История уникальной операции Красной Армии. 80 лет назад началось последнее сражение Зимней войны
80 лет назад, 2 марта 1940 года, началась военная операция Красной Армии по форсированию замерзшего Выборгского залива для удара в тыл финских войск. Она уникальна и не имеет аналогов в истории.
Группировка численностью около 100 тысяч красноармейцев с танками, пушками и другой техникой на участке шириной около 25 км перешла залив по льду и с боем заняла важнейший плацдарм на противоположном берегу. Успех этой операции позволил ускорить заключение мира на советских условиях и тем самым сохранил жизни десяткам тысяч бойцов Красной Армии, понесшей и без того тяжелые потери в Зимней войне.
Это сражение малоизученно в России, и читатель может ознакомиться с ним лишь по нескольким книгам. Петербургский историк Вячеслав Никитин, много лет занимающийся изучением истории советско-финских войн и боев на Карельском перешейке, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна об этой малоизвестной странице отечественной военной истории.
ИА Красная Весна: Вячеслав Вячеславович, расскажите об обстановке на Карельском перешейке к началу марта 1940 года. Чем была вызвана необходимость наступления через замерзший Выборгский залив?
Вячеслав Никитин: 13 февраля 1940 года главная оборонительная линия финской армии на Карельском перешейке была прорвана, и стало ясно, что конец войны близок. Но в тоже время над Советским Союзом постоянно довлела угроза англо-французской интервенции.
Союзников, по большому счету, мало интересовала Финляндия. Основная идея планов оккупации Норвегии, севера Швеции и Финляндии — отрезать Германию от финских никелевых рудников и шведской железной руды.
Решение об отправке экспедиционного корпуса в Финляндию было принято на конференции военного совета союзников еще 19 декабря. А через четыре дня после прорыва линии Маннергейма англичане и французы конкретно определили срок его отправки — 15 марта.
Советскому руководству к 15 марта было необходимо закончить военные действия. В то же время Красная Армия столкнулась с очень упорным сопротивлением финских войск на тыловой оборонительной позиции, и темпы продвижения наших войск к Выборгу были низкими.
Тогда командованием Красной Армии было принято решение нанести обходящий удар и выйти в тыл финской группировке.
15 февраля англо-французская коалиция, видя, что финны все-таки отступают, переместила срок отправки экспедиционного корпуса на 28 февраля. Поэтому 27 февраля было принято решение о формировании резервной группы войск РККА, которая должна была совершить удар через Выборгский залив.
ИА Красная Весна: Были ли в истории XX века подобные военные операции с форсированием замерших больших морских акваторий с использованием танков и другой техники?
Никитин: Операция эта, конечно же, уникальна для XX века и не имеет аналогов в мировой истории. Фактически Выборгский залив форсировали два стрелковых корпуса — 28-й и 10-й, а также 10 лыжных батальонов.
Через замерзший залив двигалась стотысячная армия. В 28-м корпусе было около 300 танков и 240 орудий полевой артиллерии. Примерно таким же по количеству техники и вооружения был 10-й стрелковый корпус.
ИА Красная Весна: В чем были преимущества Красной Армии?
Никитин: Прежде всего — это численное превосходство. У финнов все западное побережье Выборгского залива обороняли части Выборгского сектора береговой обороны. Его численность на начало операции была 7,5 тысяч человек.
Одним из факторов успеха было подавляющее превосходство частей Красной Армии в артиллерии — более чем в 10 раз. Преимущество в танках у РККА было абсолютным.
Следующее — это внезапность. Финское командование придерживалось самых разных точек зрения на возможность форсирования Выборгского залива, и многие военачальники отметали в принципе такую возможность. В то же время верховный главнокомандующий армии Финляндии маршал Маннергейм отдал приказ о том, чтобы фарватер, ведущий в Выборг, постоянно расчищался, и не было допущено его замерзание.
Однако 18 января 1940 года один из советских летчиков попал бомбой в носовую часть ледокола «Тармо», выделенного для расчистки фарватера, и вывел его из строя. Залив замерз настолько, что по льду оказалось возможным не только переправлять пехоту, но и тяжелую технику.
