Развертывание масштабного производства на новой дальневосточной верфи является стратегической задачей для нашей страны

Сможет ли Россия наладить стабильный выпуск кораблей на судоверфи «Звезда»?

Петр Столяренко. На судоремонтном заводе (фрагмент). 1957
Петр Столяренко. На судоремонтном заводе (фрагмент). 1957

С началом СВО остро встал вопрос о путях экспорта энергетических продуктов из России. Западные страны стремятся максимально сократить закупки нефти и газа из России, стараются всячески ограничить доход нашей страны от продажи нефти и газа, устанавливая ценовые потолки. Восточные государства пользуются этой ситуацией и покупают наши сырьевые товары со скидкой.

В этой ситуации нашей стране необходимо оперативно выходить на новые рынки сбыта. Сделать это проще всего, используя морские торговые пути. Так гораздо проще обходить западные санкции и доставлять продукцию в ту точку, где за нее готовы платить наиболее высокую цену; поставляя же нефть и газ по трубопроводам, выбирать покупателя гораздо сложнее.

Соответственно, необходимо резкое наращивание Россией своего танкерного флота.

Официально Россия сейчас располагает 10 танкерами типоразмера Suezmax и 32 судами типоразмера Aframxes. При этом, по оценке экспертов, России необходимо свыше 200 только нефтеналивных танкеров, а ведь есть еще и сжиженный природный газ, для которого нужны соответствующие морские газовозы.

Правда, в СМИ активно обсуждается «теневой» российский танкерный флот. ИА Красная Весна писало о признаках наращивания Россией своих «танкерных мощностей». В этой же статье отмечалось, что речь идет о скупке старых танкеров, многие из которых уже выходили свой ресурс. Соответственно, обеспечение России современными танкерами — актуальнейшая задача вне зависимости от наличия или отсутствия у нас теневого танкерного флота.

Читайте также: США начали атаку на «теневой» танкерный флот. Российский ли он?

Сложившаяся ситуация заставляет обратить пристальное внимание на возможности наших судостроительных верфей. Рассмотрим перспективы строительства нефтяных танкеров на судостроительном заводе «Звезда», который начал возводиться на Дальнем Востоке в 2009 году.

Эта судоверфь может производить гражданские суда водоизмещением до 300 тыс. тонн; нефтяные танкеры таких размеров ранее в нашей стране не производились. Водоизмещение самых больших нефтеналивных танкеров, выпускавшихся в СССР на Керченском заводе «Залив», было 180 тыс. тонн.

Обсудим возможности самой судоверфи, а также попробуем ответить на вопросы: насколько готова наша промышленность обеспечивать «Звезду» соответствующей продукцией для строительства больших судов? Какова степень зависимости производства танкеров от импортных деталей, технологий и оборудования?

Особенно интересна текущая ситуация, сложившаяся после начала СВО на Украине. Какой вред «Звезде» нанес и еще сможет нанести своими санкциями коллективный запад?

Судостроительный комплекс «Звезда» создан консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Портфель заказов ССК «Звезда» насчитывал в 2021 году 56 судов. Из них отметим 12 нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс». Рассмотрим, как справляется наша новая судоверфь с выполнением этого заказ.

Проект «Афрамакс» для «Звезды»

Нефтеналивные суда типа «Афрамакс» предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. Длина танкера — 250 метров, ширина — 44 метра, дедвейт — 114 тыс. тонн, скорость — 14,6 узла, ледовый класс — ICE-1А.

Техподдержку в проектировании и строительстве «Афрамаксов» оказывала южнокорейская Hyundai Samho Heavy Industries Co. Ltd. Также важно добавить, что «Афрамаксы» для «Звезды» разрабатывались с учетом возможности использования газомоторного топлива, а разработка проектной документации для строительства танкеров была поручена АО «ЦКБ «Лазурит».

Таким образом, мы не просто покупали передовые технологии в Корее, но и учились их воспроизводить.

