Напишите комментарий
Чтобы написать комментарий, нужно представиться.
ico

Артик 16:09 29.10.23

Кургиняна давно смотрю, уважаю. И совсем не хочу с ним спорить, наоборот, в большинстве согласен. Хочу просто выразить своё личное мнение в рамках любительских философских умозаключений.

 

Вопрос, наверное, актуальный и правильный: «Нужно найти духовный стержень». Но что это такое? В чём он проявляется и чем является по своей сущности? Если мы будем смотреть на этот вопрос с оглядкой на политику, то вряд ли у нас что-то получится. Духовный стержень не совсем то, что мы называем «великим прошлым, героической самоотверженностью, выдающейся литературой» и так далее. На любой вопрос лучше отвечать по сути его запроса. Если «духовный стержень» – значит мы ищем конкретно духовный стержень, а не метафоры… Во-первых, я считаю, что большой ошибкой будет придавать духовному стержню национальный окрас, ибо человечество не сводится к отдельной нации. Во-вторых, духовный стержень отражает не столько дух конкретной эпохи, сколько более широкий промежуток времени, например, вечность. В итоге, у меня получается, что духовный стержень охватывает время и пространство в неограниченном масштабе. Другими словами, духовным стержнем может быть только стержень всего мира, и «не просто мира, а всей истории мира», как говорил один американский президент.

 

Человеческое сознание представляет собой ничто иное как фрактал. Фрактал – это самоподобная фигура, где любая его отдельная часть является точной копией всей фигуры в целом. Если говорить языком философии, то фрактал есть тождество субъекта и объекта, личного и общего, целого и множественного. Все люди на Земле – это один и тот же человек, живущий в разных телах. Все люди на Земле – это одно целостное сознание, которое проявляет себя во множестве отдельных «животных без перьев и с плоскими ногтями», как говорил Платон о человеке. По сути, человек – это почва для сознания. Вася, Петя и Сидор – три разных человека, но душа у них одна, общая.

 

Когда мы говорим, что у каждого человека есть своя душа, мы утверждаем не совсем правду. Отдельную душу отдельного человека можно описать на следующим примере. Возьмём большое зеркало. Включим большую лампу, которая будет отражаться в этом зеркале. Теперь разобьём зеркало на тысячи разных осколков. Теперь одна и та же лампа отражается в каждом из этих осколков. Но поскольку каждый из тысячи осколков отличается от других, то и отражение лампы в нём так же отлично. Такое отражение называется «искажённым отражением». Осколки отличаются между собой по размерам, по кривизне, по чистоте и т.д. и т.п. Соответственно, каждый из них вызывает искажённое отражение в той или иной степени, поэтому мы не можем увидеть в них лампу в точном её виде. Порой лампа вообще не отражается… И это искажённое отражение мы называем отдельной душой отдельного человека. И чтобы лампа отражалась так как следует, необходимо отшлифовать все осколки соответствующим образом, и тогда эти осколки смогут даже соединиться обратно в первозданное зеркало. В принципе, в этом их миссия и состоит.

 

Из вышеуказанного примера видно, что человеческое общество должно прийти не к коммуне (о фрагментации я даже и не говорю), а к фракталу. Коммуна есть единство личностей, а фрактал есть единая Личность. Единая Личность и единство личностей – не совсем одно и то же. И если мы начнём рассуждать, Кто же именно отражается в нашем зеркале, тогда нам придётся отказаться от научного атеизма так же, как рыба от моря с керосином вместо воды.

 

Искать духовный стержень в чём-то ином будет не просто неправильно, оно попросту уже поздно. Где-то в 17 веке мы могли бы под духовным стержнем подразумевать условную «красоту русской нации» и жить в таком состоянии века три. Сейчас нет времени сочинять духовные стержни, эпоха требует аксиом, а не сочинительств.

 

Одну из этих аксиом я привёл выше так, как её вижу я.