Механизм взаимодействия нанотел с SARS-CoV-2 выяснили ученые Питтсбурга

Изображение: Варвара Раджабова © ИА Красная Весна
Коронавирус SARS-CoV-2

Механизм нейтрализации вирусов SARS-CoV-2 нанотелами выяснили ученые Медицинской школы университета Питтсбурга, 3 августа сообщает журнал Nature Communications.

В исследовании ученые обнаружили, что разработанные ими нанотела сохраняют свою активность в отношении всех видов SARS-CoV-2. Было обнаружено три различных механизма, с помощью которых нанотела обезвреживают вирус и не позволяют ему заражать клетки.

«Это первый случай, когда кто-либо систематически классифицировал сильнодействующие нанотела на основе их структуры. Делая это, мы не только предоставили подробную информацию о механизмах, которые наши нанотела используют для борьбы с SARS-CoV-2, но и раскрыли направления разработки будущих терапевтических средств», — сказал старший автор Йи Ши, доктор философии, доцент кафедры клеточной биологии в Питте.

Для наблюдения за взаимодействием нанотел с вирусом ученые использовали криоэлектронную микроскопию высокого разрешения. Были выбраны восемь высокоактивных нанотел для изучения.

Исследования подтвердили, что некоторые из нанотел активны против Альфа-, Дельта- и нескольких других вариантов вирусов SARS-CoV-2, которые вызывают повышенное внимание ученых.

Они также классифицировали нанотела на три основные группы в зависимости от того, как они взаимодействуют с белками-спайками, которые обеспечивают проникновение вируса в клетки человека.

Первый класс нанотел имеет свойства более «привлекательные» для вируса, чем клетки организма. И вирус более активно связывается с этими нанотелами, чем с клетками.

Второй класс нанотел связывается с областью белка-спайка, которая сохранялась при всех мутациях коронавирусов. Она также присутствует в его первой версии — SARS—CoV-1. Это означает, что он может нейтрализовать SARS-CoV-2 и его варианты, а также другие коронавирусы.

Третий класс нанотел цепляется к той части белка спайка, к которой не могут получить доступ более крупные антитела. Связываясь с этой областью, наночастица предотвращает сворачивание белка так, как это необходимо для проникновения в клетки человека.

«Описание всех этих слабых мест и способов воздействия на SARS-CoV-2 и вообще коронавирусов в целом имеет огромный потенциал. Это не только поможет нам выбрать и усовершенствовать нанотела для лечения и профилактики COVID-19, но также может привести к созданию универсальной вакцины, предотвращающей все виды заболеваний, вызванные коронавирусами», — сказал Ши.