Технологические операции, осуществляемые и запланированные на «Звезде»

Металлический прокат, поступающий на «Звезду», подвергается процедурам резки, сварки и гибки. Затем элементы будущего корабля окрашиваются в окрасочных камерах. Необходимые для корабля трубы изготавливаются в трубообрабатывающем цехе. Далее будущий корабль попадает на достроечный стапель, а окончательная достройка судна осуществляется в сухом или плавучем доках.

Следует отметить высокий уровень автоматизации производственных процессов. Так, все металлические детали, необходимые для производства «Афрамакса» нарезаются за 16 дней при двухсменной работе, а само судно изготавливается в течение 9 месяцев.

Строительство судоверфи еще не завершено и в нынешних условиях не остановлено.

В планах 2023–2026 годов — строительство цехов гальванического и горячего оцинкования. По состоянию на сентябрь прошлого года проект находился на стадии предпроектных проработок.

Также 11 июля 2023 года появилась информация, что Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на строительство грузовой набережной номер два, предназначенной для приемки и разгрузки поставляемых водным путем корпусных блоков массой до 3,5 тыс. тонн и единичных грузов до 100–500 тонн. Кроме того, набережная имеет вспомогательную функцию — достройка судов типа усиленного ледового класса.

Технологическое оборудование на «Звезде»

В последние годы центр мирового судостроения переместился в Азию. Мировой рынок гражданского судостроения захвачен корейскими, китайскими и японскими верфями. По итогам 2018 года загрузка южнокорейских верфей составила 80%, китайских — 38%, японских — 27%, а средний показатель загрузки верфей в остальных странах мира — 15%. Фирмы из ведущих кораблестроительных азиатских стран и стали поставщиками основного технологического оборудования на «Звезду».

Так, ключевое крановое оборудование изготовлено китайской компанией China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC), тендер на поставку стапельных опорных устройств и оснастки выиграла корейская компания Sangsangin Ship Machinery Co. Ltd, эта же компания поставила линию автоматической трубообработки, китайская компания China Communications Construction Company, строила доки и проводила дноуглубительные работы.

Сопутствующие производства на Дальнем Востоке

Помимо собственно судоверфи, в 2019 году недалеко от «Звезды» был возведен завод винторулевых колонок Сапфир — совместное предприятие Роснефти и General Electric.

Прежде, чем перейти к описанию еще не возведенных производств, следует отметить, что информация о них фрагментарна и довольно противоречива. Видимо, в связи со стратегической важностью «Звезды» и опасностью введения санкций против ее партнеров, информация просачивается в СМИ с большим трудом.

Для обеспечения предприятия листовым прокатом в 2021 году в 5 км от «Звезды» в бухте Суходол начал возводиться приморский металлургический завод. Информации о текущем состоянии данной стройки в открытых источниках нет.

При этом появилась информация о начале строительства там же, на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Большой Камень» завода металлопроката «РМ — стил.ДВ» компании ООО «РМ — стил».

Также сообщается, ПСБ и ООО «РМ — стил» в ходе XXVI Петербургского международного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее финансирование проектов ООО «РМ —стил» банком ПСБ.

Запуск завода металлопроката «РМ — стил.ДВ» ожидается в 2023–2024 году.

Понять из открытых источников, будут ли построены оба предприятия или только «РМ — стил.ДВ», или только приморский металлургический завод «Роснефти» на данный момент не представляется возможным.

Источники стального проката для «Звезды»

Доля судовой стали в себестоимости танкера составляет до 20% в зависимости от ледового класса. Так как строительство новых металлургических мощностей на Дальнем Востоке еще не завершено, стальной прокат необходимо доставлять на «Звезду» с других заводов.

Соответственно, пока новые металлургические предприятия на Дальнем Востоке не построены, специально для закупок стального листа на «Звезду» в 2016 году «Роснефтью» и УГМК было создано совместное предприятие Восточная горно-металлургическая компания.

