Жанна Тачмамедова, эксперт РВС, психолог

Бандераюгенд. Какое «племя» взращивают на Украине?

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Жанна Тачмамедова
Жанна Тачмамедова

Жанна Тачмамедова: Добрый день! То, что мы сейчас в этих роликах видели… Может показаться, что это некие маргиналы у себя дома как-то по-своему воспитывают детей, и что это, на самом деле, никакого отношения не имеет к государственной политике Украины. Мало ли какие маргиналы есть в любой стране?

Но штука в том, что нацистская идеология стала на самом деле государственной идеологией, и Бандера провозглашен национальным героем Украины.

Национальными героями, правда, теперь уже слегка стухшими, считают на Украине и членов батальона «Азов»*, открыто исповедующих нацизм и не стесняющихся лепить повсюду нацистскую символику.

Какими растут дети, живущие в таком культурном и информационном пространстве и с такими новыми национальными героями? Важно понимать, что реабилитация и героизация нацизма, ставшего государственной идеологией, проникла во все сферы жизни украинского общества.

Она проникла в школы и даже в детские сады. В 2015 году президент Украины Петр Порошенко подписал указ о Стратегии национально-патриотического воспитания молодежи. В указе отмечается, что детей нужно воспитывать на идеалах, исповедовавшихся в отрядах Карпатской Сечи и УПА*.

Если присмотреться к основным чертам воспитания молодежи Украины, то мы увидим, что они весьма схожи с основными принципами воспитания молодежи в нацистской Германии. О каких схожих чертах идет речь?

1. Идея национального превосходства

Взращивание идей превосходства представителей украинского народа над русскими

То есть тот самый нацизм. Вспомним кричалки времен Майдана: «Кто не скачет, тот москаль». Тогда ведь еще не было никакой спецоперации. А определенное превосходство, презрение и враждебность к группе людей по национальному признаку уже формировалась. И эти речевки произносили дети в школах. Мы все имели возможность наблюдать, сколь массовым было данное явление.

Похожее отношение формировалось в немецком обществе во времена гитлеровской Германии в отношении евреев и затем славян. Их одновременно представляли как некую опасную силу, грозящую немцам уничтожением, при этом наделяя неприятными, отталкивающими чертами.

Маленьким детям внушали, что издеваться на теми, кто не является представителем арийской «нормы», — это правильно. Вот книга [демонстрируется слайд] где немецкие дети радостно издеваются над евреями и прогоняют из школы учителя-еврея и еврейских детей. Название книги можно перевести как «Не верь лису в овраге и еврейской присяге» («Не доверяй ни одному лису на вересковой пустоши, ни клятве еврея»), вышедшей в 1936 году в Германии. Иллюстрации Эльвиры Бауэр.

Так детям сызмальства внушали ненависть к евреям.

Важным элементом пропаганды является не только воспитание ненависти. Евреи здесь показаны уродливыми, отталкивающими. Неполноценными людьми, теми самыми унтерменшами. Их расчеловечивали.

То же самое делали в информационном пространстве украинские пропагандисты. Вспомним, как погибшую в ДНР женщину они называли «самкой колорада». [Демонстрируется слайд.]

Хорошей иллюстрацией того, какое отношение к народу России формируют у украинсих детей, является «Повстанческая азбука» — книжка для детей младших классов, распространявшаяся в украинских школах. Ее написал Олег Витвицкий. В ней в стихотворной форме рассказывается о юном бандеровце, члене ОУН*. Россия представлена как ханство страха, резни.

Зачем расчеловечивание нужно нацистским пропагандистам? Немецкие нацисты открыто говорили, что Untermenschen — недочеловеки — выбыли из системы моральных прав, свидетельствующих о единстве рода человеческого. Нельзя убивать человека — его может быть жалко, в обществе это считается тяжким преступлением. Но вот истребить крысу — можно.

Сжигать в печах евреев и славян в Германии начали не сразу. Сначала немецкое общество долго готовили. Уровень насилия возрастал постепенно. Но дошло всё до известных нам процессов.

Военный историк Мэри Р. Хабек подтверждает, что «солдаты и офицеры думали о русских и евреях как о «животных»… которые должны были погибнуть.