Операция была очень тщательно подготовлена в инженерном плане. Были выделены специальные бульдозеры, которые прокладывали дорогу для движущихся по льду залива колонн Красной Армии.
ИА Красная Весна: В чем были преимущества финской армии?
Никитин: Преимущество у них было одно — высокий боевой дух. Многие части береговой обороны комплектовались местными жителями. И понятно, что люди готовы были сражаться на пороге своих домов до последней капли крови.
Открытое простреливаемое пространство работало на руку обороняющейся стороне, но огневая мощь финской группировки была крайне низкой. Одна из батарей береговой артиллерии состояла из двух пушек сверхмощного калибра 305-мм и она нанесла определенный ущерб наступавшим, но не смогла решить задачу остановки наступления.
ИА Красная Весна: Расскажите о ходе боевых действий.
Никитин: Прежде, чем форсировать Выборгский залив, нужно было решить одну тактическую задачу — взять штурмом остров Туппура (ныне Вихревой). Это, фактически, монолитная гранитная скала, которая на 20 метров возвышается над уровнем моря.
Остров представлял из себя крепость с гарнизоном в 800 человек. На острове находилась наполовину демонтированная батарея береговой артиллерии, две противотанковых пушки, две полевых пушки и достаточно большое количество пулеметов — 22 штуки.
На штурм Туппура было выделено около 4 тысяч человек. Он начался в 3 часа утра 2 марта и продолжался около 12 часов. Здесь и сыграл свою роль рельеф местности. Наступающие советские части оказались на льду, и в начальной фазе боя огромное число людей погибло под пулеметными очередями — более 800 человек.
Изменить ситуацию удалось только тогда, когда в бой были введены танки, которые окружили остров по периметру и стали методично расстреливать финские пулеметные гнезда. Несколько танков было подбито.
Один из экипажей не покинул свою подбитую машину и продолжал вести бой более двух часов. За этот подвиг весь экипаж танка был удостоен звания Героя Советского Союза.
За этот день части РККА потеряли убитыми около 1,5 тысяч человек. За взятие острова шесть человек были удостоены звания Героя Советского Союза.
После взятия острова Туппура началось форсирование залива основной группой войск. 4 марта утром отправились в поход основные части 86-й дивизии, и на острие удара оказался поселок Вилайоки (ныне Балтиец). Сюда направилось более 70 танков, два лыжных батальона и два мотострелковых полка 86-й дивизии.
Направление главного удара было выбрано очень грамотно, потому что с точки зрения финского командования поселок находился в глубоком тылу. В поселке находились штабные и тыловые подразделения, узел связи и несколько групп военнослужащих, которые были выведены на отдых после февральских боев. Естественно, силы были неравны, и частям РККА удалось сразу ворваться в поселок, где развернулись очень тяжелые кровопролитные бои.
На следующий день, 5 марта, вышла на континент 70-я дивизия, уже в поселке Нисалахти (ныне Чулково). К вечеру 5 марта в бой была введена 173-я мотострелковая дивизия и на плацдарм была переброшена основная часть тяжелой артиллерии. Часть артиллерии была развернута прямо на льду в 2–3 км от побережья и вела непрерывный огонь по финским позициям.
Уже на третий день операции основная задача, которая ставилась перед войсками, была решена. Был захвачен плацдарм и перерезана дорога, которая вела в Выборг с северо-запада. До 13 марта здесь шли непрерывные кровопролитные бои.
Только в боях за поселок Вилайоки 86-я дивизия потеряла 1 276 человек убитыми и 616 пропавшими без вести. В центре поселка до сих пор остался финский фундамент — остатки хутора Скиппари. Это был дом одного из жителей поселка с хозяйственными постройками. Его шесть дней штурмовал полк Красной Армии. За штурм этого хутора четыре человека получили звание Героя Советского Союза.
Сразу с начала боев за плацдарм финны стали перебрасывать сюда подкрепления. Им даже удалось 12–13 марта, в последние дни войны, немного потеснить наши части и пресечь попытку танкового удара с плацдарма в направлении Выборга.
