1. Война с историей
  2. Украинские националисты
Москва, / ИА Красная Весна

Исследователь выяснил, где лежат корни жестокости бандеровцев

Иллюстрация к книге Тараса Шевченко «Гайдамаки», 1886 год
Иллюстрация к книге Тараса Шевченко «Гайдамаки», 1886 год

Корни жестокости бандеровцев времен Великой Отечественной войны и нацбатов в современной Украине во многом заложил поэт Тарас Шевченко, пишет исследователь Андрей Берсенев в авторской статье «Тарас Шевченко и ген украинского насилия», вышедшей в 478 номере газеты «Суть времени».

Победа Майдана на Украине в 2014 году вынесла на поверхность современных украинских нацистов со всеми творимыми ими зверствами, которые мы наблюдаем и сейчас, во время проводимой на Украине спецоперации по денацификации. Создается впечатление, что последователи Бандеры ни в чём не хотят уступать своим идейным предшественникам, орудовавшим во время Второй мировой войны.

Андрей Берсенев: «Тарас Шевченко и ген украинского насилия — глава из книги «Украинство…»

Жертвы резни, совершенной УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в селе Липники, Польша, 1943 г.
Жертвы резни, совершенной УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в селе Липники, Польша, 1943 г.

Однако корни этой жестокости лежат ещё глубже, и во многом заложил их никто иной, как духовных отец Украины — поэт Тарас Шевченко, утверждает один из авторов книги «Украинство» Андрей Берсенев.

Современный украинский нацизм с его «Украина по-над усе» или «Слава Украине» с известным ответом, со всеми этими Ярошами и Билецкими, со сжиганием живьем наших пленных под неистовые зигования — все это отнюдь не является чем-то бесконечно чуждым Тарасу Шевченко, чем-то «из совсем другой оперы». Нет! Кобзарь заложил своим творчеством это, и именно это. И в первую очередь ― своими «Гайдамаками».

Как пишет автор, с легкой руки Шевченко был создан весьма изуверский образ украинского героя. Речь про исторический эпос «Гайдамаки», описывающий «Колиивщину» — восстание на юго-восточных окраинах тогдашней территории Польши в XVIII веке, включая резню в Умани — массовые убийства казаками поляков, евреев и униатов.

Озверевшие казаки затаптывали людей лошадьми, «сбрасывали с крыш высоких зданий», детей «поднимали на концы пик», колесовали их на глазах у матерей. По свидетельству очевидцев, «улицы города были усеяны трупами или изувеченными, недобитыми людьми», «ручьи крови всюду виднелись», «трупы сделались добычей свиней и собак».

Что интересно, труд Шевченко фактически вторичен по отношению к роману польского русофоба Михаила Чайковского «Вернигора». Чайковский — представитель украинской школы польского романтизма, если говорить о литературном творчестве, а по совместительству — член польской спецслужбы «Отель Ламбер», прививавший жителям Малороссии польский казацкий мифа с целью отрыва ее от России.

Как утверждал друг Шевченко скульптор Иван Мартос, содержание «Гайдамаков» и большую часть подробностей «отец украинской нации» целиком взял из романа Чайковского.

Что же за героический образ создает в своем произведении Шевченко? Один из них — казак Гонта, убивший собственных детей, поскольку они — «дети католички».

Гонта, обращаясь к трупикам деток, объясняет им свой поступок: «Вы на милую Украйну // Поглядите, дети: // Ведь она… из-за нея, ведь, // Нам не жить на свете».

Таким образом, Гонта приносит своих собственных детей в жертву на алтарь, где божеством оказывается Украина. Бог Авраама отказался от такой жертвы и наложил на нее запрет. На основе этого запрета возникла цивилизация. Шевченко отменяет этот запрет.

Прочитав «Гайдамаков», ближайший сподвижник Шевченко, его истый почитатель, Пантелеймон Кулиш написал своему кумиру: «Это торжество мясников, а драма Ваша — кровавая бойня, от которой поневоле отворачиваешься».

В итоге создается некий украинский казацкий миф, ставший, как мы позже увидим, основой проекта украинизации. Миф, который даже сподвижник Шевченко из сепаратистского Кирилло-Мефодиевское братства охарактеризовал, как «торжество мясников». Миф, который начали активно насаждать, результаты чего не заставили себя долго ждать — например, в Галиции.

Но мы знаем, что этим всё не закончилось ― как будто этого было мало! Всем нам памятны бесчинства бандеровцев во время Великой Отечественной войны: массовые расправы над русскими, коммунистами, евреями, поляками, украинцами. Мы помним бандеровский мятеж в Киеве в 2014 году и последовавшие события: 2 мая в Одессе, бандеровский «вклад» в АТО в Донбассе. Сегодня на Украине всё это взорвалось новой эскалацией зверства.

Такая неизменная повторяемость одного и того же изуверского почерка говорит о заложенном в украинскую идентичность некоем социокультурном коде, который каждый раз в разных условиях воспроизводит себя одинаково.

Ну так это и называется создать архетипический миф родины. Что и сделал Шевченко. А последователи развили начинание.

Читайте подробнее: Цикл статей «Украинство»