Речь идет о никак не сдерживаемой какими-либо общественными рамками агрессии. Жестокость, чувство превосходства становится нормой. В детях ломают или просто не дают сформироваться нормам морали. Детству свойственно непонимание границ дозволенного, они формируются в процессе воспитания. Им присуще некоторое ощущение всемогущества, они не до конца понимают концепцию смерти. Всё это позволяет сделать из них особенно жестоких убийц и угнетателей. Их в гитлеровской Германии и воспитывали.

«Мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир, молодежь резкую, требовательную, жестокую. Я этого хочу. Молодежь должна обладать всеми этими качествами, она должна быть безучастной к страданию. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя», — требовал Гитлер.

Воспитание детей в таком ключе и привело к тому, что из воспитанников гитлерюгенда создавались айнзатцгруппы и зондеркоманды СС, чинившие изуверские преступления на оккупированных территориях.

В идеологическом отношении 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» была одним из самых фанатичных соединений в войсках СС. И самых жестоких.

А начиналась подобное воспитание со специфических детских книжек.

Иллюстрация Эльвиры Бауэр
Иллюстрация Эльвиры Бауэр

2. Культ смерти

Есть и вторая важная черта, присутствующая в воспитании детей в духе нацизма в тогдашней Германии и нынешней Украине. Нацистская милитаризованная культура «юношеского рейха» была в большой степени замешана на воспевании смерти и мертвых, на германской мифологии, где центральным божеством был бог войны и смерти Один, окруженный воинством мертвецов, вместе с которыми он выходил на кровавую «дикую охоту».

Таким Одином для немецких детей стал Гитлер. В юношеской среде был создан культ Гитлера. Он «существовал в неразрывной связи с культом смерти и формировал, по сути, религиозный догмат смерти за фюрера как пути к вечной жизни, в новое время и новую Германию», — пишет историк-исследователь Гвидо Кнопп.

Нацистские песни тех времен наполнены сюжетами о том, что воинство живых сопровождается «воинством мертвецов». В строках песен и в их названиях часто встречается мотив смерти.

Песенные строфы и названия становились лозунгами: «Германия должна жить, даже если нам придется умереть» (Г. Лерш), «За будущее Германии мы пойдем на смерть» (Г. Хаммер), «Знамя больше, чем смерть» (Б. фон Ширах) и проч. Показателен текст Г. Анакера «Многим придется пасть» (Heinrich Anacker, Fallen müssen viele).

Иллюстрация из книги «Повстанческая азбука»
Иллюстрация из книги «Повстанческая азбука»

На Украине

Известно, что активную роль в воспитании молодежи на Украине играл тот самый батальон «Азов»*. [Демонстрируется слайд, потом видеоролик.]

На Украине существует целая сеть детских лагерей с так называемым патриотическим воспитанием, которое проводят в том числе и члены «Азова»*.

На ролике, снятом журналистами «Нью-Йорк Таймс», показано, как дети в подобном лагере читают молитву азовцев*: «Украина, святая мать героев, сойди в сердце мое, прильни бурей ветров кавказских, шумом карпатских ручьев, боев славного завоевателя отца Хмеля, триумфом и шумом пушек революции, радостным гомоном Софийских колоколов. Пусть душа моя в тебе возродится, славой твоей озарится, ибо ты вся жизнь моя, ибо ты всё счастье мое.

Зазвони мне лязгом кандалов, скрипом виселиц унылой утренней порой, принеси мне вопли замученных в подвалах и тюрьмах, и в ссылке, чтобы вера моя была гранитом, чтобы росло рвение, мощь, чтобы смело я шел в бой так, как шли герои за тебя, за твою славу, за твои святые идеи; чтобы отомстить за позор неволи, попранную честь, пытки палачей твоих, невинную кровь замученных детей твоих, величественную смерть героев украинской нации и тысяч других неизвестных нам, чьи кости разбросаны или тайком погребены.

Сожги огнем жизнетворным всю слабость в сердце моем. Пусть не знаю я страха, не знаю, что такое колебания. Укрепи мой дух, закали волю, в сердце поселись моем! Взрасти меня для светлых поступков. В поступках этих пусть найду смерть, сладкую смерть в муках за тебя. И растворюсь в тебе, и вечно буду жить в тебе, исконная Украина, святая, могучая, соборная!»

Обратите внимание на воспевание «сладкой смерти» и желание раствориться. Всё это очень сильно напоминает черты почти религиозного культа смерти за фюрера, царившего в гитлерюгенде. Отдельно стоило бы рассмотреть и обращение в молитве к некоей Матери героев.

