Одним из мощнейших средств защиты идентичности является музейное дело. Занятые им подвижники собирали материалы, оформляли их и предъявляли экспозиции посетителям — смотрите, любуйтесь, гордитесь, сопереживайте, учитесь!

Пора переходить в наступление

Нет идентичности — нет народа. И кому-то нужно, чтобы его не было. К слову сказать, большинство членов нашего общества уже почувствовало, чем может обернуться крах идентичности. И сопротивляется тому меньшинству, которое по загадочным причинам делает всё возможное для того, чтобы идентичность всё же обрушилась. И при этом не очень задумывается, что произойдет в случае ее обрушения.

Одним из мощнейших средств защиты идентичности является музейное дело. Занятые этим делом подвижники собирали материалы, оформляли их и предъявляли экспозиции посетителям — смотрите, любуйтесь, гордитесь, сопереживайте, учитесь! В постсоветский период музеи расхищали, обрекали на нищенство, а кое-где и превращали в доходные дома самого разного типа. Но это приводило лишь к неравномерному угасанию музейного дела, а не к его превращению в свою противоположность, то есть в средство активного разрушения идентичности.

Не могу сказать, что такое выворачивание музейного дела наизнанку осуществил лишь уникум по фамилии Гельман. Мои друзья рассказывали мне, как их пригласили на одну из сессий «Валдайского клуба». Как на теплоходе они пришли в Тверь. Как в Твери их вместе с иностранцами повели в музей. И там угощали экскурсиями, в ходе которых говорили об ужасах, на которые тверскую землю обрекли сталинские военачальники, усыпавшие тверские поля русскими костями в годы Великой Отечественной войны. А также об извечном желании тверяков выйти из состава России и войти в состав Литвы. Экскурсии проводила хорошо одетая напористая дама. Когда российские участники «Валдайского клуба» попытались ее урезонить, она резко им ответила: «Во-первых, это всё правда, долгое время скрываемая от общества. А, во-вторых, это лекция для иностранцев, и мы получили от местного руководства соответствующее задание». Местным руководством тогда был наш отечественный миллиардер господин Зеленин. Гельманом там, что называется, и не пахло.

И всё же главным мастером окончательного извращения музейного дела стал именно Гельман, что позволяет говорить о «гельманизации» музейного дела как о способе войны с идентичностью. К Гельману подключались разнообразные «солдаты удачи», желающие повоевать с идентичностью. Например, создатели музея «Пермь-36», в котором гельманизация культуры дополнилась, образно говоря, гельманизацией истории.

Поразительным образом всё это происходило под лозунгом движения в сторону осовременивания музейного дела. Мол, в связи с отсталостью России надо ускоренно создавать современные музеи. Именно этого требуют, по мнению бизнесменов-музейщиков типа Гельмана, креаклиные россияне. Предложение осчастливливать креаклов за счет частных пожертвований, а не щедрых бюджетных вливаний, господа типа Гельмана яростно отвергали. Когда же им предлагали хотя бы поделиться бюджетными средствами, выделяемыми на музейное дело, с другими гражданами России — не такими креакливыми, данные господа возмущались особенно яростно, утверждая, что значение для России продвинутого меньшинства несравнимо больше, чем значение для России какого угодно большинства отсталых, несовременных граждан.

Движению «Суть времени» не оставалось ничего другого, кроме как возглавить борьбу против бизнесменов-музейщиков, превращающих музейное дело в средство демонтажа идентичности. Гельман потерпел поражение в ряде регионов России, что называется, вышел из большой игры по разрушению идентичности с использованием музеев. И очень сетовал, что ему поломали эту игру возмутительные сутевцы, получившие, вероятно, от кого-то огромные средства. Потому что так яростно, по мнению Гельмана, можно было против него бороться только за деньги. Не будем обсуждать здесь всю позорную курьезность позиции Гельмана. Поговорим о другом.

Конечно же, отпор гельманизации музеев — дело важное и крайне необходимое. Но — категорически недостаточное. Предложить взамен «гельманизации» музеев что-то другое — вот в чем задача «Сути времени». И сейчас наступает момент, когда возможен прорыв в этом направлении.

В мае 2015 года в Красноярске на площадке культурно-исторического центра (КИЦ) состоится масштабная выставка, посвященная 70-летию победы СССР в Великой Отечественной войне. Об этой выставке мы уже писали в газете. Сейчас сообщаем о том, что Министерство культуры Красноярского края уже одобрило проект такой выставки. И что у читателей нашей газеты есть возможность включиться в данное начинание.

