В Италии отменен закон столетней давности о цензуре в кино
Родившийся в 1914 году на заре кинематографа итальянский закон о цензуре подкосил некоторых гигантов широкого экрана — включая фильм «Последнее танго в Париже», — но теперь и перед ним опустился занавес. «Цензура в кино отменена», — заявил министр культуры Дарио Франческини поздно вечером в понедельник, сообщило 6 апреля агентство AFP.
«Система контроля и вмешательства, которая всё еще позволяет государству вмешиваться в свободу художников, окончательно уничтожена», — сказал он.
В результате теперь уже нельзя будет блокировать выход нового фильма или требовать изменений по моральным или религиозным соображениям. Вместо этого кинематографисты будут классифицировать свои фильмы в зависимости от возраста аудитории.
Их решения будут подтверждаться новой комиссией, состоящей из 49 представителей киноиндустрии, но являющихся в то же время экспертами в области образования и прав животных.
«Это форма саморегуляции. Мы достаточно взрослые», — сказал режиссер Пупи Авати, чей фильм 1970-х годов «Бордель» оказался объектом цензуры. Этой процедуре в Италии за последнее столетие были подвергнуты сотни фильмов, главным образом по политическим, моральным и религиозным причинам.
Самой известной была номинированная на премию «Оскар» картина Бернардо Бертолуччи 1972 года «Последнее танго в Париже», все копии которой были уничтожены, за исключением трех, сохраненных как «доказательство преступления».
Согласно данным агентства Cinecensura, с 1944 года в Италии были подвергнуты цензуре 274 итальянских фильма, 130 американских и 321 фильм из других стран.
Более 10 000 картин были каким-то образом изменены, включая работы таких режиссеров, как Федерико Феллини.
Но для некоторых художников цензура имела эффект привлечения зрителей, отмечает агентство. «Это делает фильмы более соблазнительными, вызывая общественный интерес, особенно те, в которых присутствует эротическая тема», — сказал Авати.