В чем причина внезапного отказа Киргизии от проведения учений ОДКБ?
10 октября посла Киргизии Гульнару-Клару Самат пригласили в МИД России, где зам. главы МИД РФ Андрей Руденко попросил представителя Бишкека объяснить суть демарша с отказом среднеазиатской республики от проведения совместных учений Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Накануне, 9 октября Киргизия отменила запланированные командно-штабные учения «Нерушимое братство — 2022» с миротворческими силами ОДКБ, которые должны были состояться с 10 по 14 октября в учебном центре «Эдельвейс» войсковой части 20636 в Балыкчы (быв. город Рыбачье) Иссык-Кульской области. При этом министерство обороны Киргизии никак не прокомментировало причину отказа, хотя объявило о своем решении менее чем за сутки до начала мероприятия.
Часть аналитиков и экспертов увидели в протесте киргизской стороны претензии к Организации, которая отказалась принять сторону Бишкека в кровопролитном вооруженном конфликте на киргизско-таджикской границе в середине сентября 2022 года. Киргизия пострадала в этом инциденте значительно серьезнее своего соседа: и морально (вооруженные силы Таджикистана перешли границу и хозяйничали на территории страны-соседки) и физически (конфликте унес жизни 62 граждан Киргизии, более 180 получили ранения, в то время как со стороны Таджикистана погибли 40 человек, а пострадали 20).
21 сентября на заседании парламента Киргизии депутат Балбак Тулобаев призвал не приглашать таджикских военных, как участников агрессии против соседей, на запланированные в октябре учения ОДКБ, а также потребовал от властей не отправлять киргизских военнослужащих на учения в Таджикистан.
22 сентября секретарь киргизского Совета безопасности Марат Иманкулов вынужден был опровергать сообщения в соцсетях о намерениях расторгнуть Договор и заверил, что Киргизия даже не думала выходить из ОДКБ из-за конфликта с Таджикистаном. Любопытно, что аналогичные сообщения о планах выхода из объединения почти одновременно появились в соцсетях Казахстана, и местным властям также пришлось их опровергать.
Тогда Иманкулов предложил пересмотреть правила участия стран в объединении и ввести правило, что если какая-либо держава отказывается от решения возникающих между странами ОДКБ проблем мирным путем, то ее следует исключить из организации.
В тот же день в Нью-Йорке министр иностранных дел Киргизии Жээнбек Кулубаев в рамках рабочей встречи министров иностранных дел государств — членов ОДКБ обрисовал видение Бишкеком ситуации на киргизско-таджикской государственной границе, которые, по мнению киргизской стороны, стали возможны из-за резкого обострения «противоправных, провокационных и деструктивных действий Таджикистана».
Однако для ОДКБ само обсуждение вопроса о вооруженных столкновениях между странами — участницами Договора о коллективной безопасности — выглядело дико (хотя о непримиримых противоречиях двух членов ОДКБ было всем хорошо известно), и Киргизия так и не дождалась публичного осуждения таджикской агрессии. В секретариате ОДКБ заверили, что внимательно следят за ситуацией, поддерживают прекращение огня и начавшиеся переговоры, и только. Не удовлетворились в Бишкеке и реакцией МИД России, который на очередную кровавую стычку заклятых соседей отреагировал весьма сдержанно. И тогда лицемерное сочувствие со стороны Турции, ЕС, США оказалось весьма кстати.
4 октября указ президента России Владимира Путина о награждении таджикского лидера Эмомали Рахмона орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени с формулировкой «за обеспечение региональной стабильности и безопасности» стал для киргизов последней каплей.
Напряжение между соседями вылилось в словесную перепалку внешнеполитических ведомств. 5 октября пресс-секретарь МИД Киргизии Чингиз Кустебаев в Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ) перефразировал повод для награждения Рахмона, назвав действия руководства Таджикистана «подрывом мира и согласия» в Средней Азии и указал, что награждение таджикского президента «вызывает обоснованное недоумение». 7 октября Таджикистан вручил ноту протеста послу Киргизии Эрлану Абдылдаеву в связи с недостойным высказыванием представителя киргизского МИД.
8 октября 2022 года уже в МИД Киргизии был приглашен чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана Назирмад Ализода, которому особо подчеркнули, что гражданин демократического государства имеет право свободно выражать свое мнение, а вот Душанбе продолжает создавать «атмосферу нетерпимости и межнациональной вражды».
На фоне разгорающегося скандала Садыр Жапаров отказался принять участие в неформальном саммите лидеров стран СНГ в Санкт-Петербурге, где вместе с юбиляром Путиным чествовали бы недавнего юбиляра Рахмона. И если переговоры двух среднеазиатских лидеров в разгар конфликта на саммите ШОС никто бы осудить не посмел, то в текущих условиях оппозиция легко могла приписать Жапарову предательство интересов нации.
