта.

Дело в том, что 3 декабря, перед встречей, посольства Азербайджана в Австрии, Словакии и Словении опубликовали в Twitter текст меморандума по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

В меморандуме изложены требования, часть из которых не предусмотрены, а часть и вовсе противоречат содержанию Мадридских принципов урегулирования, предложенных конфликтующим сторонам Минской группой ОБСЕ.

Так, если в Мадридских принципах прописано, что под контроль Азербайджана возвращается территория только вокруг Нагорного Карабаха, то в азербайджанском Меморандуме говорится о «территориальной целостности Азербайджанской Республики в рамках ее международно признанных границ» (то есть, включая Карабах).

В Меморандуме ничего не сказано о предоставлении Нагорному Карабаху временного статуса, гарантирующего его безопасность и самоуправление, а также об открытии коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, предусмотренных Мадридскими принципами.

Но зато в качестве первого шага требуется полностью и безоговорочно вывести из Нагорного Карабаха «армянские вооруженные силы».

Меморандум в связи с вышеизложенным имеет как минимум провокационный характер, а с учетом фразы «Азербайджан не видит политического решения конфликта вне очерченных рамок и ведет переговоры только на основе своей позиции» — ещё и ультимативный.

Переговоры министров длились 3,5 часа. Однако никаких громких заявлений и подробностей непосредственно по их завершении не прозвучало.

Тем не менее ряд экспертов высказали свое мнение о произошедшем как на самих переговорах, так и в информационном пространстве, их сопровождавшем.

В оценках результатов встречи мнения экспертов значительно разделились, от негативных до сдержанно положительных. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие явно выраженных результатов переговоров.

Шеф-редактор Восточной редакции ИА REGNUM Станислав Тарасов весьма скептически оценил содержание переговорного процесса. По его мнению, Баку и Ереван, поддерживая инициативы министра иностранных дел РФ Лаврова на словах, фактически «водят его за нос».

В результате очередная встреча, как считает эксперт, больше напоминает имитацию переговоров, а действительно важные решения не принимаются и откладываются «на потом».

Такой нелестный вывод продиктован несоответствием обнадеживающих заявлений Лаврова в преддверии данной встречи и скромных итогов самих переговоров.

Корреспондент газеты «Голос Армении» Гагик Мкртчян охарактеризовал назревшую ситуацию еще жестче. Он уверен, что «застой» в процессе карабахского урегулирования вызван в значительной степени действиями нынешних властей Армении, в частности, премьер-министра Никола Пашиняна.

«Ликуют Азербайджан и Турция, наблюдая за тем, как благодаря проводимой Пашиняном политике с каждым днем ослабевают позиции армянской стороны в переговорном процессе», — негодует журналист.

При этом Мкртчян считает, что когда (подчеркивая, что именно «когда», а не «если») «Пашинян, „нейтрализовав“ основных оппонентов, решится пойти на противоречащие интересам армянского народа решения проблемы Арцаха, он встретит сопротивление всей нации. И мало ему тогда точно не покажется!»

Читайте также: Алиев и Пашинян обсудили карабахский конфликт без участия Карабаха

При этом очередным шагом Никола Пашиняна по нейтрализации политических конкурентов журналист назвал предъявленное 4 декабря «совершенно абсурдное обвинение» третьему президенту Сержу Саргсяну. Журналист обратил особое внимание на то, что произошло это сразу после публикации скандального меморандума.

Читайте также: Карабахский министр: у нас с Азербайджаном конфликт не из-за территорий

Более оптимистичное мнение о переговорах высказал руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков. Он заявил, что диалог дипломатов всегда предпочтительнее «диалога» пушек и высказал надежду, что за скупыми стандартными фразами может скрываться оберегаемое от преждевременного оглашения обнадеживающее содержание.

По мнению эксперта, при обсуждении столь сложной проблемы как урегулирование Карабахского конфликта, истинное содержание переговоров «не стоит раскрывать до определенного момента, а то и вовсе хранить под грифом „секретно“».

Альков также отметил, что далеко не всё можно решить дипломатическим путем. Пока армянская и азербайджанская общественность будет видеть друг в друге только врагов, никакие договоренности политиков невозможно будет реализовать полноценно.

При этом важнейшим направлением на пути нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном эксперт считает расширение и углубление общественных связей двух стран.

Поэтому опыт, хоть и небезупречный, взаимных визитов представителей журналистского сообщества, по мнению Алькова, следует дополнить взаимными визитами деятелей культуры и искусства, преподавателей и активистов студенческих организаций, парламентариев, а также следует осуществлять обмен пленными.