Учитель Бандеры, Дмитрий Донцов — общепризнанный ведущий теоретик украинского национализма, открыто писал о том, что культ Богородицы (в его понимании) соответствует Кибеле, «матери богов». Мистерии Кибелы — одни из наиболее древних и бесчеловечных. Это оргиастический матриархальный тайный культ. Он немыслим без человеческих жертвоприношений. Так что религиозность азовцев*, видимо, связана с самыми темными матриархальными культами. К ним же они приучают и украинских детей.

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Участники конференции «Нацизм и дети»
Участники конференции «Нацизм и дети»

Коллективизм, образ будущего

Многие воспитанники гитлерюгенда, потом искренне раскаявшиеся и осудившие деятельность Третьего рейха, тем не менее заявляли, что эти годы, проведенные в крупнейшей тогда молодежной организации в мире, были самыми счастливыми в их жизни.

Это ощущение у них возникало, когда они вспоминали об атмосфере братства. Дети в гитлерюгенде жили в палаточных лагерях, их водили в походы, они пели песни у костра. Они учились воинскому искусству.

И еще один немаловажный аспект: детям непрестанно говорилось, что у них есть миссия, цель и смысл жизни — спасать Германию, поднимать свою нацию. А любой человек и живет полноценной жизнью, и эффективность его деятельности повышается во много раз, если у него есть высокая цель, лежащая вне его личных интересов.

В нацистской Германии эта цель была темной и зловещей. Детей превратили в инструмент, в машину убийства. Но они ею стали не потому, что ходили в походы и пели песни у костра. И даже не потому, что их учили владеть оружием. Это произошло потому, что оружие это было направлено на то, чтобы топтать слабых, уничтожать всех, кто не похож на тебя.

Но ведь оружие можно направить и на защиту слабых. Сильных и смелых людей можно воспитать в любви к ближним. Сила и доброта — это вовсе не противоположные понятия, как сейчас это многим хочется представить. Идеи равенства и братства можно расширить на весь род человеческий, а не на отдельные группы избранных. Именно эти идеи исповедуются в христианстве и коммунизме. Именно таких детей воспитывали в СССР. Они тоже ходили в походы, учились воинскому искусству и готовности жертвовать ради большой цели. Но их воспитывали в духе равенства и интернационализма, а не нацизма. И смогли воспитать молодежь, сумевшую дать отпор нацизму, перед которым пал ниц весь остальной мир.

А теперь возникает закономерный вопрос: сможет ли дать отпор нацизму наше сегодняшнее подрастающее поколение? В каком духе воспитывают его?

Нынешнее поколение воюющих на Украине российских солдат выросло, еще не успев отравиться цифровизацией и вкусить полностью от реформ образования с его геймификацией. Поэтому в России пока, на данный момент, нашлось достаточно людей, не зараженных игровой зависимостью, не попавших в тотальный плен паутины соцсетей. Цифровизация не разрушила их здоровье, не исказила процесс развития головного мозга, не привела к инфантилизации и другим психическим нарушениям.

Однако нынешние школьники подвергаются этим разрушительным процессам тотально. Что произойдет через несколько лет, когда они столкнутся со своими сверстниками из Украины, воспитанными в милитаристском и нацистском ключе?

Мы часто говорим о том, что нынешняя молодежная и образовательная политика в России, превращающая детей в «слизь», осуществляется по западным методичкам. Очевидно, что ополчившемуся на нас сейчас Западу не нужно, чтобы в России росли и формировались сильные, смелые, волевые и развитые граждане, способные дать отпор надвигающемуся на нас фашизму. Но судя по тому, как наши чиновники упорно не хотят нас слышать, можно сделать вывод, что и элите нашей не хочется, чтоб народ России состоял из таких граждан? Власть имущим закономерно хочется иметь граждан в подчинении. Наверное, в том, чтобы держать народ в состоянии слизи, им видится собственное безопасное существование.

Не будем говорить о чудовищной аморальности такого отношения к собственным гражданам. Скажем лишь, что кончится это тем, что в Россию придут другие народы, которые зачистят территорию и от простых российских граждан, и от элиты.

В упомянутой нами выше «Повстанческой азбуке» юные бандеровцы завершают свой поход в горящей Москве. Именно на это и ориентируют нынешних украинских детей.


* — Организация, деятельность которой запрещена в РФ.