Движение хуситов добилось значительных политических и военных успехов в Йемене. К этому были определенные предпосылки

Как хуситы Йемена смогли победить. Часть 1: История захвата власти

Мариано Фортуни-и-Марсаль. Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт. 1862
Мариано Фортуни-и-Марсаль. Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт. 1862

В Йемене уже шесть лет идет война повстанцев-хуситов с правительственными силами, поддерживаемыми коалицией из десяти арабских стран во главе с Саудовской Аравией. Коалиция хорошо вооружена и ей оказывают поддержку страны Запада. Однако хуситы смогли получить контроль над территорией, где проживает большая часть населения страны и продолжают захватывать все новые районы ведя наступление на нескольких фронтах.

Начав с контроля над небольшой северной провинцией в 2011 году, хуситы всего за несколько лет взяли под свой контроль чуть ли не все северные провинции, включая столицу Сану. Они установили свой контроль над госаппаратом, начали оказывать влияние на все сферы жизни в подконтрольных им районах. Они постепенно перестраивают структуру власти согласно своему видению, развивают свою идеологию, передают веру и убеждения молодому поколению йеменцев активно влияя на систему образования.

С другой стороны годы конфликта, наложенные на изначальное неблагополучие страны породили страшную гуманитарную ситуацию, которую в ООН характеризуют как самую худшую в мире. Однако затянувшийся конфликт, требует стратегического решения, а не просто оказания гуманитарной помощи.

Саудовская Аравия, которая не лучшим образом выглядит в данном конфликте, пытается дипломатическим путем, в том числе через посредников, договорится с Ираном о влиянии на хуситов и прекращении военных действий.

Как локальное движение добилось таких значительных успехов? Что оно из себя представляет, и как с ним нужно взаимодействовать, чтобы решить затянувшийся конфликт? На эти вопросы попытались ответить эксперты международного аналитического центра Европейский совет по международным отношениям (ECFR).

Аналитики ECFR продвигают позицию, согласно которой европейским лидерам следует воспринимать хуситов как неотменяемых партнеров по диалогу и вместе с ними решать йеменский конфликт. Для решения конфликта в ECFR предлагают увеличить поставки гуманитарной помощи Йемену в обмен на прекращение атак со стороны хуситов, дипломатическое давление на страны коалиции и ограничение продажи в эти страны оружия из Европы.

ИА Красная Весна публикует первую часть перевода исследования ECFR «Разговор с хуситами: Как европейцы могут способствовать миру в Йемене».

В статье проводится анализ истории, мировоззрения, структуры власти и отношений с другими политическими субъектами основного участника конфликта в Йемене — движения хуситов, — что представляется важным для понимания текущей ситуации в республике, будущих перспектив развития конфликта и возможных путей его решения.


Контроль хуситов над территорией Йемена за два десятилетия вырос из локальных районов на крайнем севере страны до полного владения третью территории, на которой проживает две трети населения республики. В 2020 году хуситы снова перешли в наступление.

При ограниченной поддержке со стороны Ирана хуситы сдерживали возглавляемую Саудовской Аравией коалицию из десяти арабских стран, поддерживаемую США, Великобританией и государствами-членами ЕС, коалицию, которая вооружена самой высокотехнологичной и дорогой военной техникой в мире.

Хуситы — или движение «Ансар Аллах» (что в переводе с арабского означает «Помощники Бога» — прим. ИА Красная Весна), как они себя называют, — достигли практически господства на политической и военной сцене Йемена.

Изображение: © ECFR
Основные фронты в Йемене по состоянию на октябрь 2020 года
Основные фронты в Йемене по состоянию на октябрь 2020 года

Развитие «Ансар Аллах»

Движение хуситов возникло на крайнем севере Йемена. Оно выросло из зейдитской шиитской группы возрождения «Верующая молодежь», возглавляемой Хусейном Аль-Хуси в 1990-е годы, и превратилось в вооруженное политическое движение.

Зейдиты — это шииты «пятеричники» (в отличии от большинства других шиитов зейдиты верили, что пятым имамом должен быть Зеид ибн Али, поэтому и получили название «пятеричников» — прим. ИА Красная Весна), в то время как в Иране преобладают шииты-двунадесятники (они получили свое название из-за почитания в качестве духовных лидеров 12-ти имамов, первых преемников пророка Мухаммеда — прим. ИА Красная Весна).