А далее последовало то самое решение минобороны Киргизии без пояснений отменить военные учения ОДКБ «Нерушимое братство — 2022». Заместитель председателя правительства Киргизии Эдиль Байсалов пояснил 10 октября, что общественность бы негативно прореагировала на участие армии в предстоящих учениях ОДКБ вместе с недавним агрессором — армией Таджикистана.
Байсалов подтвердил нерушимость членства Киргизии в ОДКБ, но подчеркнул, что все понимают, что «у Москвы сейчас очень много других острых вопросов, <…> чтобы одновременно следить за порядком, поддерживать мир и спокойствие во всех областях своей глобальной ответственности».
Как считает востоковед, политолог и профессор Санкт-Петербургского государственного университета РФ Александр Князев, отмена учений ОДКБ Киргизией является показателем сиюминутного подхода властей республики к данному вопросу.
«Локальный конфликт с Таджикистаном переносится на площадку ОДКБ, и на самом деле таким образом дискредитирует эту организацию. При том, что киргизская сторона, так же как и таджикская, неоднократно отказывалась от российских предложений об участии в урегулировании киргизско-таджикского конфликта и от предложений со стороны ОДКБ в том числе», — отметил Князев.
Отмена учений и поездки киргизского лидера в Санкт-Петербург совпала с визитом в Бишкек исполняющей обязанности помощника госсекретаря по связям с общественностью Элизабет Кеннеди-Трюдо, которая сообщила, что США видят Киргизию сильным партнером и готовы продолжить переговоры по новому базовому Соглашению между правительствами двух стран.
Официально Кеннеди-Трюдо прибыла в Бишкек для «поддержки свободы прессы, гендерного равенства и инклюзивного экономического развития». Но истинные причины интереса американской администрации к Средней Азии ранее ясно выразила заместитель помощника директора Агентства США по международному развитию (USAID) Анджали Каур. По словам Каур, задача американской политики в регионе состоит в том, чтобы «в конечном счете отстыковать Среднюю Азию от российской экономики».
Интересно, что это второй случай с начала российской спецоперации на Украине, когда Киргизия совершила целенаправленный антироссийский кульбит, вероятно, в качестве подтверждения намерений развивать сильное партнерство с заокеанским светочем демократии.
В апреле в день приезда заместителя государственного секретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и правам человека Узры Зеи киргизские власти объявили, что бывшая советская республика не будет широко праздновать победу над фашизмом, а традиционный парад 9 мая заменит митингом-реквиемом и маршем военнослужащих.
Ясно, что на экономической и исторической войне с Россией посредством среднеазиатских республик США не остановятся. Развал военного союза коллективной безопасности стран бывшего СССР также стоит на повестке дня.
Не далее как в середине сентября визит делегации палаты представителей Конгресса США во главе со спикером Нэнси Пелоси в Ереван сопровождался резкими заявлениями о возможности приостановки членства председательствующей в ОДКБ Армении, поскольку организация не оказала военную поддержку союзнику в новом витке противостояния с Азербайджаном.
«Решение минобороны Киргизии об отмене учений ОДКБ — это показатель эффективности той активности, которую Соединенные Штаты проявляют в отношении всех стран Средней Азии» — пояснил Александр Князев.
Профессор Князев напомнил, что в настоящее время США готовят новые соглашения по военному сотрудничеству с Киргизией, Туркменией и Узбекистаном, а с Таджикистаном в августе провели совместные учения.
«При этом Вашингтон работает и с киргизскими элитами», — указал востоковед и заключил, что внезапная отмена Бишкеком маневров ОДКБ на своей территории — «это показатель эффективности той активности, которую Соединенные Штаты проявляют» в отношении государств Средней Азии.
Вице-президент по научной работе Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (ЭТЦ, Центр Кургиняна) Юрий Бялый полагает, что все киргизско-таджикские приграничные войны, идущие за сельскохозяйственные земли, воду, контроль за наркотрафиком, умело подогретые извне, не что иное, как «попытка „попробовать на зуб“, то есть оценить реальную дееспособность ОДКБ».
«Это, далее, попытка оценить, насколько „малые“ страны ОДКБ готовы слушать Россию. Это, наконец, еще и „разведка боем“ насчет способности России встретить „угрозу с юга“. В любом случае России неизбежно придется срочно и решительно гасить этот „праздник непослушания“», — подчеркнул Бялый.
Словно в подтверждение слов Бялого, помощник президента РФ Юрий Ушаков анонсировал 13 октября встречу президента России Владимира Путина в Астане с главами Киргизии Садыром Жапаровым и Таджикистана Эмомали Рахмоном, на которой президенты обсудят события, произошедшие в прошлом месяце на киргизско-таджикской границе.
Как написал Александр Князев, на этой встрече будет выявлен зачинщик последнего кровопролития на границе, а «кто с российскими предложениями не согласится, того и будем считать главным виновником продолжения войны».