В Латвии успокоили фермеров, чьи участки затронет укрепление границы

Создание антимобильной инфраструктуры для военного укрепления восточной границы не потребует экспроприации зданий и не затронет территории кладбищ, пояснила директор департамента по связям с общественностью министерства обороны Латвии Гуна Гаврилько 11 октября в интервью LSM.
В начале октября парламент Латвии принял закон о создании антимобильной инфраструктуры, который позволит ускорить военное укрепление границы с Россией и Белоруссией. Среди мероприятий упоминается строительство противотанковых рвов, размещение преград, обустройство хранилищ инженерных материалов и другие технические решения, затрудняющие передвижение возможного противника.
Для этого требуется земля, в том числе принадлежащая частным владельцам на границе. В основном это сельскохозяйственные угодья и леса. На запланированных 2000 га, необходимых стране для укрепления национальной безопасности, также находятся кладбища.
«В настоящее время военные инженеры завершили работу по обследованию границы и определили конкретные точки, в которых необходимо создать различные противомобильные заграждения. Таким образом, есть четкие списки, на какие объекты это может повлиять», —сказала Гаврилько и пояснила, что министерство обороны не может обнародовать данную информацию, потому что в этом случае потеряется смысл создания препятствий.
Как отмечает LSM, отсутствие информации вызвало волнения у жителей приграничных территорий. Они опасаются, что им негде будет заниматься сельским хозяйством, а попытки получить подробную информацию по телефону, обозначенному министерством, не помогают. В минобороны пояснили, что по телефону можно разъяснять сущность закона, процедуру отчуждения или, например, методологию оценки недвижимости, но не более того.
«К сожалению, мы не сможем ответить людям по этому мобильному телефону, будет ли их конкретное имущество конфисковано или нет, потому что мы предоставляем такую информацию человеку только лично, и, соответственно, по телефону мы не сможем определить, звонит ли нам настоящий землевладелец», — рассказала Гаврилько.
Она отметила, что землевладельцев проинформируют об отчуждении участков в частном порядке, а также попросят не разглашать эту информацию даже ближайшим соседям, чтобы планы Латвии по обороне не попали в чужие руки. Отчуждение земли будет компенсировано. Гаврилько заверила, что компенсацию получат также крестьяне, которые обрабатывают землю, арендуемую у муниципалитетов. В таких случаях будут искать индивидуальные решения.
Жителям также непонятно, что будет с приграничными кладбищами. На вопрос, будут ли кладбища включены в список земель, на которых планируется возводить антимобильную инфраструктуру, Гаврилько ответила отрицательно.
«Кладбища никоим образом не используются для размещения этих конкретных антимобильных заграждений. И в целом все эти препятствия для передвижения устанавливаются таким образом, чтобы не мешать хозяйственной деятельности, максимально не мешать, чтобы сохранить как хозяйство, так и предоставление услуг фермерами и обработку земель», — сказала Гаврилко.
В целях укрепления границы также не будут отчуждены частные дома и хозяйственные постройки. Министерство обороны пообещало проинформировать всех, кто пострадает от экспроприации земли, к январю 2026 года.