Таким образом, исторически у зейдитов было мало доктринальных различий с шафиитскими суннитами, которые составляют большинство населения Йемена. Зейдиты живут в глубоком нагорье, которое начинается у границы с Саудовской Аравией, и окружены шафиитами, которые живут вдоль побережья к югу от Ярима и в засушливых восточных регионах.

Изображение: © ECFR
Религиозное деление Йемена
Религиозное деление Йемена

Движение хуситов возглавляет род Хуси, представители которого являются сеидами, т. е. потомками пророка Мухаммеда. «Хашимиты» и «Ашраф» — альтернативные термины для обозначения этого социального слоя. Движение хуситов возникло как реакция на рост импортированного салафизма в центре провинции Саада на северо-западе Йемена, а также на почве осознания того, что центральное правительство игнорирует этот регион и не вкладывает средства в его развитие.

В тот же период была создана зейдитская политическая партия «Хизб аль-Хак». В совокупности «Верующая молодежь» и «Хизб аль-Хак» считали себя оплотом против крупной йеменской политической партии «Ислах», объединяющей исламистов суннитского типа из числа «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и представителей северных племен зейдитов.

Между 2004 и 2010 годами произошла серия из шести все более ожесточенных и разрушительных военных столкновений между движением хуситов и режимом тогдашнего президента Али Абдаллы Салеха. Основные вооруженные силы президента в регионе возглавлял генерал Али Мохсен Аль-Ахмар, который сегодня является вице-президентом в международно признанном правительстве действующего президента Абд Раббу Мансура Хади (избранный президент Йемена с февраля 2012 года, пришел к власти после того, как Салех сложил с себя полномочия из-за протестов — прим. ИА Красная Весна).

Конфликт в провинции Саада закончился тем, что хуситы присоединились к знаковым восстаниям 2011 года народного движения против режима Салеха. Восстания 2011 года на Ближнем Востоке в целом призывали к более демократическому и справедливому государственному устройству (так называемая «арабская весна», которая в конечном итоге привела к свержению режимов во многих странах, хаосу и многочисленным конфликтам разного масштаба — прим. ИА Красная Весна). В Йемене протестующие выдвигали требования о включении в политическую сферу системной и внесистемной оппозиции Салеху. В марте 2011 года в столице Йемена Сане произошла резня «Пятница достоинства», в ходе которой были убиты 50 демонстрантов.

Мариано Фортуни-и-Марсаль. Арабский вождь. 1874
Мариано Фортуни-и-Марсаль. Арабский вождь. 1874

В тот момент к протестному движению присоединились даже генерал Аль-Ахмар и другие бывшие союзники Салеха. Во время этого хаоса в Сааде образовался политический вакуум. Абдул-Малик Аль-Хуси, возглавивший движение хуситов после того, как его брат Хусейн Аль-Хуси был убит в 2006 году (по всей видимости здесь ошибка, согласно многим источникам Хусейн Аль-Хуси был убит в 2004 году — прим. ИА Красная Весна), назначил своего губернатора, и провинция стала первой частью Йемена, официально освободившейся от контроля центрального правительства.

Хуситы использовали свое участие в движении против Салеха для распространения своих политических и идеологических убеждений, а также для получения опыта активизма в гражданском обществе. Они предпочли не входить в состав переходного правительства, созданного в соответствии с соглашением Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), достигнутым в ноябре 2011 года при Хади. Но в 2013 и 2014 годах они участвовали в Конференции национального диалога, одна из девяти рабочих групп которой была посвящена «проблеме Саады» — эвфемизм для движения хуситов. В этот период хуситы одновременно предприняли успешные военные действия по распространению своего контроля над частью территории провинций Хаджа, Эль-Джауф и Амран и начали применять свои навыки административного управления в Сааде (которая к тому времени полностью находилась под их контролем).

Высший революционный комитет

Высший революционный комитет (ВРК) был создан 6 февраля 2015 года в рамках «конституционного декрета», объявленного хуситами после того, как они официально захватили Сану. Он отвечает за руководство революцией централизованно и через местные революционные комитеты в провинциях и округах. Ее лидером является Мохаммед Али Аль-Хуси, который сейчас также является членом Высшего политического совета (ВПС). Он продолжит свою деятельность и в 2020 году. Эта организация управляется исключительно хуситами и не предполагает участие других политических группировок. Руководители ВРК — члены ревкомов.