Выставка, посвященная Великой Отечественной войне, называется «Весна человечества». Для замысливших эту выставку красноярских сутевцев, выставка является всё той же борьбой за укрепление идентичности, а также борьбой против разрушения оной. Ведь Великая Отечественная война — это важнейшее событие не только нашей, но и мировой истории ХХ века. Огромное как по масштабам сражений, так и по вовлеченным в противостояние ресурсам, по общему напряжению сил, по степени сопротивления народа и армии захватчикам, по трагизму и жертвенности, наконец.

Но в нынешнее, постсоветское время на историческом фронте идет уже другая битва — попытки демонтажа последней «скрепы» исторического самосознания нашего народа — Великой Отечественной войны. Нынешние борцы с прошлым проводят наглые аналогии между СССР и Третьим рейхом, уравнивают личности Сталина и Гитлера, смакуют миф о бездарности советского военного руководства и о «победе вопреки» — тем самым десакрализуя Великую Победу и подменяя ее «трагедией европейских народов». Нацизм из «позора Германии» постепенно превращается в нечто нейтральное, в не подлежащую осуждению «часть исторического прошлого»...

Сказать «нет» такому подкопу под идентичность, противопоставить ему альтернативный подход — вот в чем задача выставки.

Силы, посягающие на нашу идентичность, наносят удар за ударом по краеугольному для этой идентичности факту Великой Победы в величайшей из мировых войн. Исследования показывают, что общество в целом этому яростно сопротивляется. Но, тем не менее, наши враги добились определенных успехов. Особенно в том, что касается сознания молодежи. Для этого применяются все постмодернистские методы в духе того же Гельмана и ему подобных.

В результате в сознании современных людей при упоминании понятий «Великая война» или «Великая Победа» и т. д. всплывают некие взаимоисключающие, клипово-осколочные сведения, лубочные образы, припудренные безадресным эмоциональным возбуждением. Великая Отечественная война перестает быть бесконечно сложным героическим Целым и становится лишь набором случайных, упрощенных а, зачастую, и извращенных фактов.

Поэтому, показывая подлинный ход событий и явлений Великой Отечественной войны, организаторы красноярской выставки «Весна человечества» хотят предъявить обществу ее действительную трагическую и героическую историю, преодолеть накопившиеся за долгие годы штампы и мифы «альтернативного», а по сути, лживого подхода к освещению вех того судьбоносного времени. И это их первая задача.

Вторая задача — раскрыть подлинное содержание того противоборства, которое является идейным стержнем Великой Отечественной войны. Казалось бы, зачем ломиться в открытую дверь? Но не тут-то было. Мы видим, как за последние 30 лет всё более настойчиво оформляется лукавая концепция идеологического равенства двух главных действующих сил войны 1941–1945 гг. — коммунистического Советского Союза и фашистской Германии. Используя в качестве инструментов как прямую неправду, так и намеренные передергивания и искажения, идеологи современного российского искусства создают поражающий своей лживостью и пошлостью образ «двух тоталитарных зверей, сцепившихся в схватке за мировое господство». В результате появляются такие преступные пасквили, как фильмы «Сволочи», «Сталинград», «Утомленные солнцем 2» и др. Наша же цель — защита исторического достоинства страны, победившей мировое Зло, и исторической правды о подлинном смысле государственных идеологий СССР и Германии.

Третья задача — сформировать представление о победном духе, вере и воле советского народа и советского руководства. Наши деды и прадеды завоевали Великую Победу своей кровью. И произошло это не потому, что за каждым полком или дивизией стояли «заградительные отряды». Нет, у бойцов и командиров Красной Армии была вера — вера в идеалы, в свою страну, в то, что они борются за светлое будущее для нас — их потомков.

Четвертая задача — через призму подвига советского народа посмотреть на современное состояние каждого посетителя выставки. Без ложного пафоса и пошлых издевок, честно и правдиво показать, каким был и на что был способен человек того великого военно-исторического времени. Человек, духовно мобилизованный. Человек, накаленный идеей и смыслами. Человек действия. И на этом примере подвести современного российского гражданина к осознанию того, что он — наследник своих великих дедов и прадедов, что самим фактом рождения в России он становится соучастником ее великой истории и Великой Победы.

С более подробным планом, сюжетами выставки и т. д. можно познакомиться на сайте проекта. Название будет «весначеловечества.рф».

Устроители выставки ждут помощи от всех тех, кто осознает степень важности решаемой ими задачи. Повторяем, мало дать отпор гельманам, надо, выиграв оборонительные бои, переходить в наступление.