Прервали свое молчание и сами высокие договаривающиеся стороны.

5 декабря, на следующий день после переговоров, министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян отметил скромные результаты переговоров и в очередной раз подчеркнул необходимость прямого вовлечения в переговоры властей Арцаха (Карабаха), особенно, в рамках содержательных вопросов урегулирования.

Однако и здесь не обошлось без двусмысленностей.

Министр в Братиславе произнес речь на английском языке, и этот текст был опубликован. Тот же текст выложили в переводе на сайте армянского внешнеполитического ведомства и тут выяснилось, что в двух вариантах есть важное разночтение.

В армянской версии заявления, присутствовала следующая фраза: «мирному урегулированию конфликта нет альтернативы. Арцах вполне способен защитить себя и свой народ, Армения остается единственным гарантом безопасности Карабаха», в английском же она отсутствовала.

В действительности глава МИД Армении этих слов не произносил, а ошибка произошла в результате, как выразились в МИД, «некорректного перевода».

«Как можно было „некорректно“ перевести, вставив в армянский текст целый (и самый важный) абзац?» — задается вопросом еще один эксперт, координатор инициативы «Защита христианской системы ценностей и традиционной семьи», полковник в отставке Гайк Наапетян.

Наапетян отмечает, что «впервые армянский МИД „забыл“ упомянуть, что Армения является гарантом безопасности Арцаха».

«И как среагировал наш МИД, когда обнаружилось, что оригинал и перевод отличаются? Вместо того чтобы сказать, что да, по ошибке в английской версии эта мысль отсутствует, они ответили, что армянский текст неверен и там „ошибка перевода“», — напоминает эксперт.

По его мнению, «меседж совершенно простой: отныне Армения не является гарантом безопасности Арцаха».

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Армения на прошедшей встрече «отказалась от обмена удерживаемых в Карабахе азербайджанских граждан по принципу „всех на всех“».

На этом основании дипломат заключил, что, несмотря на заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ о «неприемлемости сохранения статус-кво», прогресса в переговорах нет.

Здесь стоит отметить, что в Карабахе осуждены и отбывают заключение всего двое граждан Азербайджана, один — за попытку диверсии, второй — за незаконное проникновение на территорию и убийство несовершеннолетнего жителя Карабаха (осужден на пожизненное заключение). То есть речь идет не об удерживаемых пленных, а об осужденных преступниках.

При этом в Азербайджане под стражей содержатся трое граждан Армении. Пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян заявлял, что, в отличие от преступников и убийц, которые отбывают наказание в Карабахе, «находящиеся на азербайджанской стороне люди — невинные гражданские лица, которых Азербайджан обязан освободить в соответствии с международными нормами».

Дольше всех, с 2014 года, в азербайджанской тюрьме находится Арсен Багдасарян.

С июля 2018 года в тюремном заключении на территории Азербайджана находится житель села Бердаван Тавушской области Армении, имеющий проблемы со здоровьем и, по всей видимости, заблудившийся. Он был арестован на территории Азербайджана и приговорен к 20 годам тюрьмы, поскольку его сочли диверсантом.

Третий заключенный — молодой военнослужащий Араик Казарян 2000 года рождения, который 12 августа 2019 года при невыясненных обстоятельствах исчез с боевой позиции Армии обороны Арцаха и оказался в азербайджанском заточении.

Дополнил пессимистическую картину уходящего переговорного года действующий председатель ОБСЕ Мирослав Лайчак. 5 декабря в ходе заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе Лайчак отметил, что «существует реальная угроза эскалации нагорно-карабахского конфликта».

Читайте также: Азербайджанские военные нарушают режим прекращения огня в Карабахе

Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов также прокомментировал встречу министров.

«Стороны конфликта не готовы к уступкам по всем имеющимся вопросам», — считает эксперт, и поэтому, с его точки зрения, интенсификация переговорного процесса не приводит к качественным изменениям.

Подытоживая, можно сказать, что в сложностях переговорного процесса нет ничего удивительного. Кровавые раны Карабахской войны по-прежнему кровоточат. И, несмотря на то, что уже четверть века прошло с начала действия Соглашения о бессрочном прекращении огня в Нагорном Карабахе, это перемирие регулярно нарушается.

На смену переговорам приходят обострения, и даже параллельно с переговорами происходят убийства военнослужащих, защищающих родную землю.

Читайте также: Открыто уголовное дело о гибели защитника Карабаха