Лукашенко отвернул от Запада и не боится последствий — Chatham House
Через несколько часов после выступления белорусского президента на фоне молчания дипломатов ведущий британский аналитический центр — Королевский институт международных отношений (Chatham House) — опубликовал на своем сайте текст, который можно оценить как констатацию разрыва между Западом и Белоруссией.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в своей речи 26 мая обозначил основные векторы внешней политики страны. Поводом для выступления стал инцидент с арестом белорусского оппозиционера Романа Протасевича и беспрецедентно агрессивная реакция западных стран на него. Лукашенко заявил, что Запад, который не сумел раскачать Белоруссию, приступил к фазе «удушения».
Минск ответит жестко на любые санкции и попытки дестабилизации, подчеркнул Лукашенко. «Вы там, на Западе, не оставляете нам другого выбора. Вас надо остановить сегодня, потому что завтра может быть поздно», — сказал Лукашенко. Отметив, что против его страны развернута «гибридная война», и что у него нет надежды на победу в ней, Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия не останется одна и не отступит.
Приводим перевод текста комментария Королевского института международных отношений, сохраняя риторику и стилистику, которых придерживаются западные аналитики при оценке событий последнего десятилетия на территории государств-лимитрофов у границ России.
Действия Белоруссии против самолета снимают военные ограничения с России
Недавние действия против гражданского самолета между двумя столицами ЕС устранила еще остававшиеся сомнения в том, что Белоруссия согласна и дальше идти по пути превращения в государство-изгой. Не может быть более четкого заявления о том, что президент Лукашенко отвернулся от Запада и отказался от какого-либо сдерживания или опасений по поводу осуждения международного сообщества.
После фальсификации президентских выборов в августе 2020 года Лукашенко сделал ставку на Москву. Россия быстро воспользовалась военными возможностями, которые это давало. Российские войска провели демонстрационные учения, показывающие, как быстро они могут быть перемещены по воздуху прямо из России до границы Белоруссии с Польшей и Литвой — и все это при тесном сотрудничестве Минска.
Более тесная интеграция двух армий привела к созданию совместных центров военной подготовки и непрерывной серии учений, а в связи с масштабными военными учениями «Запад-2021», которые пройдут в сентябре этого года — впервые за четыре года — многие ограничения, которые Россия могла испытывать в связи с учениями, были сняты.
Еще в 2017 году Европа и НАТО с тревогой наблюдали, как Россия и Белоруссия проводят учения «Запад», опасаясь, что маневры могут либо служить прикрытием для постоянного ввода российских войск в Беларусь, поскольку подразделения остались после учений, либо скрывать подготовку к боевым действиям против одного из соседей России точно так же, как учения «Кавказ» в 2008 году вызвали военное наступление на Грузию, а внезапные учения в 2014 году охватили передвижение войск в рамках подготовки к захвату Крыма.
[Королевский институт международных отношений Великобритании продолжает называть Операцию по принуждению к миру 2008 года «наступлением на Грузию», а присоединение Крыма к России в результате всенародного референдума, в котором более 96,57% населения Крыма высказалось за выход из Украины — «аннексией» и «захватом». Президентские выборы, прошедшие в Белоруссии в августе 2020 года, на Западе называют «сфальсифицированными». — ИА Красная Весна]
Ситуация с безопасностью ухудшается
К счастью, такого не произошло, но с учетом того, что учения «Запад» запланированы на 10–16 сентября 2021 года, ситуация в Восточной Европе радикально отличается от ситуации 2017 года и, можно даже сказать, что она более тревожна с точки зрения безопасности.
Четыре года назад Беларусь все еще якобы поддерживала хрупкую форму независимости, сохраняя определенную степень своенравия в своей независимой от России внешней политике, пытаясь незаметно укреплять связи с Западом, не отталкивая при этом президента Путина и сопротивляясь попыткам Москвы перехватить военную защиту территории Белоруссии.
Настойчивые попытки Москвы создать авиабазу в Белоруссии наталкивались на отказ, условная интегрированная система противовоздушной обороны существовала только на бумаге, и, вопреки впечатлениям, военное присутствие России в Белоруссии ограничивалось только радиолокационной станцией предупреждения о ракетном нападении и военно-морским узлом связи.
Несмотря на тесное сотрудничество между двумя армиями, Белоруссия не торопилась присоединяться к российским военным авантюрам и совсем не имела никакого желания принимать российские войска на постоянной основе.
Однако теперь Европе и ее союзникам необходимо еще более внимательно следить за тем, что происходит на всей западной периферии России до, во время и особенно после учений «Запад». Усиление присутствия НАТО в Польше и странах Балтии, созданное после последних учений «Запад», еще больше снизило и без того маловероятную возможность крупномасштабной военной авантюры России против Эстонии, Латвии или Литвы. Но это не мешает России добиваться положительных результатов в других странах.
Наращивание военного присутствия России на границе с Украиной в апреле в значительной степени сократились, но остались запасы тяжелой техники, чтобы возвращение войск назад было быстрее и проще. Российские сухопутные войска вполне снова будут развернуты в Белоруссии для участия в учениях, а потом останутся на ее территории после их окончания, что поставит перед соседями Белоруссии совершенно новый набор проблем безопасности.
Предлоги и мнимые эскалации
Соседи Белоруссии остро осознают угрозу, которую представляет более тесная военная интеграция с Россией. Министр обороны Белоруссии Виктор Хренин говорит, что на учениях «Запад» будет отрабатываться сценарий «обострения военной и политической ситуации», а Беларусь уже проводила учения с воображаемой эскалацией с беспрецедентной демонстрацией силы на своих западных границах в ответ на предполагаемые угрозы со стороны НАТО через Польшу и Литву.
В попытке получить большую поддержку внутри страны, Лукашенко заявил, что Польша хочет оккупировать часть Белоруссии, а Литва и другие страны разжигают беспорядки на западе страны. А в сентябре и Белоруссии, и России будет легче эксплуатировать этот предлог, потому что учения «Запад» будут не единственными проводимыми военными учениями.
В том же регионе сейчас проходят военные учения и передислокация войск НАТО и Объединенных экспедиционных сил под руководством Великобритании. Таким образом, если Россия ищет предлог для активных действий, у нее может возникнуть соблазн найти его в параллельных, но нескоординированных, военных учениях, которые проходят в Северной и Центральной Европе.
Инцидент с самолетом Ryanair определенно показывает, что Белоруссия не видит проблем с возвращением к статусу изгоя, а также не видит ценности и надежды на мир с Западом. Какой бы ни была роль России в этом инциденте, Москва будет готова к любой возможности использовать новый отход Лукашенко от Европы в свою пользу и для улучшения баланса сил между собой и НАТО. И ЕС, и НАТО должны быть не только начеку, но и максимально готовыми к ответу.