Изначально поставки шли в основном из Азии: китайские компании поставляли на судоверфь около 15–20% от необходимой стали, российские производители — 10–15%, всё остальное была корейская сталь.

Судя по всему, возить стальной прокат российского производства не из Дальневосточного Федерального Округа экономически менее выгодно, чем покупать его в Китае или Корее. Соответственно, пока на российском Дальнем Востоке нет соответствующего металлургического производства, когда есть возможность, «Звезда» закупает азиатскую сталь, когда нет, везет российскую из-за пределов Дальневосточного Федерального Округа.

Так, металлопрокат под строительство головного линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК — 120Я, шифр «Лидер») поставила компания «Северсталь».

В то же время, в мае 2023 года из Китая в речной порт Хабаровска отправились четыре баржи вместимостью по 1000 тонн каждая. В числе грузов отмечается машиностроительная продукция и стальной прокат.

Поставщики ключевых систем для «Афрамаксов»

Ключевые агрегаты для производства «Афрамаксов» на «Звезде» ожидаемо иностранного производства.

Так, двигатели разработала швейцарская компания Winterthur Gas & Diesel (WinGD). Производят их в Южной Корее.

Ряд российских компаний уже поставляют свою продукцию на «Афрамаксы». Известно о компании «АБС Электро» — поставщике электро-технического оборудования для наших танкеров; также следует отметить челябинскую группу «Конар», которая изготавливает лопасти винтов для винторулевых колонок завода «Сапфир».

Отметим контакты «Звезды» с известным российским производителем интегрированных навигационных комплексов и систем управления движением судов АО «МНС», однако определить какие системы управления и навигационные системы устанавливаются на «Афрамаксы» из открытых источников невозможно.

Мы только можем предположить, что АО «МНС» способно выпускать соответствующую продукцию для «Афрамаксов», так как на сайте АО «МНС» имеется много информации о недавних поставках этих систем для портов, буровых установок и кораблей.

Кадры для «Звезды»

Осенью 2021 года штатная численность сотрудников «Звезды» достигла 4,5 тыс. человек. Из них 85% были жителями Приморья. Всего же к окончанию строительства судоверфи на ней должно будет трудиться более 7 тыс. человек. Кстати, открытые источники фиксируют рост населения города Большой Камень с 2018 по 2021 год как раз на 4 тыс. человек.

Изначально, для обучения сотрудников «Звезды» активно использовались стажировки в Корею. Однако, после того, как судостроители Южной Кореи прекратили сотрудничество со «Звездой» после начала СВО, нашим корабелам приходится искать кадры и повышать их квалификацию внутри России.

Судоверфь сотрудничает с 40 высшими и 23 средними учебными заведениями и ищет сотрудников по всей стране. Наработана практика заключения с верфью договоров целевого обучения. На 31 августа 2022 года было заключено 325 таких договоров.

Один из примеров такого сотрудничества — взаимодействие «Роснефти» с Уфимским Государственным Нефтяным Техническим Университетом и Башкирским колледжем сварочно-монтажного производства. Преуспевшие в учебе выпускники этих заведений получают приглашение на «Звезду».

Также, на базе самой судоверфи в 2023 году должен быть построен центр профессиональной подготовки, предназначенный для подготовки, переподготовки и обучения рабочих и технических специалистов судостроительного комплекса.

Безусловно, с появлением такого количества новых сотрудников и их семей сорокатысячный город Большой Камень не справится. Требуется строительство, в первую очередь, нового жилья.

Многоквартирные дома для сотрудников судоверфи строит ООО Специализированный застройщик «Визит дв». На сайте компании заявляется о 9 завершенных домах в Большом Камне этажностью от 5 до 10 этажей. Там же, по информации от застройщика, — свободных квартир в построенных домах практически нет.

