На освобожденных территориях Украины находится большое количество различных предприятий, все их объединяет один вопрос — «что дальше?»

Предприятия на освобожденных территориях Украины. Состояние, перспективы

Александр Дейнека. Донбасс. 1947
Александр Дейнека. Донбасс. 1947
Александр Дейнека. Донбасс. 1947

На освобожденных территориях Донбасса и Украины налаживается мирная жизнь. Промышленные предприятия возобновляют деятельность. Некоторым из них в ходе освобождения был нанесен урон, но многие пришли в упадок раньше — из-за провальной экономической политики киевского режима. Теперь им предстоит непростой период восстановления.

В Донбассе хорошо развита угольная и металлургическая промышленность. Семь крупнейших заводов региона входят в Южный горно-металлургический комплекс (ЮГМК). В ДНР это Макеевский металлургический завод, Макеевский коксохимический завод, Енакиевский металлургический завод, Комсомольское рудоуправление, а в ЛНР — Алчевский металлургический комбинат и Стахановский ферросплавный завод.

Следует отметить, что с 2017 года всю металлургию и угольную промышленность в регионе контролировала украинская компания «Внешторгсервис». Однако летом 2021 года она передала управление ЮГМК, принадлежащему российскому бизнесмену Евгению Юрченко. На заводах сразу начали выплачиваться долги по зарплате, были проведены ремонтно-восстановительные работы. Предприятия резко активизировали работу, туда пошли инвестиции.

По мере освобождения территорий ЛНР и ДНР у этих заводов появился дополнительный потенциал, они могут обзавестись новыми направлениями сбыта в РФ, восстановить связи со старыми партнерами. Продукция предприятий, которая широко представлена на внутреннем рынке, получает выход на российский рынок.

В Донбассе, помимо перечисленных, существует множество других предприятий. Некоторые из них получили значительные повреждения. В их числе металлургический комбинат имени Ильича и «Азовмаш» в Мариуполе. Первый завод восстанавливают, и его сотрудники готовы вернуться к производственной деятельности. Что касается завода «Азовсталь», то там проводится обследование, чтобы определить его судьбу. Поступают различные предложения, включая создание на этом месте технопарка.

В восстановлении предприятий ДНР и ЛНР принимают активное участие их сотрудники. К примеру, в Волновахе, где на хлебозаводе сгорели лаборатория, склад и ряд производственных цехов, работники проводили расчистку, устраняли пробоины, восстанавливали оборудование. В результате завод смог возобновить деятельность.

Также в Донбассе есть немало предприятий, которые не пострадали. Среди них «Диановская птицефабрика» в селе Кировское Волновахского района, которая является одним из крупнейших производителей мяса на освобожденной территории ДНР. Она перезапустила производство, до конца 2022 года там планируется существенно нарастить объемы продукции.

Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин заявил, что власти ставят своей задачей обеспечение деятельности и развития предприятий на освобожденных территориях.

«В соответствии с Конституцией ДНР, право частной собственности охраняется законом. Если собственники этих предприятий будут готовы работать в правовом поле республики и продолжат функционировать, мы окажем всяческое содействие. Естественно, только в том случае, если они не являются военными преступниками или их пособниками», — сказал он.

Иначе, чем в Донбассе, обстоят дела на освобожденных территориях в Запорожской и Херсонской областях, которые ранее находились под киевским режимом. Там промышленность после 2014 года находится на грани выживания. Многие предприятия закрылись, на других после разрывов контрактов с Россией в разы упали продажи и в то же время резко выросла оплата за энергоносители. Некоторые заводы были перепрофилированы под нужды украинских националистов — они выпускали мины, снаряды.

Теперь там идет постепенное возрождение промпроизводства. К примеру, так происходит в Мелитополе (Запорожская область), где находится целый кластер предприятий по производству деталей для автомобилей и сельхозтехники. В частности, к работе приступил завод «Автогидроагрегат», который когда-то выпускал запчасти для советского и современного автопрома (для автомобилей «Таврия», «Жигули», «Москвич», «Ока»).

«В 2014 году, когда у нас порядка трех месяцев машины простаивали на границе, блокированные националистами, нам сказали: „Ребята, извините, но мы в таком режиме работать не можем“. И все те связи, которые выстраивались годами и десятилетиями, были оборваны в течение нескольких месяцев», — рассказал журналистам директор завода Виталий Ярчук.