Высший политический совет

Созданный в июле 2016 года, ВПС был призван официально заменить ВРК, но на практике они работают бок о бок. Это более инклюзивный институт: пять его членов из ВНК (Всеобщий народный конгресс, ранее был правящей партией в Йемене — прим. ИА Красная Весна), а еще пять — из движения хуситов. Его глава официально является президентом республики в районах, контролируемых хуситами. Первоначально его руководство должно было чередоваться между хуситами и ВНК, но все время оставалось за хуситами. Его первый президент Салех Аль-Самад был убит в результате авиаудара коалиции 19 апреля 2018 года. Его сменил Махди Аль-Машат. Мохаммед Али Аль-Хуси, который выполняет двойную роль как член ВПС и как глава ВРК, в настоящее время является наиболее активным представителем хуситов.

Правительство национального спасения

Орас Верне. Переговоры арабских вождей. 1836
Орас Верне. Переговоры арабских вождей. 1836

Правительство сформировано в октябре 2016 года постановлением ВПС, с тех пор его возглавляет премьер-министр Абдул Азиз бин Хабтур (из ВНК), и в его состав входят как хуситы, так и члены ВНК. Хотя правительство может играть существенную административную роль на местном уровне, его политическая роль подчинена ВПС и ВРК, и оно имеет ограниченное международное влияние.

И хуситы, и Салех после Конференции национального диалога выступили против федерализации страны и создания шести регионов в рамках переходного режима (план федерализации был финальным итогом работы конференции — прим. ИА Красная Весна), опасаясь, что это закроет им доступ к Красному морю на западе и к богатой нефтью провинции Мариб на востоке. Совместная оппозиция переходному режиму хуситов и Салеха, который в то время все еще имел значительную власть над вооруженными силами и силами безопасности Йемена, де-факто привела к альянсу между ними. Этот негласный стратегический союз позволил хуситам расширить свою власть на юг с помощью военной силы в 2014 году, достигнув Саны летом того же года.

Режим Хади фактически даром преподнес столицу хуситам, когда неожиданно отменил субсидии на топливо, что привело к массовым демонстрациям против правительства. Альянс Салеха и хуситов извлек выгоду из отмены субсидий, что, по-видимому, сыграло в пользу заявлений хуситов о том, что их власть представляет собой прозрачную и некоррумпированную альтернативу Хади. К февралю 2015 года, после того как Хади и его должностные лица ушли в отставку и были помещены под домашний арест, хуситы обнародовали конституционную декларацию, которая заменила официальное правительство на ВРК, у которого были отделения на всей территории, контролируемой хуситами.

В 2016 году хуситы заменили этот орган власти на ВПС, а через несколько месяцев — на Правительство национального спасения. Оба этих органа власти отражали доминирование хуситов в их союзе с партией Салеха — Всеобщим народным конгрессом (ВНК). Формирование правительства национального спасения стало важным шагом на пути превращения хуситов из преимущественно военной организации в организацию, управляющую политическими и административными институтами.

Изображение: © ECFR
Структура управления и контроля хуситов
Структура управления и контроля хуситов

В декабре 2017 года хуситы убили Салеха, в результате чего только часть ВНК сохранила (второстепенную) роль в Сане. В целом ВНК утратил свой коллективный голос, хотя по-прежнему сохраняет значительное представительство в парламенте, дебаты в котором транслируются в прямом эфире, а депутаты открыто критикуют определенную политику.

После смерти Салеха многие из его бывших военных были вынуждены уйти в отставку и в целом держаться в стороне от политики, что вызвало недовольство в рядах их сторонников. В военном аппарате сейчас преобладают ставленники хуситов, многие из которых не имеют формальной военной подготовки, хотя и закалены в боях. Представители ВНК в Сане публично заявляют о своей свободе не соглашаться с хуситами, но на самом деле последние не терпят инакомыслия.

(Продолжение следует)


ECFR — это основанный в 2007 году международный аналитический центр, один из так называемых think tanks, который специализируется на вопросах внешней политики и безопасности. Созданный представителями европейской элиты, центр ставит своей задачей укрепление роли Европы в мировой политике.

Авторы статьи — научные сотрудники Хелен Лакнер и Райман Аль-Хамдани.

Хелен Лакнер также является научным сотрудником Школы востоковедения и африканистики (SOAS) Лондонского университета. Ее последняя книга — «Йемен в кризисе: автократия, неолиберализм и распад государства». Она также является редактором Журнала Британо-йеменского общества.

Аль-Хамдани числится исследователем Центра политики Йемена и является экспертом в области безопасности и развития на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он представляет Йемен в Департаменте операций по поддержанию мира ООН.