Санкции

Как отмечалось выше, после начала СВО от сотрудничества по строительству «Афрамаксов» отказались корейские компании.

Также, еще до начала СВО в 2019 году General Electric — партнер российской стороны по строительству завода винторулевых колонок «Сапфир» — воспользовался условиями договора и запретил поставку гребных винтов, производимых на северодвинском предприятии «Звездочка» для газовозов, строящихся для компании «Новатэк».

Не остались в стороне от санкций и европейские компании. Французская инжиниринговая компания GTT, специализирующаяся на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ), приняла решение о приостановке работы в России. Этот шаг французов ставит под удар производство газовозов на «Звезде».

Суда, построенные и строящиеся на «Звезде» в текущий момент времени

29 июня «Звезда» передала заказчику ПАО «Совкомфлоту» четвертый танкер типа «Афрамакс» «Академик Губкин». В тот же день на воду был спущен 5-ый «Афрамакс» «Восточный Проспект». Всего же в процессе строительства на октябрь 2021 года на «Звезде» находилось 18 судов различных типов.

Если со строительством «Афрамаксов» есть определенная ясность, то информация о строящихся кораблях других типов очень противоречива. Так, в данный момент на «Звезде» строятся 5 СПГ газовозов для «Новатэка».

С одной стороны, как мы писали выше, французская GTT — поставщик технологии монтажа низкотемпературных емкостей для СПГ — в январе 2023 года заявила о приостановке контракта со «Звездой». С другой стороны, 20 июня глава компании «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил журналистам, что судостроительная верфь «Звезда» передаст в 2024 году «Новатэку» пять газовозов. Как это возможно, с учетом решения GTT, непонятно.

Еще в 2020 году на «Звезде» спустили на воду судно-снабженец проекта IBSV10022 для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов; однако прошло уже почти 3 года, а информации о передаче судна заказчику не поступало.

В том же 2020 году был заложен танкер-челнок усиленного ледового класса Arc6 «Валентин Пикуль». В апреле 2023 года опубликована его фотография на «Звезде» и заявлены планы по подключению к нему двух винторулевых колонок. О планах по передаче его заказчику ничего не говорится.

В различных стадиях постройки также находятся танкеры-продуктовозы MR, научно-исследовательские суда, мелкосидящие ледоколы и ледокол «Лидер».

Выводы

Итак, мы видим, что несмотря на сложную геополитическую обстановку и жесткие антироссийские санкции коллективного запада, «Звезда» пока сдает заказчикам крайне необходимые корабли (пока только «Афрамаксы»). Также надо отметить, что строительство судоверфи не остановлено, что дает основание предполагать дальнейшее усложнение и диверсификацию производственных операций, производимых в Большом Камне.

Выбор азиатских корабелов в качестве ключевых партнеров дальневосточного проекта «Роснефти» также, скорее всего, позитивно сказался на работе «Звезды». Азиатские партнеры либо не вводят против нас санкции, как китайцы, либо делают это в относительно мягкой форме, как корейцы. Мы видим, что проект пока более успешен, чем дальневосточные газохимические проекты «Газпрома» и «Сибура», где ставка была сделана на западные технологические решения.

Читайте также: Что будет с Амурским ГХК после выхода западных «партнеров»

Также следует отметить решение по привлечению «ЦКБ «Лазурит» к подготовке проектной документации для строительства «Афрамаксов». Возможно именно поэтому эти суда продолжают передаваться заказчику и после начала СВО и, соответственно, введения антироссийских санкций, ведь вся проектная документация на строительство «Афрамаксов» находится в России.

Тем не менее нельзя не обратить внимание на то, что постсоветская Россия не способна самостоятельно реализовывать такие крупные проекты и вынуждена всегда прибегать к широкой международной кооперации. Таким образом наша промышленность остается крайне зависимой от международной геополитической обстановки.

А значит необходимо оперативно наращивать свои технологические компетенции, и государство не может отстраняться от решения этой задачи.