На сегодняшний день работа предприятия налаживается, возобновляются связи с российскими и белорусскими предприятиями. На предприятии будут выпускать тормозные цилиндры и амортизаторы к легковым и грузовым автомобилям («Газелям», УАЗам).

Сходная ситуация и на мелитопольском заводе «Гидросила», производящем гидравлические распределители для сельхозтехники и тяжелой техники. Предприятие простаивало восемь лет, но теперь снова запущено. Пока оно работает не в полную силу, выстраиваются логистические цепочки. Однако у завода большой потенциал.

Еще в одном крупном городе Запорожской области — Бердянске развита пищевая промышленность, есть агропромышленный комплекс, колбасный завод, мясокомбинат, хлебокомбинат. Также там существуют такие предприятия, как «Азовкабель» (силовые кабели), «Азмол» (ГСМ), «Бердянские Жатки» (сельхозмашины), завод железобетонных конструкций и другие. Положение дел на многих из них не особенно хорошее, и виной этому вовсе не российская спецоперация, а банкротства, рейдерские захваты, уголовные дела. Чтобы возродить эти предприятия, потребуется решение вопросов с собственниками, грамотные волевые руководители и вложение средств с жестким контролем их использования.

Если говорить о Херсонской области, то тут, прежде всего, стоит упомянуть Северо-Крымский канал, который начинается от Каховского водохранилища. Освобождение территории позволило возобновить подачу воды в Крым. Также канал орошает сельхозугодья, площадь которых в Херсонской области около 2 млн га — больше, чем в любой другой области Украины (для сравнения: площадь сельскохозяйственных земель Ростовской области — 2,2 млн га).

Что касается промышленных предприятий, то во времена СССР в Херсоне работало много крупных заводов, но с тех пор большинство из них закрылось или влачит жалкое существование. Тем не менее в целом в регионе существуют более 200 предприятий, занятых в судостроении, машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности, электроэнергетике, химической и целлюлозно-бумажной промышленности.

Ситуация на многих заводах плачевная. К примеру, Херсонский машиностроительный завод, являющийся единственным производителем зерноуборочных комбайнов на Украине, находится на грани рентабельности. Аналогичное похожее положение дел и на ряде других предприятий (Херсонском судостроительном заводе, заводе карданных валов и пр.), где были большие проблемы, вызванные сменой собственников и нехваткой финансирования. Между тем в стратегической перспективе работу там можно наладить и интегрировать в российскую схему производства.

Так, для восстановления работы Херсонского судостроительного завода уже поступило инвестиционное предложение. На предприятии остались инженерные кадры, при этом им потребуется помощь российских специалистов.

«Мы приняли промышленность практически в остановленном положении. Нужны заказы, которых раньше не было. Крупные заводы в нерабочем состоянии… Сейчас у нас большие проблемы с заказами для этих предприятий. Но мы надеемся, что эти заказы после присоединения к Российской Федерации у нас активизируются, мы этот город реанимируем как промышленный центр», — заявил 2 августа «Интерфаксу» глава временной администрации города Александр Кобец.

И всё-таки сегодня Херсонская область — это, прежде всего, сельскохозяйственный регион, и тут дела обстоят намного лучше, чем с промпроизводством. Ведущая роль принадлежит растениеводству, область является одним из национальных лидеров по выращиванию бахчевых культур, томатов, сладкого перца. Сельхозпродукция из Херсонской области с мая поставляется в Крым. На сегодняшний день для херсонских фермеров это практически единственное место сбыта товара. При этом стоимость нередко оказывается ниже стоимости аналогичной продукции крымских фермеров.

Вывод

Очевидно, что предприятия на освобожденных территориях ЛДНР и Украины без российской помощи не выживут. Также очевидно, что крупные работающие предприятия на освобожденных территориях сразу снимают целый ряд социальных проблем, которые, без сомнения, наступают.

Не стоит забывать, что эти предприятия в основном и так ориентируются на российский рынок, что упрощает задачу. А в условиях санкционного давления Запада вопрос еще более тесной интеграции их в российские производственные цепочки становится суперактуальным, как для самих предприятий, так и для российской экономики.