Однако противнику стало ясно, что основные коммуникации в Выборг перерезаны, а советское командование может непрерывно наращивать силы на плацдарме. Военное поражение Финляндии в войне после этого стало очевидно на 100%.
С наступлением 10-го стрелкового корпуса вышло всё не так, как хотелось. Он наступал на правом фланге, ближе к Выборгу, и не решил поставленную задачу. Корпусу удалось захватить ряд островов в Выборгском заливе и только зацепиться за береговую кромку.
ИА Красная Весна: Расскажите об итогах сражения в Выборгском заливе. Какую роль оно сыграло в решении Финляндии заключить мир на советских условиях?
Никитин: Решение Финляндии заключить мир с Советским Союзом — это, конечно, многофакторный процесс. Нельзя говорить, что именно события в Выборгском заливе сыграли ключевую роль.
В то же время министр иностранных дел Финляндии Вяйнё Таннер говорил, что ситуация в районе плацдарма между деревнями Нисалахти и Вилайоки неоднократно рассматривалась на заседаниях государственного совета Финляндии. Маннергейм докладывал, что, в отличие от других фронтов, именно здесь сложилось критическое положение.
Если на всем фронте финские войска еще как-то держали оборону, то по льду Выборгского залива в тыл частям, которые оборонялись на Карельском перешейке, СССР мог перебросить практически неограниченное количество войск. Таннер прямо говорил, что благодаря этому было принято решение заключать мир на советских условиях.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете планирование и проведение самой операции по форсированию Выборгского залива на фоне других операций Красной Армии в Зимней войне?
Никитин: Планирование операции началось 27 февраля, в этот же день было принято решение о формирование группы войск, которая будет форсировать Выборгский залив. 6 марта уже был получен желаемый результат. Аналогов в Зимней войне такой скоротечной и успешно проведенной операции нет.
ИА Красная Весна: Вы высоко оцениваете эффективность действий финской радиоразведки во время войны. Какова ее роль перед сражением в Выборгском заливе и в ходе него?
Никитин: Скоротечность проведения операции повлияла на то, что именно радиоразведка оказалась к ней не готова. 28-й корпус РККА был сформирован 27 февраля. Для того чтобы вскрыть радиосеть, понять системы кодирования, которые в ней применяются, требуется определенное время. Финская радиоразведка на тот момент была достаточно малочисленной, и она просто не среагировала на это.
А вот ситуация с 10-м стрелковым корпусом и приданными ему танками 35-й легкотанковой бригады была совершенно другой. Эти части до этого воевали на Карельском перешейке и их сети как раз-таки были вскрыты финской радиоразведкой.
В финских архивах сохранился большой объем радиоперехвата сообщений между командованием штаба танковой бригады и командованием батальонов, которые в нее входили. Танки были приданы 113-й стрелковой дивизии, которая наступала с полуострова Лиханиеми на противоположный берег Выборгского залива.
Благодаря действиям радиоразведки финское командование имело определенное представление о текущей ситуации, о замыслах, о снабжении наступающих войск резервами, боеприпасами, горючим. Я не могу сказать, что только благодаря радиоперехватам 10-й стрелковый корпус не решил поставленную ему задачу, но они, безусловно, сыграли свою роль.
ИА Красная Весна: Увековечена ли память о сражении в Выборгском заливе в виде каких-нибудь памятников?
Никитин: В 1940 году на местах боев на плацдарме планировалась установка порядка 20 памятников, но после Великой Отечественной войны реализовывать идею не стали.
На берегу залива есть огромный гранитный камень, который должен был быть превращен в монумент с текстом о том, что здесь первыми вышли на берег Выборгского залива солдаты 70-й дивизии. К сожалению, он так и не стал памятником.
Еще один скромный памятник на братской могиле воинов 86-й дивизии находится на окраине поселка Балтиец. Два года назад нам удалось найти еще одну заброшенную братскую могилу. Сейчас мы ее восстанавливаем и будем ставить на учет.
Читайте также: Поединок слепого и зрячего. О роли финской радиоразведки в поражениях Красной Армии