Эффективность водородной энергетики еще надо доказать — эксперт

Изображение: (сс) Lada-2108
Ту-155 — летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154 для летных исследований двигателей с использованием криогенного топлива
Ту-155 — летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154 для летных исследований двигателей с использованием криогенного топлива

Электрохимические генераторы (ЭХГ), в которых водород используется в качестве топлива, создают гораздо меньше проблем при эксплуатации по сравнению с двигателями, использующими водород в качестве горючего, заявил историк науки Сергей Александров 22 июля в интервью ИА Красная Весна.

«У ЭХГ и КПД выше, если иметь в виду всё преобразование, от химической энергии водорода и кислорода до механического движения автомобиля, самолёта (винтового) или, допустим, подводной лодки. Значит, водорода нужно меньше, и хранить его можно не в криогенных баках, а в виде, например, интерметаллических соединений — это тяжелее, зато нет возни с криотехникой», — пояснил эксперт.

Он рассказал о принципе действия топливных элементов ЭХГ: «Идет холодная реакция окисления водорода кислородом без горения на специальных мембранах. На выходе получаются дистиллированная вода и постоянный ток. Можно окислять и воздухом — поскольку температура низкая, окислы азота не образуются, а что эффективность меньше, зато проблем с кислородом нет».

Читайте также: Минэнерго представило план развития водородной энергетики в России

Если же говорить про использование водорода в качестве горючего, то по мнению Александрова, у этого подхода есть как достоинства, так и очевидные недостатки. Среди достоинств он выделил большую, чем у керосина и бензина, энергоемкость и отсутствие СО и СО2 в продуктах сгорания. «Недостатки — сложности в эксплуатации. Плотность жидкого водорода — 71 кг/куб.м, температура — -253 (минус двести пятьдесят три! ) градуса Цельсия, высокий риск образования гремучего газа и взрыва», — отметил эксперт.

Он также подчеркнул, что, если использовать для сжигания атмосферный воздух, то окислы азота всё равно образуются, а стандарты «евро» регламентируют именно их.

На взгляд эксперта, использование водорода в автомобилях и самолетах, а такие примеры есть (автомобиль «Квант-РАФ» и самолет Ту-155) выглядит малоперспективным. А вот в космонавтике большой энерговыход принципиально важен. Поэтому, когда речь идет о тяжелых ракетах, то сразу вспоминают водород.

Читайте также: В борьбе Роскосмоса с водородом водород побеждает

Но главным в вопросе водородной энергетики, по мнению Александрова, является то, что водород — не первичный источник энергии. В чистом виде на Земле он не встречается. Чистый водород нужно выработать на специальном производстве. В нашей стране его производят не из воды, а из природного газа, так получается энергетически выгоднее.

«Получение чистого водорода должно быть запитано произведенной где-то энергией. Для конечного пользователя транспортного средства это может быть и существенно удобнее, особенно по сравнению с традиционными аккумуляторами. Но в целом, во всём энергокомплексе от первичного источника энергии (ископаемое горючее, атомная энергия, гидро-, ветровая, геотермальная, солнечная) до конечного потребителя экономическую эффективность ещё надо доказать» — объяснил эксперт.

Тут, на его взгляд, необходимо еще учесть, что технологический уровень производства агрегатов и систем для водородной энергетики всё равно должен быть существенно выше, чем, например, традиционных дизелей.